Blueprint
T

Роман Должанский о «Территории-

2020» 

Сегодня стартует один из главных театральных фестивалей страны — юбилейная, 15-я «Территория». Специально для The Blueprint ее арт-директор Роман Должанский рассказывает о том, как непросто в 2020 году организовать фестиваль — и какие события точно нельзя пропустить.

Про новую арт-дирекцию

Со следующего года мы решили передать фестиваль молодым, следующему поколению. Мы пригласили новую арт-дирекцию принять «Территорию» из наших рук и нести ее дальше. Это актриса Юлия Пересильд, хореограф Анна Абалихина, режиссеры Тимофей Кулябин и Дмитрий Волкострелов, куратор Алексей Новоселов, критик Дмитрий Ренанский. Все они — не чужие «Территории» люди: они были либо участниками образовательной программы, либо участниками фестиваля, либо преданными зрителями. Они хорошо понимают, как важно в искусстве двигаться вперед, пробовать новое. Некоторые из них участвуют в нынешнем фестивале. Так что «передача власти» пройдет естественно и легко, мне кажется. 

О трудностях планирования в 2020 году

В этом году горизонт планирования сократился до одного дня. Я могу, наверное, запланировать, что будет завтра, а про послезавтра я не уверен ни в чем. Обычно любой фестиваль планируется задолго. По-хорошему программа должна быть готова в начале года, а летом нужно вовсю продавать билеты. Так было и в этом году: в феврале и марте главные события — зарубежные фестивали — были зафиксированы по датам, а все нужные переговоры проведены. Но в марте все изменилось: та афиша, что есть сейчас, никакого отношения к мартовской не имеет — ну разве что за исключением нескольких строк. Все это менялось из-за пандемии, и летом еще раз все изменилось, когда начал меняться курс рубля: стало понятно, что какие-то проекты будут невозможны уже не по эпидемическим, а по финансовым причинам. Мы в этом смысле не одиноки: в этом году все, кто занимается фестивалями или чем-то связанным с привозом людей из других городов, а не дай бог, и из других стран, столкнулись с тем, что огромная подготовительная работа была сделана впустую.


«Территория» как она есть сейчас — результат нашей работы даже не в августе, а в сентябре.



Почему было решено все-таки проводить «Территорию»

В этом году фестиваль стал больше менеджерским, чем арт-директорским: у нас появилась программа быстрого реагирования — она же антикризисная: потому что очень многие фестивали вообще приняли решение об отмене. Другой фестиваль, которым я занимаюсь, NET, решили не проводить в этом году: этот фестиваль состоит из зарубежных спектаклей, а их физически невозможно привезти.


Моя позиция такова: если фестиваль возможно не отменять, а провести, пусть и видоизмененным, то проводить нужно — и даже не столько для зрителей, которые этого фестиваля ждут, сколько для самого себя, для самоощущения команды, для продолжения, для будущего. Есть еще возможность — перевести в онлайн, но я сопротивляюсь повальному переходу в онлайн: это совсем другой вид искусства. За время первого карантина мы уже насытились всякими онлайн-развлечениями. Настолько насытились, что сейчас это не имеет особенного смысла. Хотя образовательную программу все-таки пришлось перевести в онлайн: в августе мы планировали собрать студентов в Москве, надеялись, что осенью все будет не так печально, но интуиция подсказала, что лучше перестраховаться — и продумать онлайн-вариант развития программы. И мы были правы.

Фестиваль быстрого реагирования

Главная задача фестиваля этого года была такова — сделать быстро то, что возможно: быстро договориться о площадке, быстро пересчитать затраты, быстро все свести в одном месте в одно время. Мы привыкли готовить фестиваль год, а сейчас на это было несколько недель. И при этом сохранить принципы формирования программы: то, что мы увидим — это не другой фестиваль вместо «Территории», но именно наш фестиваль — по своим принципам, по структуре, по способу формирования афиши, по времени проведения. Все-таки это «Территория», но вот такая, как и все в этом году, несколько другая, чем мы привыкли.


В конце концов «Ретроспективу» Жерома Беля возможно показать не только на спланированной площадке, но и дать людям ссылку на запись — чтобы можно было посмотреть дома. Наверное, кинопрограмму — если что-то случится плохое — можно перевести в онлайн, еще, может быть, несколько мероприятий. Мы думаем, что вероятность того, что наши проекты на свежем воздухе состоятся, выше, чем у тех, что связаны с перелетами, хоть и внутренними, а не международными, но с перелетами, с приходом большого количества людей, хоть и с шахматной рассадкой, но в театральные залы. Кто сейчас может быть уверен хоть в чем бы то ни было? Но очень хочется, чтобы все было реализовано.

О финансовых трудностях

В прошлом году фестиваль находился в очень тяжелом и даже угрожающем положении. Этот год даже и без пандемии был тяжелый: пришлось покрывать долги, которые образовались не по нашей вине и не из-за ошибок в менеджменте, а просто по причине агрессивных внешних обстоятельств. По причине атаки на нас со стороны мракобесов. Еще и цены в этом году выросли, курс рубля упал фактически в полтора раза — и это значит, что в полтора раза фестиваль стал беднее. Но мне кажется, что нет худа без добра: вообще фестиваль должен стать более изворотливым, более мобильным. Не думаю, что следующий год будет легче, чем этот — в плане эпидемиологической ситуации. А в плане бюджетном понятно, что кризис еще будет разворачиваться. Культура всегда страдает первой, и бюджет на культуру всегда во время глобальных кризисов ужимается, поэтому нужно будет учиться заново делать фестиваль. Мне кажется, что это будет хорошая тренировка на ближайшие годы: как сделать на ограниченные средства достойный фестиваль. Интересный это вызов.

О духе взаимной поддержки

«Территория» задумывалась как территория сотрудничества: в ее основе лежит идея соединения и перекрещивания разных театральных жанров, даже разных видов искусства. С самого начала это было такое коллективное действие, в котором задействовано очень много площадок и людей из мира современного искусства, и кино, и поэзии. Если говорить о театре, то это и драматический театр, и кукольный театр, и, конечно, современный танец, и опера. Поэтому сотрудничество и максимальная открытость к каким-то коллаборациям, совместным проектам — это просто один из принципов этого фестиваля.


Я не буду идеализировать театральный мир: в конце концов, большинство в нем сами за себя, и это, наверное, нормально. Но в этом году нас поддержало очень много людей и партнеров: Фонд Михаила Прохорова, «Полюс», «СИБУР», которые уже много лет работают с «Территорией». Но появились и новые партнеры: проект «Русская музыка 2.0» связан с конкурсом, который проводит Фонд Дмитрия Аксенова. У нас есть традиционные партнеры из мира искусства: Московский музей современного искусства, галерея «ГРАУНД Солянка», где в этом году будет представлен проект «Демидова Фест 2020». И очень много площадок: Центр имени Мейерхольда, театр «Практика» и другие московские театры. И наконец, новые пространства: парк «Зарядье», где будет проходить литературная прогулка по мотивам «Азбук» Дмитрия Пригова. Дом творчества «Переделкино» тоже недавно стал таким новым местом — пока не силы, но уже притяжения: там в рамках фестиваля будет показан спектакль Федора Елютина «Мы выйдем с собой погулять в лес». «Территория» всегда открывала новые пространства для своих проектов — околотеатральных, паратеатральных интересных затей. И, собственно говоря, эта тенденция присутствует и в этом году, но только в других условиях, в другом масштабе.

О том, какой проект нельзя пропустить

Выбирать одно фестивальное событие всегда сложно: во все вложены силы, но мне каждый раз хочется привлечь внимание к тому, что точно уже нельзя будет увидеть потом, когда фестиваль закончится. В афише есть московские спектакли, которые можно будет посмотреть и после фестиваля. Есть проекты для очень узкого круга ценителей — экспериментальные события, на которые билеты распроданы — и расхваливать их бессмысленно. Поэтому я привлеку внимание к двум гастрольным проектам. «Территория» всегда обращала особое внимание на современный танец, на движенческий театр, и две труппы, про которые я расскажу, — это классика современного танца в России. Это так называемая уральская школа, которую представляет театр современной хореографии «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой из Екатеринбурга и Театр современного танца под руководством Ольги Поны из Челябинска. Они представят на фестивале свои спектакли — «Бегущие» и «Приключения сапожника Петра», которые еще не показывались в Москве. Потом они уедут, и вы их, возможно, больше не увидите — а мне всегда очень обидно, если люди пропускают то, что они больше не смогут увидеть.



Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":100,"columns_n":12,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}