Blueprint
T

Сталь и время. Памяти Ричарда Серры

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

В возрасте 85 лет умер Ричард Серра, классик американского искусства, чьи гигантские объекты из покрытой ржавчиной стали можно встретить по всему миру — от нью-йоркского MOMA и музея Гуггенхайма в Бильбао до пустыни в Катаре.

Ричард Серра в саду скульптур МоМА, 2007

Ричард Серра в саду скульптур МоМА, 2007

Скульптуры Ричарда Серры работают не только с пространством, но и со временем. Я видел его «Ленту» в нью-йоркском Музее современного искусства совсем «молодой» — в 2009-м ей было три года, но благодаря ржавчине на стенах этот гигантский спиральный лабиринт казался гораздо старше. Огромные гнутые листы стали, покрытые искусственной ржавчиной, — trade mark Серры. Во время учебы в Калифорнийском университете он подрабатывал на сталелитейном заводе, и хотя сталь не сразу стала его главным материалом, в ней есть та самая закалка, которая делает художественный прием органичным, — сталь пришла в искусство Ричарда Серры из жизни.


Ричард Серра, «Лента» (2006), Музей современного искусства в Нью-Йорке

«Лента» (2006), Музей современного искусства в Нью-Йорке

«Мощь» — первое слово, которое приходит на ум при виде этих работ. А второе — «движение». Серра не создавал движущиеся объекты, его занимала скорее сама идея движения. Закрученные в спирали или разрезающие пространство стальные листы статичны примерно в том же смысле, что и стоп-кадр — они как будто предполагают не только «сейчас», но также «до» и «после», а ржавчина становится видимым маркером времени, придает скульптуре черты процесса.

Ричард Серра, «Лента» (2006), Музей современного искусства в Нью-Йорке
Фильм «Рука, ловящая свинец», 1968

Фильм «Рука, ловящая свинец», 1968

«Лента» (2006), Музей современного искусства в Нью-Йорке

Серра — монументалист и минималист. Его работы по масштабу приближаются к архитектуре, и применительно к ним сравнение с застывшей музыкой перестает быть штампом. Они структурны и репетитивны, как музыка композиторов-минималистов, искавших свой метод в те же годы, что и Серра. Один из самых знаменитых представителей этого направления, Филип Гласс, даже работал в 1960-х у Серры ассистентом, раскатывая вместе с ним листы свинца, из которого создавались модели будущих скульптур. Их дружба и сотрудничество, общие открытия — прекрасный пример того, как разные искусства двигались параллельными курсами.


Фильм «Связанные руки», 1968

Кадры из фильма «Рука, ловящая свинец», 1968

Джексон Поллок

Фильм «Связанные руки», 1968

Джексон Поллок, 1950

Фильм «Скребущие руки», 1968

К стилю, сделавшему его знаменитым, Серра пришел не сразу. Как многие современники, он начинал под влиянием Джексона Поллока с его «живописью действия» и применил тот же метод к скульптуре — в серии зрелищных перформансов 1968 года Серра разбрызгивал кипящий свинец, который, остывая, образовывал «скульптурные» формы.

Джексон Поллок

Джексон Поллок, 1950

Фильм «Скребущие руки», 1968

Фильм «Скребущие руки», 1968

Процессуальность закономерно привела Серру в кино, где он пытался запечатлеть пластическую форму в момент создания или разрушения. В его фильмах «играли» только руки (собственные и Филипа Гласса), трансформирующие материал. Авангардное мышление всегда ведет художника к пределу — метода, медиума, материала, и в этом смысле «скульптурные фильмы» Серры были попыткой «преодоления скульптуры» — как неизбежного этапа на пути ее переосмысления. И создания той самой формы, в которой пространство, время и движение вступят в новые отношения.

Ричард Серра, «Опрокинутая арка», 1981

«Опрокинутая арка», 1981

Преодоление — принципиальный мотив Серры. Он буквально ставит перед зрителем преграду, перегораживает путь — или затягивает в спиральный лабиринт, предлагая ощутить его стальную мощь всем телом. Но если в музее зритель соглашается на эту игру, то в общественном пространстве может и возмутиться. Так случилось со скульптурой «Опрокинутая арка», которой Серра в 1981 году перегородил целую площадь на Манхэттене. Спустя восемь лет активные граждане добились демонтажа 36-метровой конструкции. Но и это в каком-то смысле оказалось перформансом — по иронии истории в тот же год рухнула берлинская стена.

Ричард Серра «Восток/Запад, Запад/Восток» (2014)

«Восток/Запад, Запад/Восток» (2014)

В пустыне в Катаре стоит инсталляция Серры «Восток/Запад, Запад/Восток» (2014) — несколько исполинских параллелепипедов, напоминающих артефакт из фильма Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея». Когда я узнал о ней, то вспомнил, как в детстве меня поразил фантастический рассказ о найденных в пустыне Гоби гигантских статуях мужчины и женщины из неизвестного материала. Один из археологов отколол кусочек материала для пробы. Дело было накануне Второй мировой, следующую экспедицию удалось снарядить только после. Скульптуры изменились — женщина склонилась к нанесенной археологом ране, мужчина потянулся к спутнице. Мне кажется, время для объектов Ричарда Серры течет похожим образом, только рана нанесена изначально.

Артефакт из фильма Стэнли Кубрика «2001. Космическая одиссея»

Артефакт из фильма Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея»

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}