Сближение с агонией
ФОТО:
КАТЯ МОРОЗОВА, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Параллельная программа Венецианской биеннале, как и положено параллельной вселенной, привлекает самых смелых и любопытных. Писательница и журналистка Катя Морозова предлагает последовать примеру ситуационистов и отправиться в это путешествие без запланированного маршрута.
Венецианская биеннале вмешивается в довольно неподвижный город, меняет его ландшафт, распорядок и даже бюрократические основания. Кажется, что это редкий момент, когда современный, пусть и с натяжкой, город может стать объектом психогеографического исследования (психогеография — придуманное ситуационистами направление социальной психологии и философии, изучающее психологическое воздействие городской среды. — Прим. The Blueprint). В сезон биеннале незапланированное и неструктурированное перемещение по городу — буквально дрейф, как его сформулировал Ги Дебор, дает возможность возникновения непривычного для городского жителя типа ситуаций.
Эмоциональная дезориентация как важное условие здесь налицо, и кругом полно тревожных сближений — высказывания о современности (если все еще верить в то, что язык современного искусства в его сложившемся после Второй мировой войны виде на это способен) соседствуют с картинами агонии, которую собой представляет Венеция как городской проект. Часто это выражается довольно буквально — в водружении выставок в густонаселенных искусством жилищах, непригодных для обитания людьми.
Я выбрала несколько точек на карте. Это исторические памятники, прекрасно сохранившиеся и бывшие некогда жилыми палаццо, или же церкви, которые давно утратили свою функцию и работают выставочными пространствами. Хорошая рамка для возможного разговора о том, не утрачивает ли свою функцию и современное искусство? Увы, ответа на этот вопрос ниже вы не найдете.
![Палаццо Ка-Корнер-делла-Реджина, резиденция Фонда Prada](/upload/30866/vms/efde3fc83a3c9a5a3b6ac0c5cac2238e_small.jpg)
![Палаццо Ка-Корнер-делла-Реджина, резиденция Фонда Prada](/upload/30866/vms/01afc7cebb311b440f4bcf32b7e42f90_small.jpg)
Палаццо Ка-Корнер-делла-Реджина, резиденция Фонда Prada
С левого берега фасадом на Гранд-канал смотрит палаццо Ка-Корнер-делла-Реджина, резиденция Фонда Prada с 2011 года. Здесь показывают новый проект швейцарца Кристофа Бюхеля, заставившего о себе говорить девять лет назад, когда он на время биеннале превратил в мечеть десакрализованную церковь аббатства Мизерикордия — под давлением возмущенных католиков проект закрыли спустя всего две недели; на биеннале 2019 года он выставил лодку, на которой затонули сотни мигрантов. Новый проект Бюхеля, судя по всему, тоже станет самым обсуждаемым событием биеннального сезона. «Монте ди Пьета» — тотальная редимейд-инсталляция; все помещения палаццо превращены в узнаваемые пространства — ломбард, церковь, разбомбленная квартира, зал аукциона, рынок, криптоферма, казино и так далее и так далее. Это бесконечная (выставке отданы даже, кажется, какие-то технические и служебные помещения, ее размах поражает и пугает) одиссея зрителя по миру бедноты, вечно попираемому хранителями капиталов. Названием выставка отсылает к католической благотворительной организации «Монте ди Пьета», которая предоставляла беднякам ссуды с низкими процентами под залог имущества. Именно в палаццо Ка-Корнер-делла-Реджина с 1834 до 1969 год находилось отделение венецианского филиала «Монте ди Пьета».
(наводите на изображения, чтобы их увеличить)
![](/upload/30866/vms/d0c21b31b44a3d57ec328b9b21639ada_small.jpg)
![](/upload/30866/vms/5bdd6617b6a25d5b72718ff893fdafed_small.jpg)
![](/upload/30866/vms/a3fc3e21bfa7479cbe694d3ecd8d2421_small.jpg)
![](/upload/30866/vms/eb42ca5e077161e4b157e765ad3e1ff0_small.jpg)
![](/upload/30866/vms/715ce06d06d8f95611d60286c42f12e4_small.jpg)
![](/upload/30866/vms/f238ed6efabe4b22882c8453375cee8f_small.jpg)
![Кристоф Бюхель, «Монте ди Пьета», 2024](/upload/30866/vms/f238ed6efabe4b22882c8453375cee8f_small.jpg)
![](/upload/30866/vms/d0c21b31b44a3d57ec328b9b21639ada_small.jpg)
![](/upload/30866/vms/a3fc3e21bfa7479cbe694d3ecd8d2421_small.jpg)
![](/upload/30866/vms/eb42ca5e077161e4b157e765ad3e1ff0_small.jpg)
![](/upload/30866/vms/5bdd6617b6a25d5b72718ff893fdafed_small.jpg)
![](/upload/30866/vms/715ce06d06d8f95611d60286c42f12e4_small.jpg)
![](/upload/30866/vms/f238ed6efabe4b22882c8453375cee8f_small.jpg)
![Кристоф Бюхель, «Монте ди Пьета», 2024](/upload/30866/vms/5dc0f8ea2b43517d5bfde2c971ac543c_small.jpg)
Кристоф Бюхель, «Монте ди Пьета», 2024
Зрители довольно свободны в выборе направления движения по выставке, поэтому историю современного общества как общества долга и займа, финансовых махинаций, разорений и обогащений можно смотреть под разными углами, все равно не удастся пропустить войну. В палаццо есть реконструкция разбомбленного дома в Газе и трансляции из некоторых украинских городов. Это свалка объектов, боли и страданий. Но какое политическое высказывание стоит за этим нагромождением образов, сказать тем не менее не просто. Бюхель эксплуатирующий автор, это ясно после «Нашей лодки» (Barca nostra), схожие приемы налицо и тут, но зритель настолько раздавлен хламом реальности, что сил на критическое осмысление остается мало. (Венеция per se, как известно, может вызывать то же чувство.)
![](/upload/30866/vms/15339f0f53bb007d159ab8965f59a119_small.jpg)
Фонд Кверини Стампалья
После «Монте ди Пьета» любая следующая ситуация (раз уж мы продолжаем ситуационистский дрейф) встречи с искусством может быть болезненна. В этом смысле повеет легкостью от компактной интервенции четырех инсталляций Ильи и Эмилии Кабаковых в постоянную коллекцию Фонда Кверини Стампалья. Так, из зала со знаменитым «Принесением во храм» Беллини посетители попадают к инсталляции «Я вернусь 12 апреля» — расстеленный на полу холст с изображением неба и скромно сложенная одежда у его края. Работа, неожиданно созвучная основному проекту биеннале. Если чужестранцы везде, то и на небе — тоже.
Илья и Эмилия Кабаковы «Я вернусь 12 апреля»
![Фонд Анри Пино](/upload/30866/vms/29b81c95ed1e54ef873621d0dc2692ba_small.jpg)
Фонд Анри Пино
![Пьер Юиг, Liminal, 2024](/upload/30866/vms/8e3ed5e1af0fde50eb8159793695f150_small.jpg)
Иные, неантропоморфные существа с легкой руки Пьера Юига, звездного француза, когда-то начинавшего с эстетики отношений, но в последние годы работающего с темами человеческого и нечеловеческого, заселили бывшую таможню, ныне Фонд Анри Пино. Ситуации, к которым приведут встречи с проектом Liminal, могут быть разнообразны: от детского восторга (не понаслышке знаю о восторге детей на этой недетской выставке) до крайней критики от, скажем, защитников прав животных. Юиг создает воображаемые тревожно-поэтичные миры, но населяет их вполне реальными существами. Нам предлагается наблюдать за ними в более и менее естественной среде, где-то за пределами антропоцена, но мир, который для них строит Юиг, предельно искусственный. Эти существа ни в коем случае не соавторы и не соучастники, а узники энигматичных образов на тему отношений «хьюман и нонхьюман».
Пьер Юиг, Liminal, 2024
![Пьер Юиг, Camata, 2024](/upload/30866/vms/7a5e6783c064ffcd7db7c0bcae2c3dd3_small.jpg)
Пьер Юиг, Camata, 2024
Самые известные работы — аквариумы, воссоздающие жизнь океана, правда, крабы в этом океане носят на себе реплику знаменитой маски Бранкузи; или же белоснежный пес по кличке Human с ярко-розовой лапой из проекта Untitled, постапокалиптического сада. И если некоторые образы все же — до жути — хороши, то совсем мрачно обстоит дело с видео, в котором дрессированная обезьяна носит маску человека. Все это экспонируется у Пино, и заодно — само собой — появился AI, в режиме реального времени создающий новый язык. Золотая маска-шлем на этот раз надета на человека; получается обратный прием — люди носят маски представителей другого вида (дети принимают перформеров за роботов, очень показательно).
Пьер Юиг, Untitled, 2012
![Пьер Юиг, Untitled, 2014](/upload/30866/vms/4bb7a893774c01a469b7f89f31b8d4e9_small.jpg)
![Пьер Юиг, Zoodram 4, 2011](/upload/30866/vms/102c38c5b0189e0d525ad1df2f6d30a6_small.jpg)
Пьер Юиг, Untitled, 2014
Пьер Юиг, Zoodram 4, 2011
![Ocean Space, церковь Сан-Лоренцо в Венеции](/upload/30866/vms/44ff387a9d16b4f494ee8323d7875aae_small.jpg)
Ocean Space, церковь Сан-Лоренцо в Венеции
Выход за границу отношений «свой-чужой» в слиянии и конструировании нового языка — этот воображаемый вывод о некоторых работах Юига (воображаемый, потому что Юиг не тот художник, чтобы предлагать какие-то выводы) отправил меня к возможному месту захоронения Марко Поло, знакового венецианца и вечного чужестранца. Согласно завещанию он должен был быть похоронен (но его могила так и не найдена) в церкви Сан-Лоренцо; здесь уже несколько лет гостит Ocean Space, что-то вроде сайд-проекта титулованного фонда TBA21.
Ocean Space работает только в месяцы биеннале, то есть вход на их выставки — это еще и билет в уникальное место, где когда-то было поставлено культовое произведение венецианского автохтонного искусства — опера «Прометей» классика музыкального авангарда Луиджи Ноно на либретто философа Массимо Каччари и с декорациями Ренцо Пиано и Луиджи Ведовы. Минувшей зимой оперу снова поставили в Сан-Лоренцо, впервые с 1985 года, когда ее тут демонстрировали еще при жизни Ноно и Ведовы.
![](/upload/30866/vms/61796e3234767096edfdba113f50dd47_small.jpg)
![Латаи Тамопеау, 2013](/upload/30866/vms/06e2d538d3a776a99fb48a2918290f96_small.jpg)
Латаи Тамопеау, 2013
Теперь место захоронения главного европейского путешественника на Восток стало прибежищем для искусства из еще более отдаленных уголков. Ocean Space приглашает художников, работающих с темами климатических изменений, и в этом году у них гостит Латаи Тамопеау, представительница коренного народа островов Тонга. Ее проект основан на звуке и движении, что очень идет Сан-Лоренцо; это ритуальный танец с веслами, коллективная гребля, к исполнению которого художница приглашает каждого из зрителей. Действие ритуала для народа Тонга имеет магический сакральный смысл, это молитва о спасении Океании. Если конкретнее, Тамопеау привлекает внимание к вредоносной глубоководной добыче ископаемых.
Латаи Тамопеау, The Last Resort, 2020
Не скрою, что в середине 2024 года трудно подключиться на должном эмоциональном уровне к этой проблеме. Но одна из важных заслуг биеннале и череды сопутствующих выставок в том, что хоть и с большим трудом, но рассеивается иллюзия первостепенности твоей личной боли и травмы. Мир полон ими, и научиться слышать о них из уст других, даже если это песня боли на чужом языке, уже важный шаг.