Среда и ее
обитатели
фото:
леонид сорокин
Онлайн-галерея SAMPLE при поддержке NUSELF в рамках параллельной программы blazar и Cosmoscow открывает выставку «Среда обитания», в которой произведения художников галереи соседствуют с предметами дизайна. Так, SAMPLE презентует новый раздел сайта, посвященный как раз таки дизайну. The Blueprint рассказывает о выставке, а заодно расспрашивает ее участников, что для них дом и естественная среда обитания
Начнем чуть издалека. Искусствовед Альфред Барр — первый директор Музея современного искусства в Нью-Йорке, арт-консультант Нельсона Рокфеллера и куратор нескольких без преувеличения эпохальных выставок, в том числе эталонной ретроспективы Пикассо в 1939-м, — был известен еще и как педагог-революционер. Он был автором первого в истории академического курса по современному искусству и еще в середине 1920-х утверждал, что дизайн — это тоже часть культурного процесса. Об этом он рассказывал своим ученикам в колледже Уэллсли, эти же идеи он развивал уже на должности директора МоМА. Коллеги только крутили пальцем у виска. Впрочем, некоторые из них дожили до выставок, на которых Барр показывал предметы выпускников школы Баухаус, и им стало уже не до смеха.
Спустя сто лет идеи Барра ни у кого вопросов не вызывают. Дизайн — это искусство? Конечно да. Можно ли выставлять его в музее? Только там и нужно. Выставка «Среда обитания» — очередное тому подтверждение. В девяти залах музея выставлены работы молодых российских архитекторов, дизайнеров и художников. Каждая комната при этом — это интерьер воображаемого дома и размышление о том, как окружающая среда и дом формируют человека, и наоборот. Один из залов создан под кураторством сооснователя проекта Errring studio Петра Крощинского, а в двух последних расположены тотальные инсталляции, созданные Матвеем Кайфом с Элей Винокуровой и коллективом Fresh glass. Для reflection room, которая сделана как комната для медитаций и поиска тишины, видеоарт делала команда NUSELF. Среди других участников — художники, которые давно обживают неожиданные территории. Например, Рома Бантик, известный своими скульптурами из металла, в свое время сделавший великий мерч не для кого-нибудь, а для Объединенной металлургической компании.
Текст для выставки написала журналистка Шахри Амирханова, которая отправила свое альтер эго в путешествие по залам. И одновременно по волнам памяти Шахри: здесь есть и комната бывшего, и старый грузинский дом, и детская, и комнаты из снов, и забытые дома. Мы спросили у участников «Среды обитания», что для них дом.
2
1
Иван Попов
Дом — это покой, удобство, безопасность и уют. Такие времена мы проживаем дважды — в детстве и в старости. Поэтому для меня есть два «дома» — «родительский», где мы впервые встречаемся с историей семьи, разглядываем старые фото, запоминаем запахи и вкусы еды, типичные для местности и культуры; и «свой дом» — пространство, которое мы осознанно выстраиваем, копим на него, строим и обретаем. Путь же между этими, соседними, домами — наша жизнь. Это — «среда обитания». С разными странами, студенческими общежитиями, хорошими книгами, плохими картинами, маленькими домашними животными, большими неприятностями и разными зарплатами. Потом мы устаем, оглядываемся назад, оцениваем свои возможности, берем с собой самое важное и фиксируемся в неком пространстве, которое и становится «своим домом». И уже через его историю, ощущения, интерьер впервые встречаются с миром наши дети. От колыбели к колыбели.
РОМА БАНТИК
Я с Урала, 4 месяца назад я покинул свой дом — как пришлось его покинуть многим людям из России и Украины. Мы обрели новые дома в квартирах и жилищах разных людей в других странах или вообще в дороге. Вместе с переездом усилилось ощущение внутреннего дома, а привязанность к предметам и вещам ослабла. С собой мы забрали только самое дорогое. Я взял последнюю серию работ из переплавленной военной техники, но часть из нее осталась в коллекции SAMPLE и представлена на выставке.
3
КАТЯ ЛЮБАВСКАЯ
В моей среде обитания быт и художественная практика существуют нераздельно. Мои работы так или иначе напоминают предметы из интерьера, но далеко не всегда несут ту же функцию. Например, в «Запотевшие зеркала», на которых нарисовали пальцем, нельзя полноценно посмотреться, то есть объект — это скорее картина на основе зеркала. А в серии «Уютный свет», которую можно увидеть сейчас на выставке в MMOMA, объекты в прямом смысле связаны из света, как если бы это был уютный шарф. Мои работы комфортно разместились на размытой границе искусства и дизайна, это абсолютно мой спот.
4
САША ГИНЕВА
В этом году мой дом не привязан географически к точке на карте. Но я люблю порядок и красивые предметы, которыми окружаю себя и во временных домах. Из каждой поездки привожу себе такой предмет как напоминание о классно проведенных днях.
5
Катя ПЯтицкая
и Эдик Еремчук
Нам нравится мысль, что человек способен сам создавать свою среду обитания. Это полное отражение его индивидуальности. С одной стороны, мы ее формируем, а с другой — она влияет на нас. Вообще возможность абсолютно свободно выражать себя — роскошь. То есть созданная тобой среда — это точно место силы, где в полной мере можно проявить свою индивидуальность.
Наша естественная среда обитания — это чистая геометрия пространства. Пространства минималистичного, но в котором все равно есть место для декоративности. Мы почти ничего не покупаем, все делаем сами — за исключением того, что я привожу камни-талисманы из поездок. Можно обустраивать свое пространство и по-другому — покупать вещи и красиво их сочетать, можно украшать — цветами, например. Главное, дом должен по-настоящему отражать хозяина. Когда в доме вокруг тебя каждый предмет, форма или текстура вещей связаны с воспоминаниями, личными историями и особенными ритуалами, то происходит настоящая магия.