Blueprint
T

четвертый

элемент

В Париже с успехом, если не с триумфом завершилась ярмарка Paris+ par Art Basel. Несмотря на чудовищный новостной фон, продажи в Grand Palais Éphémère были очень высокими, а целая серия сопутствующих ярмарке городских мероприятий возвращала французской столице статус столицы мировой — как минимум в мире искусства. Свидетелем исторической экспансии стал журналист Виталий Котов.

текст:
виталий котов

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Теоретически серьезная турбулентность в мировой политике и экономике обязана способствовать спаду на арт-рынке. Однако в реальности за последние десятилетия снижение цен на искусство отмечалось лишь дважды — после войны в заливе 1991 года и после глобального кризиса 2008 года.Третьим подтверждением вполне могла бы стать Парижская ярмарка 2023 года, однако даже самые мрачные новости не повлияли ни на интерес гостей к искусству, ни на их платежеспособность.

Art Basel, пожалуй, самая известная ярмарка современного искусства в мире, которая существует с 1970 года. В 2002 году ее владельцы открыли филиал в Майами, в 2008 году — в Гонконге, а в 2022-м добрались и до Парижа. И в каждом из этих городов они всегда тесно взаимодействовали с местными властями в том, чтобы превратить ярмарку в настоящее событие не только для конкретного мегаполиса, но и привлечь коллекционеров, кураторов и других арт-деятелей со всего мира.


Считается, что окупаемость любой новой арт-ярмарки укладывается в четыре года. Paris+ par Art Basel проходила в этому году во второй раз и продемонстрировала очевидный успех организаторов в их желании укорениться в Париже: если год назад со всех сторон были слышны стенания старожилов о «захватчиках», которые пришли из Базеля, заняв традиционное место ярмарки Fiac, то на этот раз о почившей предшественнице уже почти не вспоминали. И большого сюрприза в этом нет: если Fiac за годы существования превратилась в мероприятие значимое, но привычно рутинное, то Paris+ par Art Basel добавил Парижу ажиотажный драйв, который просто невозможно было не заметить.

Вокруг Paris+ par Art Basel в столице Франции развернулась публичная программа с выставкой скульптур в саду Тюильри, «Волной» Урса Фишера на Вандомской площади, экспозицией — диалогом мэтров Даниеля Бюрена и Микеланджело Пистолетто в Йенском дворце, инсталляциями в Школе изящных искусств и Институте Франции и целой серией паблик-токов в Центре Помпиду. Проходящие в эти же дни каждая в девятый раз ярмарка «молодого» искусства Paris Internationale и азиатского искусства Asia Now, а также ярмарка африканского совриска АКАА и множество вернисажей в галереях города позволили Парижу побороться за первенство с его извечным соперником Лондоном, где неделей раньше состоялась ярмарка-конкурент Frieze. Очевидно, что Лондон после брекзита перестает быть не только финансовой столицей Европы (c 2022-го Парижская биржа впервые идет с Лондонской ноздря в ноздрю), но и самым привлекательным арт-центром континента.

Конечно, «передвижной цирк-шапито современного искусства» (как метко выразился в частной беседе один из комиссаров российского павильона на Венецианской биеннале) и на этот раз частично переехал из столицы Великобритании после очередной ярмарки Frieze в столицу Франции на Paris+ par Art Basel. Но все же значительное число важных галерей и знаковых коллекционеров в этом году полностью предпочли Париж Лондону, просто проигнорировав Frieze.


О стабильности говорил состав участников — из 140 секций основного выставочного пространства в этом году обновились лишь десять. Уже в первые часы, если не минуты работы ярмарки несколько грандов галерейного бизнеса отчитались о продаже почти всех представленных на своих стендах работ — 18 октября, с 10 утра, когда двери Гран-Пале-Эфемер открылись для обладателей заветных бейджей First Choice, можно было уверенно говорить об успехе Paris+ par Art Basel. Потомственный галерист Дэвид Цвирнер простился с произведениями Керри Джеймса Маршалла за 6 миллионов долларов и с работами Марлен Дюма и Элис Нил по 3 миллиона долларов за каждую. Наибольшей ценой для галереи Hauser & Wirth стали 2,3 миллиона за картину Джорджа Кондо. Галерея Гагосяна сообщила о расставании с работами Урса Фишера, Джузеппе Пеноне, Кита Харинга и Сая Твомбли. Очевидно, что эти галереи многократно окупили 80 тысяч евро, заплаченные за аренду 64 квадратных метров, даже с учетом вложений в дизайн и прочие сопутствующие расходы.

В то же время у других галеристов остались ждать своих покупателей Марк Ротко за 40 миллионов или Рене Магритт за 2,3 миллиона. Но такие громкие имена и астрономические ценники зачастую служат лишь маяком или приманкой для покупателей, готовых приобрести «что-то попроще», но тоже инвестиционно привлекательное. В какой-то момент мы устроили с коллегами игру под девизом «Угадай цену» и в целом были не далеки от истины во всех случаях — провал случился с полотном Баскии на одном из стендов. Миллион двести тысяч — мимо, полтора миллиона — мимо, и даже «мои» 8 миллионов оказались сильно заниженной оценкой — все-таки многомесячная выставка любого художника в Fondation Louis Vuitton сильно поднимает его капитализацию, буквально до 20 миллионов за картину.

На нынешнем Paris+ par Art Basel хватало галерей, выставляющих работы с солидным провенансом: от Матисса, Пикассо, Майоля, Климта, Купки, Кандинского, Шиле и даже «Таможенника» Руссо до Жоана Миро, Луизы Буржуа, Роберто Матты, Николя да Сталя, Лючо Фонтаны и Ле Корбюзье. Формирующий высокую цену принцип «хороший художник — мертвый художник» позволяет окупить расходы на аренду стенда даже в случае продажи лишь одной работы статусного покойника. У живых классиков — другая задача. Узнаваемые скульптуры Энтони Гормли, Такаси Мураками или Жауме Пленса у кого-то, возможно, и вызывали восклицание «Ну сколько можно!», но явно добавляли почти музейной атмосферы пространству Grand Palais Éphémère. В удаленном от основного павильона отсеке были представлены стенды молодых да ранних галерей, выставляющих таких же молодых да ранних художников. Одиннадцать из четырнадцати квартирантов этого медвежьего угла сменились в этом году, и, вероятно большинство нынешних дебютантов мы не увидим в 2024-м.


Paris+ par Art Basel в этом году последний раз проходила во «Временном Большом дворце» — павильоне, возведенном на Марсовом поле недалеко от Эйфелевой башни на период тотальной реставрации «настоящего» Гран-Пале. В следующем году ярмарка переедет уже в знаменитый эксподворец, построенный к Всемирной выставке 1900 года, увеличит благодаря этому площадь стендов и количество галерей-участников и сменит название на более простое и ясное Art Basel Paris. Владельцам зонтичного бренда Art Basel удалось создать под ним сразу четыре суперъярмарки, каждая из которых занимает теперь свое место в ежегодном календаре крупнейших коллекционеров и галеристов — Базель в июне, Париж в октябре, Майами в декабре и Гонконг в марте. Правда, многие эксперты сходятся во мнении, что уже будущий год покажет еще больший интерес и продавцов, и покупателей к Парижу в ущерб «материнскому» Базелю — но, возможно, хозяева ярмарки, так усиленно разрабатывающие это новое для себя направление, к такому исходу вполне готовы.

5 самых заметных работ Paris+ par Art Basel 2023

1

Ироничный «Наполеон на зебре» Ай Вэйвэя, собранный из лего самым влиятельным в мире художником, просто невозможно было не заметить. Огромная работа, размером не уступающая знаменитому «подлиннику» Жака Луи Давида «Бонапарт на перевале Сен-Бернар», была расположена прямо напротив главного входа на ярмарку на стенде галереи Neugerriemshneider. Это же место год назад украшала «Спящая Венера», выполненная тем же автором в той же технике по мотивам картины Джорджоне — заявка на стабильность, заставляющая уже сейчас делать ставки на сюжет блокбастера Ай Вэйвэя на Paris Art Basel 2024

2

Полотно Olive over Red Марка Ротко, представленное галереей Pace, привлекало всеобщее внимание прежде всего своей заявленной ценой в 40 миллионов долларов, особенно на фоне масштабной выставки мэтра абстрактного экспрессионизма, только что открывшейся в Fondation Louis Vuitton.

3

Гигантская скульптура Аристида Майоля La Rivière далеких 1938-1943 годов, вальяжно раскинувшая ноги на стенде Lévy Gorvy Dayan Gallery, зримо демонстрировала арт-консерватизм в эпицентре ярмарки современного искусства — вполне возможно, самый разумный подход в эпоху мировой нестабильности.

4

Картина Untitled (Billy) Анне Имхоф, выставленная галереей Spruth Magers, вызывала неподдельный интерес многих — техника «холст, масло» далеко на сразу угадывалась в этой работе в жанре фотореализма. Особенно учитывая тот факт, что немецкая художница, работающая скорее в междисциплинарных жанрах, прославилась перформансом «Фауст», за который получила «Золотого льва» на Венецианской биеннале 2017.

5

Работа Сары Лукас Six cent soixante-six на стенде Sadie Coles HQ Gallery демонстрировала Triumph TR6 с тряпичной куклой на капоте машины — юмористичный протест художницы в адрес британского сексизма.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}