15 цитат Сальвадора Дали обо всем на свете
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
11 мая 1904 года — день рождения Сальвадора Дали. 120 лет назад на свет появился художник, чье имя станет синонимом сюрреализма, а образ его жизни превратится в один большой миф о человеке с муравьедом на поводке. Собрали цитаты противоречивого испанца про все на свете: от усов до Бога.
Про талант и снобизм
Чтобы приобрести вечно растущее и долгоиграющее уважение в обществе, нужно обладать редким талантом — талантом еще в юном возрасте дать обществу, которое вы любите, мощный пинок под зад. После этого лучше стать снобом.
«
Из предисловия книги «Дневник одного гения», 1966
Про деньги
Может, это во мне говорит финикийская часть моей ампурданской крови, но меня всегда завораживало золото, в каком бы виде оно ни представало.
Еще в отрочестве узнав о том, что Мигель де Сервантес, так прославивший Испанию своим бессмертным «Дон Кихотом», сам умер в чудовищной бедности, а открывший Новый Свет Христофор Колумб умер в не меньшей нищете, да к тому же еще и в тюрьме, — так вот, повторяю, узнав обо всем этом еще в отроческие годы, я, внимая благоразумию, настоятельно посоветовал себе заблаговременно позаботиться о двух вещах:
1. Постараться как можно раньше отсидеть в тюрьме. Это было своевременно исполнено.
2. Найти способ без особых трудов стать мультимиллионером. И это тоже было выполнено.
«
Из предисловия книги «Дневник одного гения», 1966
Про работу
Думаю, самая пленительная свобода, о которой только может мечтать человек на земле, в том, чтобы жить, если он того пожелает, не имея необходимости работать. Трудясь сегодня с восхода солнца и до самой ночи, я нарисовал шесть ангельских ликов, они исполнены такой математической точности, такой взрывной силы и такой неземной красоты, что я от них совершенно обессилен и разбит. Ложась спать, вспомнил о Леонардо, он сравнивал смерть после полной жизни с наступлением сна после долгого трудового дня.
«
«Дневник одного гения», 1964
Про самовыражение
Моя личность намного важнее любых граней моей работы. Важнее всего для меня выразить самого Дали.
«
Интервью с Майком Уолласом, 1958
Про вклад в сюрреализм
Я не понимаю, почему, когда я прошу лобстера на гриле в ресторане, мне никогда не подают приготовленный телефон.
«
«Телефон-омар», 1936
«Тайная жизнь Сальвадора Дали», 1942
И про вклад в изобразительное искусство
Я думаю, что я не сделал ровным счетом никакой вклад в развитие искусства. Никакой. Как я всегда и говорил — я плохой художник. В конце концов, я слишком умен, чтобы быть хорошим художником.
«
Сальвадор Дали в своей студии на 8-м этаже театра Зигфельд в Нью-Йорке, 1943
Про Гитлера
Тем временем Гитлер на глазах становился все более гитлеровским, и однажды я написал картину, где нацистская нянька преспокойно вязала на спицах, невзначай усевшись в огромную лужу. Идя навстречу настоятельным просьбам некоторых своих ближайших сюрреалистических друзей, я вынужден был вымарать с ее рукава повязку с изображением свастики. Вот уж никогда бы не подумал, что этот знак способен вызывать такие сильные эмоции. Лично я был им настолько заворожен, что буквально бредил Гитлером, который почему-то постоянно являлся мне в образе женщины. Многие полотна, написанные мною в тот период, были уничтожены во время оккупации Франции немецкими войсками. Я был совершенно зачарован мягкой, пухлой спиной Гитлера, которую так ладно облегал неизменный тугой мундир. Всякий раз, когда я начинал рисовать кожаную портупею, которая шла от ремня и, словно бретелька, обнимала противоположное плечо, мягкая податливость проступавшей под военным кителем гитлеровской плоти приводила меня в настоящий экстаз, вызывая вкусовые ощущения чего-то молочного, питательного, вагнеровского и заставляя сердце бешено колотиться от редкостного возбуждения, которое я не испытываю даже в минуты любовной близости. Пухлое тело Гитлера, которое представлялось мне божественнейшей женской плотью, обтянутой безукоризненно белоснежной кожей, оказывало на меня какое-то гипнотическое действие. Несмотря ни на что, все-таки вполне отдавая себе отчет в психопатологическом характере подобных приступов безумия, я с наслаждением без конца нашептывал себе на ухо:
— Похоже, на сей раз ты наконец-то подхватил самое настоящее безумие!
«
«Дневник одного гения», 1964
Про усы
«
Поскольку я не курю, я решил вырастить усы — это лучше для здоровья. Тем не менее я всегда ношу с собой усыпанный драгоценностями кисет, в котором вместо табака хранятся несколько накладных усов вроде тех, что носил Адольф Менжу. Периодически я вежливо предлагаю их друзьям: «Усы? Усы? Усы?». Но никто так и не осмелился прикоснуться к ним. Это была проверка священной сущности моих усов.
«Усы Дали», Филипп Холсман, 1996
И вообще про волосы на теле
«
Что и говорить, меня всегда особенно привлекала растительность на человеческом теле, и не только из эстетических соображений, то есть чтобы по тому, как растут волосы, определить, сколько у человека золота — ведь известно, что эти вещи тесно связаны, но также и с точки зрения психопатологии усов, этой трагической константы характера и несомненно самого красноречивого признака мужского лица.
«Дневник одного гения», 1964
Про лучшее лекарство от бессонницы
Обычно люди принимают снотворное, когда у них неполадки со сном. Я же поступаю совершенно наоборот. Снотворную пилюлю я не без известного кокетства решаюсь принять как раз в те периоды, когда мой сон регулярен как часы и доходит до пароксизмов чисто растительной спячки. Вот тогда-то я способен спать поистине и без всякого преувеличения как бревно и просыпаюсь совершенно обновленным, ум так и сверкает от притока свежих сил, который теперь уже не оскудеет, пока не породит во мне мысли самого нежнейшего свойства. Вот и нынче утром все было именно так, ибо накануне вечером я, дабы переполнился через край кубок моего теперешнего равновесия, принял снотворную пилюлю. И боже, что за дивное пробуждение ждало меня в половине двенадцатого, с каким блаженством потягивал я свой обычный кофе с молоком и с медом на освещенной солнцем террасе, наслаждаясь под небом без единого облачка безмятежным покоем, не омраченным даже малейшими признаками эрекции!
«
«Дневник одного гения», 1964
Про ошибки
«
Почти всегда в ошибках есть нечто священное. Никогда не пытайся их исправлять. Напротив, дай им рациональное объяснение, пойми их вполне и всецело. После этого ты сумеешь постичь их сокровенный смысл.
«Дневник одного гения», 1964
Про лень и гениальность
«
Если вы отказываетесь изучать анатомию, искусство рисунка и перспективы, математические законы эстетики и колористику, то позвольте вам заметить, что это скорее признак лени, чем гениальности. Увольте меня от ленивых шедевров! <..> Для начала научитесь рисовать и писать как старые мастера, а уж потом действуйте по своему усмотрению — и вас всегда будут уважать.
«Дневник одного гения», 1964
Про абстракционизм
Мы все голодны до конкретики в изобразительном искусстве. Абстрактное же искусство было бы хорошо ровно для одного: восстановить девственность фигуративного искусства.
«
Про подтекст
«
В моих работах нет скрытого смысла — я в целом против скрытого смысла.
Про Бога
«
Благодаря математике и другим наукам я знаю, что Бог есть. Но не верю ему.