Blueprint
T

Ранние работы Христо Явашева

Сегодня в Париже состоялось открытие «Триумфальной арки. В обертке» — посмертного проекта Христо Явашева. Все знают его как художника, вместе с женой Жанной-Клод де Гийебон обернувшего в ткань и полиэтилен острова у калифорнийского побережья и Рейхстаг. Вспоминаем ранние работы знаменитого концептуалиста: завернутые консервные банки, нефтяные бочки, портреты Жанны-Клод и живых женщин — скоротечный гимн красоте повседневности.

История искусства второй половины XX века — это их история в том числе: в марте 1958 года Явашев, тогда начинающий художник, перебрался в Париж, и вскоре начал работать с Жанной; всю совсместную жизнь они создавали искусство вместе под именем Христо и Жанна-Клод. Став, возможно, самым известным художественным дуэтом в истории искусства — и уж точно самым долгоиграющим. Христо и Жанна-Клод жили долго и счастливо, а родились в один день. Жанна-Клод умерла в 2009 году.

«Упакованные журналы», 1962

«Ворота», Центральный Парк, Нью-Йорк, 1979-2005

Искусство второй половины XX века работало на разрыв и экспансию. Искусство Христо и Жанны-Клод трудно назвать острым и провокационным — при всей своей мимолетности оно кажется воплощением красоты вне времени. В результате они заслужили и признание критиков и любовь публики, особенно своими поздними проектами: «Воротами» в нью-йоркском Центральном парке, плавающими пирсами на острове Сан-Паулу и розовыми островами Майами. Во время действия инсталляции «Ворота» Христо и Жанны-Клод в Центральном парке цена в гостиничных номерах поблизости выросла минимум на 50 долларов в сутки — так много желающих хотело ее увидеть.

Христо завертывает одну из статуй в саду Виллы Боргезе, Рим, 1963 

«Упакованный Рейхстаг», Берлин, 1971-95

То, что делали Христо и Жанна-Клод, было трудно не любить: в их действиях была преданность, четкость, честность и упорство. Так, они десятилетиями боролись с оппозицией мэров («Ворота» они хотели сделать еще в 1979-м, смогли только в 2002, завернуть Рейхстаг хотели в 1971-м, смогли только в 1995-м). «Прячущие» лишнее и подчеркивающие суть вещей проекты они создавали только на свои деньги от продажи эскизов, а все места под скульптуры арендовали. Проекты обычно можно было увидеть совсем недолго — например, две недели, за которые 5 миллионов человек со всего мира приехало посмотреть завернутый Рейхстаг. «Я художник, и мне нужно иметь смелось, — говорил Христо. «Вы знаете, что у меня нет ни одной существующей работы? Они все исчезают. Я думаю, что нужно намного больше смелости, чтобы создавать вещи, которые исчезнут, чем те, которые останутся».

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}