Blueprint

полосатый рейс

T

текст:

виталий котов

В Национальном музее Пикассо в Париже работает выставка «Праздник Пикассо: коллекция в новом свете» — в честь пятидесятой годовщины со смерти художника руководство музея пригласило британского модельера Пола Смита переосмыслить и перемонтировать постоянную экспозицию — и таким образом снова привлечь зрителя, который знает ее наизусть. Что получилось — рассказывает Виталий Котов.

Восьмого апреля исполняется 50 лет со дня смерти Пабло Пикассо — самого влиятельного и самого знаменитого художника ХХ века. Национальный музей Пикассо в Париже по случаю юбилея инициировал сразу 40 выставок в 2022-2024 годах по всему миру. На эти гастроли отправились и работы из собственной коллекции музея — а в ней более 2000 произведений Пикассо от графики до скульптуры, включая 200 картин. Но что делать с домашней экспозицией, чтобы собрание не выглядело поредевшим, да еще и привлекало новизной подачи? Музей придумал яркий маркетинговый ход, пригласив в качестве арт-директора юбилейной экспозиции сэра Пола Смита — дизайнера, известного своей работой с цветом.

И Смит блестяще справился с поставленной задачей: расставил дизайн-акценты так, что они всячески подчеркивают достоинства работ Пикассо, да еще и делают практически каждый зал инстаграм*-привлекательным. При этом произведения немногих современных авторов, которые должны заполнить пустоты и придать выставке свежего дыхания, Смит разместил таким образом, что они лишь аккомпанируют работам главного героя, не оставляя у посетителя никаких сомнений в том, где здесь «настоящие» шедевры.


Внешне приемы Смита могут выглядеть предсказуемыми — если в зале размещены картины «голубого» периода, то и его стены окрашены в меланхолично-синий, если пространство посвящено произведениям времен Второй мировой войны — то оно мрачно-коричневое, а если это зал с работами на тему столь любимой художником корриды — то он ярко-алый, как плащ тореадора. Однако все это безукоризненно работает на главную задачу — с ограниченным количеством картин, скульптур, фотографий, графических и керамических работ показать невероятный творческий диапазон художника, который за свою бесконечно долгую жизнь кардинально менялся множество раз. Не забывает Пол Смит и о себе — то там, то тут присутствуют отсылки к его собственному узнаваемому стилю. Ну так за этим дизайнера и пригласили, недаром в названии выставки имена Пикассо и Смита стоят рядом.

5 самых ярких дизайн-решений

Пола Смита:

1

2

Новый

контекст

Оммаж

Инсталляция, встречающая посетителей в самом начале экспозиции: работа Пикассо 1942 года «Голова быка», вынесенная на афишу выставки — обычные велосипедные седло и руль, соединенные художником вместе, — а напротив нее, на другой стене, множество современных велосипедных седел и рулей, тоже превращенных в голову животного с одной головой-седлом, выкрашенным в пол-смитовскую полоску.

Портрет первой жены художника, балерины дягилевских «Русских сезонов» Ольги Хохловой, с которой Пикассо познакомился на постановке балета «Парад». Работа 1918 года, написанная в период влюбленности, должна была угодить сразу двум женщинам — и самой невесте, желавшей «узнавать свое лицо», и матери Пабло, которая настороженно восприняла его желание жениться на иностранке. Под влиянием вкусов обеих дам Пикассо выполнил портрет в манере Энгра по фотографии модели, специально одетой в испанское платье с веером в руке. Бросается тут в глаза не только платье, но и покрывало на кресле, расшитое в стиле дулевской росписи. Полосками из мещанских обоев «а-ля рюсс» сэр Пол и украсил этот зал — получилось рассказать историю жизни Ольги Хохловой, которая всеми силами старалась затащить Пикассо в высшее общество и заставить его быть реалистом в живописи, но потерпела в этом крах (и провела последние двадцать лет жизни в одиночестве, постепенно скатываясь в нищету).

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

3

4

Отражение

Комментарий

Сюрреалистические портреты Пикассо из серии «Женщины, сидящие в кресле», в которых вариации полос создают радостную хроматическую игру, Пол Смит обрамил на стенах зала яркими вертикальным полосами — которые, как известно, являются визитной карточкой британского бренда. Они прямо и вполне буквально вступают в диалог с работами великого художника.

Портрет трехлетнего сына художника Поля в образе Арлекина — серо-желтые ромбы на костюме мальчика переходят в увеличенном виде на стену за ним, отсылая и к увлечению Пикассо цирковыми артистами, и к судьбе самого Поля-Пауло-Павла, которая оказалась горько-комичной. Лишенный каких-либо талантов старший сын художника работал за крохотную зарплату шофером у своего отца, который регулярно называл его «имбецилом». Мальчиком для битья он перестал быть лишь после смерти художника. На правах единственного законнорожденного ребенка Пабло он получил часть наследства и наконец смог позволить себе так любимые им роскошные автомобили. Умер он через два года после Пикассо — от рака.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

5

Национальный музей Пикассо в Париже, до 27 августа 2023 года

И просто

ковер

Апогей фирменных полосок Пола Смита — гигантский цветной ковер компании RUG, заезжающий на стену на манер студийной циклорамы и соединяющий два этажа музея. Лучшей рекламы своему личному бренду дизайнер придумать не мог.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}