Blueprint
T

Выставка-блокбастер ван Эйка в Генте

1 февраля в гентском Музее изящных искусств открылась выставка «Ян ван Эйк. Оптическая революция» — самая большая ретроспектива фламандского живописца-новатора, приуроченная к 600-летию его переезда в Гент. По такому поводу в городе пройдет фактически целый фестиваль длиной в год. 13 марта в местном Музее дизайна откроется экспозиция, посвященная главным цветам в палитре великого художника, в кафедральном соборе святого Бавона «оживят» расписанный ван Эйком алтарь, пройдут и приуроченные к юбилею гастрономический и флористический фестивали. Александра Данилова, заведующая отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. Пушкина, уже съездила в Гент — и рассказала Марине Анциперовой, почему это обязательно стоит сделать.

Зачем нужны выставки-блокбастеры

Масштабные экспозиции, посвященные отдельным художникам, стали для музеев и целых городов доброй традицией в эпоху отчаянной борьбы за туристов. Этим выставкам сопутствует большая сувенирная и образовательная программа (тут уж кто во что горазд — для юбилея Рене Магритта, например, было сварено специальное пиво), концерты и фестивали. В идеале большая выставка становится праздником, охватывающим весь город, а значит — поводом приехать и задержаться.


Вообще выставки больших классиков — рецепт, проверенный временем. Туристы съезжаются на них охотно и даже могут побороться за билеты, количество которых ограничено. Вспомним, например, выставку Брейгелей в Вене, на которую мечтала попасть два года назад вся Москва. Интересно, что те же мастера в городе-организаторе могут присутствовать почти в том же количестве, что и на выставке-блокбастере, — но чтобы на них поехали специально, приходится придумывать отдельное событие-фестиваль.


В Бельгии этому неплохо научились. В 2017-м по случаю только что прошедшего столетнего юбилея чествовали бельгийского сюрреалиста Рене Магритта, а последние три года посвящены «старом искусству». В 2018 году главным героем стал Питер Пауль Рубенс, а в прошлом — по всей стране прошли выставки, фестивали и концерты, связанные с творчеством Питера Брейгеля Старшего.

(c) MSK Ghent, photography David Levene

Кто такой ван Эйк и почему нужно отправиться на его выставку




Если верить историческим хроникам, то 2020 год является втройне юбилейным для художественного семейства ван Эйков. Это и 650 лет со дня рождения Губерта, старшего из братьев, 630 с момента рождения Яна ван Эйка (тут, впрочем, историки не вполне уверены) и 600 лет с момента переезда его в город Гент, где братья еще через пару лет начнут работу над знаменитым Гентским алтарем. Разумеется, предприимчивые бельгийцы поспешили объявить наступивший год Годом ван Эйка, а Гент — центром всех связанных с юбилеем торжеств.


В честь юбилея и юбиляра Гент устроил фестиваль с игривым названием OMG! VAN EYCK WAS HERE («Боже мой! Ван Эйк здесь был») — почти дословно цитирующим надпись над зеркалом в знаменитом «Портрете четы Арнольфини». А центральным событием фестиваля должна стать выставка «Ван Эйк. Оптическая революция» в гентском Музее изящных искусств.


Представленные на выставке картины — это самые истоки «фламандской манеры», расцвет которой как раз и связан с именем братьев ван Эйк. Ван Эйки до недавнего времени и вовсе считались изобретателями техники масляной живописи. Несмотря на то что краски с использованием льняного масла как связующего вещества были в ходу еще с VII века, именно благодаря Яну ван Эйку они получили широкое распространение в Европе и помогли совершить переворот в технологии живописи.

Здесь нужно заметить, что творчеством ван Эйков в Генте всегда гордились и без выставки: в местном соборе Святого Бавона хранится одно из главных и без сомнения самое масштабное произведение мастера — Гентский алтарь. Хотя посмотреть его последние восемь лет было довольно непросто. С 2012 года началась масштабная реставрация этого выдающегося памятника, которую планировали завершить как раз к 2020 году. Но уже в ходе работы выяснилось, что пожелтевшие слои лака скрывали гораздо более серьезные вмешательства в авторскую живопись ван Эйка, осуществленную предыдущими «реставрациями», и на данный момент закончена работа лишь над нижним ярусом алтаря. Именно эти створки и составили основу выставки. Организаторы обещают, что после того как все желающие смогут детально их рассмотреть с близкого расстояния, панели вернутся на свое законное место в соборе.

Что на ней на самом деле показывают





Творческое наследие Яна ван Эйка не так велико, и всего в мире насчитывается около 20 его работ, более половины представлены сегодня на выставке в Генте. Собрать выставку мастера такого уровня — задача необычайно сложная: мы только что были свидетелями трудностей, с которыми столкнулся Лувр, открывавший прошлой осенью выставку Леонардо да Винчи. Ситуация с ван Эйком усугубляется еще и тем, что большинство работ этого художника выполнено на дереве, а деревянная основа очень плохо переносит транспортировку, и последствия перемены климата могут быть для нее необратимы.


Именно поэтому на выставке вы не найдете таких хрестоматийных произведений мастера, как «Портрет черты Арнольфини» из Лондонской национальной галереи, луврской «Мадонны канцлера Ролена» и даже «Мадонны каноника ван дер Пале», хранящейся в музее Груннинге в соседнем Брюгге (обещают, что с марта она станет специальным отдельным экспонатом выставки — ведь ехать от Гента до Брюгге всего 20 минут).


И все же нью-йоркский Метрополитен, Филадельфийский художественный музей, Вашингтонская национальная галерея, Лондонская национальная галерея, Музей Поля Гетти, Музеи Ватикана, венский Музей искусства, Картинная галерея Берлина рискнули расстаться с частью своих шедевров, так что выставка позволяет наиболее полно рассмотреть творческий путь художника от книжной миниатюры (этот раздел, пожалуй, оказался одним из самых интересных на выставке) до Гентского алтаря как вершины художественной карьеры.

Губерт ван Эйк и Ян ван Эйк, «Гентский алтарь» © www.lukasweb.be - Art in Flanders vzw

Ян ван Эйк, «Архангел Гавриил» 

Museo Nacional Thyssen-Bornemisza, Madrid

Ян ван Эйк, «Портрет Маргареты ван Эйк»

© Musea Brugge, www.lukasweb.be – Art in Flanders, foto Hugo Maertens

Ян ван Эйк, «Портрет Баудэйн де Ланой»

© KIK-IRPA, Brussel

Как устроена выставка






Работая над выставкой, кураторы пошли не по хронологическому, а скорее по типологическому пути — выделив основные темы в творчестве ван Эйка. Отсутствие некоторой части произведений с лихвой компенсировано широким контекстом и влиянием на последующие художественные эпохи, благо ван Эйка копировали и интерпретировали и его современники, и мастера последующих столетий.


Организаторы попытались представить два «мира», с которыми была неразрывно связана деятельность ван Эйка — художника: утонченные вкусы и роскошь Бургундского двора, открывающие выставку, и реалии современной городской культуры, ассоциирующиеся прежде всего с портретным творчеством мастера. К числу неоспоримых достоинств выставки следует отнести и попытку рассмотреть творчество ван Эйка в широком контексте европейской (и прежде всего итальянской) живописи, для чего на выставку прибыли произведения Мазаччо, Пизанелло, Фра Анжелико, Доменико Венециано, которым отведен практически целый зал. Так что, хотя шедевров самого ван Эйка (не считая разделенного на створки алтаря) тут чуть больше десяти, но за счет произведений современников, учеников и последователей обойти ее менее чем за час вам вряд ли удастся. Впрочем, этот же час можно провести, и просто стоя у одного из самых загадочных произведений художника — «Святой Варвары», выполненной в техники гризайль. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению, имеем мы дело с законченным произведением или лишь с подготовительным наброском. Кстати, экспонируется эта работа с двух сторон, чтобы все желающие могли увидеть авторскую подпись на ее обороте. Так что ван Эйк действительно здесь был.



Ян ван Эйк, «Святая Варвара» © www.lukasweb.be Art in Flanders vzw. Photo Hugo Maertens

Что еще надо увидеть в Генте







Собор Святого Бавона

В этом году одному из старейших готических соборов Гента — кафедральному собору Святого Бавона — отведена центральная роль в чествовании братьев ван Эйк, ведь здесь на протяжении почти шести веков хранился знаменитый Гентский алтарь. Часть уже отреставрированных створок и те, что только ждут реставрации, по-прежнему находятся в одной из часовен. В октябре в соборе обещают открыть новый информационный центр, где туристы смогут более подробно ознакомиться с историей знаменитого алтаря. Но собор Святого Бавона известен не только благодаря творчеству братьев ван Эйк, в его стенах хранят множество произведений искусства, среди которых и алтарное полотно «Обращение Святого Бавона» фламандца Питера Пауля Рубенса. Есть сюрприз и для любителей искусства современного: летом в интерьерах собора планируется установить гигантскую скульптуру Вима Дельвуа. В одной из капелл на 12-метровую высоту взмоет огромная «Свеча», перекликающаяся своим металлическим кружевом с изящной архитектурой башен собора.





Собор Святого Бавона 


Собор Св.Николая

В марте 2020 года в соборе будет показано произведение известного британского художника Мэта Коллишоу (28.03–01.11), который с помощью современных технологий создаст инсталляцию о судьбе Гентского алтаря. «Я хочу представить алтарь как ожившую последовательность событий, происходивших с ним, я углубляюсь в историю этого произведения — похищенного, сожженного, разделенного на части, подвергавшегося цензуре и нападкам иконоборцев», — поясняет художник. В его работе алтарь, воспроизведенный на гигантском экране, да и все пространство собора станут метафорой райского сада, который человечество, погрязшее в суете и глупости, может утратить навсегда. Среди сцен, изображающих исторические катастрофы, художник обещает воспроизвести сцены отступления Наполеона из России. С помощью проекций и мэппинга Мэт Коллишоу превратит весь собор в произведение современного искусства, главным героем которого окажется, разумеется, Ян ван Эйк.




Собор Св.Николая 


«Алтарь» Криса Мартина

На площади между двумя соборами будет установлено еще одно произведение современного автора. «Алтарь», идеально вписавшийся своей пустотностью в бесконечную панораму пляжей Остенде, когда-то принес Крису Мартину широкую известность. Оказавшись на новом месте, минималистическая скульптура, воспроизводящая лишь структуру Гентского алтаря, станет размышлением художника о непростой судьбе всемирно признанного шедевра. Этот диалог с великим Яном ван Эйком Крис Мартин планирует продолжить на своей первой в Бельгии ретроспективной выставке, которая откроется в начале марта в Музее современного искусства Гента.





«Алтарь» Криса Мартина 


{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}