полосатый рейс
текст:
виталий котов
В Национальном музее Пикассо в Париже работает выставка «Праздник Пикассо: коллекция в новом свете» — в честь пятидесятой годовщины со смерти художника руководство музея пригласило британского модельера Пола Смита переосмыслить и перемонтировать постоянную экспозицию — и таким образом снова привлечь зрителя, который знает ее наизусть. Что получилось — рассказывает Виталий Котов.
Восьмого апреля исполняется 50 лет со дня смерти Пабло Пикассо — самого влиятельного и самого знаменитого художника ХХ века. Национальный музей Пикассо в Париже по случаю юбилея инициировал сразу 40 выставок в 2022-2024 годах по всему миру. На эти гастроли отправились и работы из собственной коллекции музея — а в ней более 2000 произведений Пикассо от графики до скульптуры, включая 200 картин. Но что делать с домашней экспозицией, чтобы собрание не выглядело поредевшим, да еще и привлекало новизной подачи? Музей придумал яркий маркетинговый ход, пригласив в качестве арт-директора юбилейной экспозиции сэра Пола Смита — дизайнера, известного своей работой с цветом.
И Смит блестяще справился с поставленной задачей: расставил дизайн-акценты так, что они всячески подчеркивают достоинства работ Пикассо, да еще и делают практически каждый зал инстаграм*-привлекательным. При этом произведения немногих современных авторов, которые должны заполнить пустоты и придать выставке свежего дыхания, Смит разместил таким образом, что они лишь аккомпанируют работам главного героя, не оставляя у посетителя никаких сомнений в том, где здесь «настоящие» шедевры.
Внешне приемы Смита могут выглядеть предсказуемыми — если в зале размещены картины «голубого» периода, то и его стены окрашены в меланхолично-синий, если пространство посвящено произведениям времен Второй мировой войны — то оно мрачно-коричневое, а если это зал с работами на тему столь любимой художником корриды — то он ярко-алый, как плащ тореадора. Однако все это безукоризненно работает на главную задачу — с ограниченным количеством картин, скульптур, фотографий, графических и керамических работ показать невероятный творческий диапазон художника, который за свою бесконечно долгую жизнь кардинально менялся множество раз. Не забывает Пол Смит и о себе — то там, то тут присутствуют отсылки к его собственному узнаваемому стилю. Ну так за этим дизайнера и пригласили, недаром в названии выставки имена Пикассо и Смита стоят рядом.
5 самых ярких дизайн-решений
Пола Смита:
1
2
Новый
контекст
Оммаж
Инсталляция, встречающая посетителей в самом начале экспозиции: работа Пикассо 1942 года «Голова быка», вынесенная на афишу выставки — обычные велосипедные седло и руль, соединенные художником вместе, — а напротив нее, на другой стене, множество современных велосипедных седел и рулей, тоже превращенных в голову животного с одной головой-седлом, выкрашенным в пол-смитовскую полоску.
Портрет первой жены художника, балерины дягилевских «Русских сезонов» Ольги Хохловой, с которой Пикассо познакомился на постановке балета «Парад». Работа 1918 года, написанная в период влюбленности, должна была угодить сразу двум женщинам — и самой невесте, желавшей «узнавать свое лицо», и матери Пабло, которая настороженно восприняла его желание жениться на иностранке. Под влиянием вкусов обеих дам Пикассо выполнил портрет в манере Энгра по фотографии модели, специально одетой в испанское платье с веером в руке. Бросается тут в глаза не только платье, но и покрывало на кресле, расшитое в стиле дулевской росписи. Полосками из мещанских обоев «а-ля рюсс» сэр Пол и украсил этот зал — получилось рассказать историю жизни Ольги Хохловой, которая всеми силами старалась затащить Пикассо в высшее общество и заставить его быть реалистом в живописи, но потерпела в этом крах (и провела последние двадцать лет жизни в одиночестве, постепенно скатываясь в нищету).
3
4
Отражение
Комментарий
Сюрреалистические портреты Пикассо из серии «Женщины, сидящие в кресле», в которых вариации полос создают радостную хроматическую игру, Пол Смит обрамил на стенах зала яркими вертикальным полосами — которые, как известно, являются визитной карточкой британского бренда. Они прямо и вполне буквально вступают в диалог с работами великого художника.
Портрет трехлетнего сына художника Поля в образе Арлекина — серо-желтые ромбы на костюме мальчика переходят в увеличенном виде на стену за ним, отсылая и к увлечению Пикассо цирковыми артистами, и к судьбе самого Поля-Пауло-Павла, которая оказалась горько-комичной. Лишенный каких-либо талантов старший сын художника работал за крохотную зарплату шофером у своего отца, который регулярно называл его «имбецилом». Мальчиком для битья он перестал быть лишь после смерти художника. На правах единственного законнорожденного ребенка Пабло он получил часть наследства и наконец смог позволить себе так любимые им роскошные автомобили. Умер он через два года после Пикассо — от рака.
5
Национальный музей Пикассо в Париже, до 27 августа 2023 года
И просто
ковер
Апогей фирменных полосок Пола Смита — гигантский цветной ковер компании RUG, заезжающий на стену на манер студийной циклорамы и соединяющий два этажа музея. Лучшей рекламы своему личному бренду дизайнер придумать не мог.
22 МАРТА 2023
0