Кто тут хороший мальчик
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
На прошлой неделе стало известно, что реставраторы музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке обнаружили изображение маленькой собаки на картине Пабло Пикассо «Ле Мулен де ла Галетт», которая находилась под слоем темной краски. Умилившись секретному кавалер-кинг-чарльз-спаниелю (где-то в параллельной реальности радуется Шарлотта из «Секса в большом городе») с красным бантом The Blueprint решил провести собственную выставку лучших художественных собак и раздать призы — узнайте, кто получил главный приз в национальном конкурсе красоты, а кто пока в резерве.
НАВЕДИТЕ НА СОБАЧЕК, ЧТОБЫ УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ
Тут у одного из самых дорогих и известных художников современности соперников нет. Щенки стабильно приносят ему скандальную славу — выстроенный из цветов 13-метровый щенок Вест-хайленд-уайт-терьера напротив музея Гуггенхайма в Бильбао — ироничный привет цветочным скульптурам в садах XVIII века, и «Ряд щенков», о которых мы писали в нашей краткой истории плагиата (Кунс щенков честно своровал).
Откроем наш лист победителей с одной из самых популярных в живописи пород собак — мопсов. Мода на них до России доберется только в XIX веке, но остальная Европа весь XVIII век провела в их окружении. Портрет любимой жены короля Испании Фердинанда VI — эталонный пример придворного портрета мопса, по которому еще и отлично можно проследить, как менялись стандарты породы. Тощеньких мопсов сейчас увидеть практически невозможно.
Доменико Дурпа, «Портрет Барбары Португальской», 1725
Джефф Кунс, «Щенок», 1992
Степенный портрет 17-летней любовницы британского вице-адмирала Горацио Нельсона с щенком неизвестной породы на коленях. Одна из самых знаменитых куртизанок Англии — по меткому замечанию искусствоведов из Коллекции Фрика в Нью-Йорке — истинный прообраз всех фотографий Пэрис Хилтон с чихуахуа на ручках.
Первый в истории официально заказанный портрет собак. Заказчик — меценат из рыцарского рода Антонио Дзантани. Картину заказывал не из сентиментальных соображений: в эпоху Возрождения присутствие на живописном полотне собак носило характер исключительно символический. Собаки, прежде всего охотничьи, символизировали верность — дружескую, супружескую, государственную. Девиз рода Дзангани гласил «Solus honor» (Честь прежде всего), так что заказ вполне понятен.
Джордж Ромни, «Портрет леди Гамильтон»,
1782
Главный приз, который вручают на собачьих выставках, после некоторых раздумий отдаем одной из самых нехарактерных картин Гойи — под рабочим названием «Тонущая собака» (из серии фресок с говорящим названием «Мрачные картины», его последний большой цикл). Главный приз — потому что картина Гойи — редчайший в истории классической живописи пример, когда собака — это не компаньон главного человеческого героя, не аллегория абстрактного понятия, а портрет самого художника в сложнейший период жизни.
Якопо Бассано, «Две охотничьи собаки, привязанные к пню»,
1550
Приз за национальную красоту вручим не самой очевидной картине, но одной из самых показательных. В истории русской живописи, которая, как и любая другая, до некоторого времени интересовалась исключительно аристократией, борзые по количеству появлений лидировали. Оно и понятно — охота и следовавшие за ней непарадные портреты присутствия этих собак требовали. На смену им в конце XIX и начале ХХ века в России придут собаки-компаньоны — вошедшие в моду мопсы и французские бульдоги. Передвижники и их последователи, разумеется, писали исключительно замученных жизнью дворняг.
Франсиско Гойя, «Собака»,
1818
Валентин Серов, «Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте», 1900
В резерве национального конкурса — Ройка Федора Шаляпина, наряду с юсуповским Клоуном (о нем позже) — один из главных французских бульдогов в истории отечественной живописи. Когда Кустодиев решил писать ростовой портрет своего друга, Шаляпин потребовал, чтобы к питомцу относились с не меньшим пиететом, чем к нему самому. Для реалистичности (Ройка на картине смотрит в сторону) в студию был вызван кот — чтобы отвлекать модель.
Борис Кустодиев, «Портрет Ф.И. Шаляпина»,
1922
Насчет красоты, как ответственные любители собак, говорить все-таки не будем, но если есть в международной истории собачьего портрета произведение эпохальное, то это оно. Картина с безымянной таксой прохожего, у которой как будто восемь задних ног стала символом новой эры в истории искусства — футуристической. Художники будущего объявили новый ХХ век веком стремительного движения и поспевать за ним должны были не только заводы и пароходы, но и домашние животные.
Джакомо Балла, «Динамизм собаки на поводке», 1912
В резерве — выдающийся в своем благолепии образчик позднего рококо. Надо сказать, что когда в начале этого года в лондонском Собрании Уоллеса решили проводить эпохальную выставку «Собачьи портреты. От Гейнсборо до Хокни» на афишу смотра была выбрана именно это картина художника, любимого флориста мадам де Помпадур и просто счастливого представителя того времени, когда румяные амурчики, спелые фрукты и вредные собачки считались лучшим предметом искусства.
На 55 из 143 картин, оставшихся от великой мексиканской художницы, изображены животные, которыми она окружала себя всю жизнь (сама она говорила, что они заменили ей детей, которых у нее не было). Некоторые из главных работ Фриды Кало посвящены Блондинке Чабеле — представительнице древнейшей породы ксолоитцкуинтли (по преданиям любимая порода ацтеков, а следовательно, еще один способ для Кало продемонстрировать патриотизм). Художественная судьба Чабелы, как и у всех участников этой истории, не слишком проста. На самом знаменитом «Автопортрете» художницы ее огонь совершенно бессовестно украла обезьянка Чангито.
Жан-Жак Башелье, «Собака гаванской породы»,
1768
ФРИДА КАЛО, «АВТОПОРТРЕТ С МАЛЕНЬКОЙ ОБЕЗЬЯНКОЙ», 1945
Подробности отношений главного художника ХХ века с его натурщицами хорошо известны, но у Пабло Пикассо была и менее печально известная муза — такса по кличке Лумп, которую художник фактически украл у фотографа Дэвида Дугласа Дункана, когда тот приехал снимать его для журнала Life в 1957 году. Лумпа Пикассо носил на руках, кормил со своей тарелки, пускал в мастерскую и, разумеется, рисовал. Он как-то сказал, что «Лумп не собака, но и не человек, он кто-то другой». Пес умер всего за 10 дней до смерти самого Пикассо.
Пабло Пикассо
и Лумп
Тут без вариантов. В 1831 году художник Эдвин Генри Ландсир написал портрет лондонской знаменитости — ньюфаундленда по кличке Боб, который жил в городском порту и за 14 лет вытащил из воды более 20 тонущих людей. За эти заслуги пса сделали почетным членом Королевского гуманитарного общества, наградили медалью и обеспечивали едой. А потомки Боба, родственники ньюфаундлендов ландсиры, были названы в честь художника.
Эдвин Генри Ландсир, «Достойный член гуманного общества»,
1831
Если выбирать главного пуделя в истории искусства, то с Артемоном вполне посоперничает (и, рискнем сказать, выиграет) Баскет Гертруды Стайн. Баскетов у писательницы, которая придумала термин «потерянное поколение», было два. После смерти первого Стайн по совету друга писателя Анри Даниеля-Ропса тут же завела такого же и назвала его в честь первого — чтобы не горевать. Другой приятель Стайн Пабло Пикассо решение осуждал, зато Ман Рэй и первого, и второго Баскета фотографировал с удовольствием.
Ман Рэй, «Гертруда Стайн и Баскет»,
1926
Таксы, любите вы их или нет, одна из главных пород в истории современной живописи. И тут заслуга не только Лумпа Пикассо, о котором мы писали выше, но и Стэнли и Буги Дэвида Хокни. Классик поп-арта и товарищ Энди Уорхола написал сотни картин со своими спящими друзьями, которые были собраны в огромный альбом «Собачьи дни Дэвида Хокни» в 2006 году. Хокни писал их начиная с 1993 года — по всему дому художника были расставлены чистые холсты, чтобы он мог начать работать, как только кто-то из такс решит вздремнуть.
Пьер Таль-Коат, «Портрет Гертруды Стайн»,
1934-1935
Дэвид Хокни, «Собачья картина 19», 1995
Команда гончих была бы неполной без одного из лидеров Лондонской школы Люсьена Фрейда. «Я поражен тем, насколько они не высокомерны, поражен их готовностью к действию, их животным прагматизмом», — говорил художник о Плуто и его племяннице Эли. Оно и понятно — Фрейд славился тем, что изводил своих моделей многочасовыми сессиями, а собаки пожаловаться не могли. Сам художник говорил, что если человек на его картине хоть отдаленно напоминает кого-то из них, то работа удалась.
Люсьен Фрейд, «Двойной портрет», 1990
Пользуясь служебным положением, редактор отдела культуры The Blueprint отдает первое место в конкурсе среди всех пород стриженому пуделю, возможно, самой веселой королевы в истории Европы. Портрет великолепного Помпона в свободное время писал, на секундочку, основоположник жанра «археологический роман» и человек, который дешифровал финикийский язык. Недавно на нью-йоркских торгах Sotheby’s картина была сенсационно продана в 56 раз дороже эстимейта — за $279 тыс.
Позиция от внештатного редактора The Blueprint Алексея Исакова — самое старое изображение наших любимых домашних животных в истории. Примерно 8000 лет назад люди, жившие на территории современной Саудовской Аравии, увековечили свою любовь к собакам проверенным способом — с помощью резьбы по камню. Собаки на изображениях, которые были обнаружены в 2017 году, разумеется, помогают человеку охотиться и породы не имеют.
Жак Бартелеми Деламарр, «Портрет маленького пуделя, которого называют “Помпон”, любимой собаки
Марии-Антуанетты»,
XVIII–XIX века
самое древнее изображение собак,
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ,
7 тысячелетие до н.э.
Выбор заместителя редакционного директора The Blueprint Анны Фединой — знаменитый портрет 16-летнего будущего убийцы Григория Распутина, последнего князя из рода Юсуповых. Позировал мастеру он со своим любимым французским бульдогом по кличке Клоун. Fun fact: почти все члены семьи Юсуповых позировали Серову с животными — мама Зинаида со шпицем, папа Феликс с белым конем. Кроме брата Николая, чей портрет считается самым
неудачным в серии.
Валентин Серов. «Портрет князя Феликса Юсупова», 1903
Мы не можем обойтись без упоминания бывшего президента США и большого художественного энтузиаста. Всего у Буша около пятидесяти работ с собачками, и хотя они менее известны, чем его, не побоимся этих слов, грандиозный автопортрет в ванной, именно они заняли центральное место на его выставке «Искусство лидерства» в Президентской библиотеке Джорджа Буша-младшего в Далласе.
Джордж Буш-младший