Blueprint
T

Наталья Кожуховская и ее арт-проект Selfie for Myself

Текст: Анастасия Ландер

фото: Boye Rijs

продюсер: света павлова

Художница Наталья Кожуховская родилась в Красноярске, работала в московских коммуникационных агентствах, влюблялась и расставалась. А потом поехала в испанскую арт-резиденцию, полностью поменяла свою жизнь и теперь пишет картины в Амстердаме. Недавно в галерее De Bouwput прошла ее выставка.

Галерея De Bouwput — небольшой «белый куб» в тихом районе Амстердама. На стенах — холсты с экспрессивными портретами женщин, написанными ярким акрилом. Все они смотрят в телефон либо в воображаемую камеру, некоторые обнажены. Рядом с холстами — фотографии авторства Виктории Vi: картины Натальи сняты на фоне амстердамских улиц и каналов. С потолка свисает конструкция из проволочных вешалок, на них — белые футболки с черными цитатами на груди. Цитаты — реплики женщин, которых написала Наталья, они благодарят художницу за то, что она разрешила им быть самими собой. Это — проект Selfie for Myself. По словам художницы, идея проекта зародилась в разговорах с женщинами, которым кажется, что с ними что-то не так, хотя на самом деле они прекрасны. «Женщины, красивые, потрясающие, присылали мне свои самые интимные селфи, которые они делали только для себя, не выкладывали в Instagram даже. В этих селфи они принимают себя, любят себя и свое тело. По этим селфи я писала их портреты».

У Натальи очень яркая живопись, и так было с самого начала. «В Красноярске я училась дизайну, а мой первый преподаватель говорил, что не надо валять дурака, надо учиться живописи. И потом я приехала в Москву и поступила в Строгановку без экзаменов, случайно, на бесплатное, мимо проходила и попала. В Строгановке мне говорили, что моя живопись очень несдержанная, слишком яркая, а меня это в целом очень устраивало».

Для Натальи первым прорывом стала арт-резиденция под Барселоной. Несколько лет назад Наталья переехала из Москвы в Петербург, устроилась работать, но город действовал на нее угнетающе. «Однажды ночью, сидя у окна, я решилась и наконец отправила резюме в арт-резиденцию под Барселоной, с которой уже к тому моменту переписывалась. Они сказали, чтобы я приезжала, но затянули с приглашением. Я несколько раз меняла работу, в какой-то момент переехала в Тель-Авив, один раз вообще оказалась без дома, а потом пошла работать в коммуникационные агентства. И все это время ждала приглашения. И вот оно пришло, а у меня как раз разговор с начальником по поводу испытательного срока. Он меня хвалит, а я говорю: «Все классно, но только мне буквально на два месяца надо отскочить». Он был потрясен: «В смысле? Куда? Что с тобой не так?» Тем не менее Наталья нашла себе замену и отправилась в резиденцию, хотя не до конца представляла себе, в чем будет состоять ее проект. «Я вообще не знала, что такое стейтмент, что я буду рисовать — ничего не понимала. Начала рисовать просто женщин, а потом поняла, что у меня есть какие-то незавершенные истории, связанные с мужчинами, когда что-то было, оказалось-показалось. И я принялась рисовать их портреты».

В резиденции Наталья быстро установила себе рабочее расписание, подружилась с другими участниками программы — почему-то это в основном были очень пожилые художницы, «бабушки лет по 80». Когда во время поездки в Нидерланды, за месяц до конца резиденции, у Натальи украли ноутбук, карточки, паспорт и деньги, все ей очень помогали. И конечно, главным результатом жизни в арт-резиденции стала выставка в Готическом квартале в самом центре Барселоны: «Моя первая серия картин была сделана на бумаге — мы с подружкой купили огромный рулон и несли его вдвоем по Барселоне. Я тогда не знала, что лучше использовать стандартные форматы: бумагу тяжелее оформлять, чем холсты. Но мне это помогло, потому что я смогла без проблем увезти работы, просто свернула их в рулончик. А когда я уезжала, например, из амстердамской резиденции, то везла 60 килограммов груза — чуть-чуть вещей и кучу тяжеленных холстов».

В Москву на работу в агентство Наталья вернулась без денег и ноутбука, но с выставкой за плечами. К сожалению, добиться какой-то возможности показать свои работы в Москве у Натальи не получилось: «Я не понимала, с кем дружить и общаться, не могла выставлять свои работы. В Москве это непрозрачная схема, а в Европе все просто: едешь в резиденцию — по итогам получается выставка. В Москве, если у тебя не говорящая фамилия и ты не пьешь с правильными людьми, не получается ничего».


Так что Наталья продолжила рассылать резюме по арт-резиденциям. «Для того чтобы попасть в резиденцию, надо написать свое видение: кто ты, какова твоя практика, над чем ты будешь работать. Потому что у резиденций тоже есть темы, профиль, определенный набор художников, и в это все важно вписаться. Резиденции бывают очень разные. Самая первая мне стоила 750 евро, а во Францию я сейчас поеду за 200 евро. Где-то у меня только комната, а где-то были апартаменты со студией, сквозным коридором, окнами в пол. Мне посчастливилось бесплатно попасть в исследование Open Set Lab, участие в котором стоит несколько тысяч долларов, просто потому, что я оказалась в нужной резиденции».

В одной из первых резиденций Наталья построила весь проект вокруг исследования своих отношений с мужчиной, с которым она познакомилась через Tinder. Проект назывался Dating an Imaginari Man. «В какой-то момент выяснилось, что я провела свой ресерч целиком по правилам социологического исследования, совершенно об этом не подозревая, по наитию, поэтому получилось очень красиво. В той резиденции можно было делать только графику, но мне это не близко, и я делала линогравюры. А еще я попросила мужчину описать мне свои впечатления о каждом нашем свидании и сама тоже все, что думала и чувствовала, записала. Его заметки оказались более литературными, он пытался выглядеть лучше, чем есть, а я писала открыто и откровенно. По сути, все наши отношения превратились в электронную летопись с линогравюрами и двумя параллельными повествованиями. Все развивалось стремительно, я уже думала, что перееду из Москвы к нему. И вдруг он сказал, что что-то не складывается. Я была так потрясена, что создала огромную работу на эту тему». Наталья очень хотела возобновить отношения, искала резиденцию в Голландии, но когда ей дали грант на три месяца жизни в Амстердаме, связь просто оборвалась. «Я потеряла объект исследования, то, из-за чего меня взяли! Я была раздавлена, не знала, что делать, и решила развернуть историю от одного человека ко всем мужчинам, с которыми я когда-либо встречалась, посмотреть, что же со мной не так. Я рисовала тех мужчин, с которыми у меня что-то было, незнакомых людей, предлагая им стать моей моделью в тиндере, рисовала попутчиков в поезде, рассказывая им о своем исследовании, и так далее. С каждым портретом мужчины я приближалась к пониманию чего-то важного про себя саму. А когда я поняла, что со мной все в порядке, вот именно в этот момент я встретила Макса, моего мужа, которому тоже написала в тиндере. И так я завершила эту серию».

Сейчас Наталья занимается продажей картин, рисует на заказ для коммерческих проектов и дает уроки живописи. «У меня, например, занимается Саша Федорова, и недавно мы с удивлением поняли, что написали вместе уже пять картин. Мы постоянно экспериментируем, пробуем разные техники. Саша хотела написать несколько картин для себя, в подарок мужу, но для меня это дисциплина. Я чаще прихожу в мастерскую либо до занятия с Сашей, либо после, больше пишу. Я многому учусь у Саши — чувствовать другого человека, понимать, что ему нужно, к чему он способен — и стараюсь делать все, что могу, чтобы помочь синхронизировать образ, существующий в голове, с реальным изображением: с помощью рук, цвета, кистей, взгляда со стороны».

Блогер и диджей Саша Федорова  со своей работой в амстердамской мастерской Натальи Кожуховской.

Главная тема картин Натальи — повседневность через призму личных отношений. «Яркие оттенки красного, темно-синего, желтого и зеленого отражают истории краха любовных отношений. В нашем эгоцентричном мире очень сложно счастливо влюбиться. Для каждого это очень личное чувство, поэтому настоящая любовь такая ускользающая и неопределимая. Влюбиться иногда значит стать неуклюжим и смешным, а ошибки в любви становятся все серьезнее, все фатальнее. Портреты, чужие истории и фантазии соединяются в моих картинах с предметами, например, сломанным каблуком или порванным платьем. Во многих работах можно найти всяких фантастических существ или животных, которые символизируют мое отношение к людям, которых я пишу. Например, лебеди и пауки олицетворяют характеры мужчин, с которыми я встречалась. Пауки — это мимолетные увлечения, которые меня формируют и остаются в моей жизни в виде эсэмэсок, пропущенных звонков, спонтанных свиданий, когда отношения уже завершены. Лебеди — это уникальные люди, которых я встретила и потеряла. И я верю, что список этих существ может расширяться, идти глубже в мои чувства и воображение — с помощью путешествий и встреч с людьми».

Подписывайтесь на наш канал в YouTube, будет интересно.

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}