Blueprint
T

Что нужно знать о выставке Йоко Оно в Москве

15 октября в Московском музее современного искусства открывается выставка художницы Йоко Оно «Небо всегда ясное», построенная вокруг ее «Инструкций». Со всеми экспонатами выставки можно будет взаимодействовать: например, забить гвоздь, самому нарисовать картину или сыграть в полностью белые шахматы. Мы встретились с куратором выставки Гуннаром Квараном и поговорили о том, в чем новаторство художницы, и почему впервые за более чем 60-летнюю карьеру ее наконец стали воспринимать всерьез.

ПОЧЕМУ МОСКВА?

Почему Москва?

Идея провести выставку в Москве принадлежит самой Йоко Оно. Ее дядя по отцу был женат на русской скрипачке Анне Бубновой-Оно, которая обучала игре на скрипке японских детишек — в том числе свою племянницу. Поэтому Йоко с детства чувствовала связь с русской культурой, отлично разбирается в русской литературе, театре и музыке. Ей было важно, чтобы с ее творчеством познакомились и в России.

Что такое «Инструкции»?

Если коротко — это революция в мире искусства, которую слишком долго не замечали.


Еще в начале прошлого столетия Марсель Дюшан [художник и теоретик искусства, стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма. — Прим. The Blueprint] провозгласил, что любой предмет — будь то столовый прибор или велосипедное колесо — можно назвать арт-объектом, если все люди договорятся его таковым считать. Эта теория наделала много шума, но Йоко Оно во второй половине пятидесятых пошла еще дальше.

Перформанс Йоко Оно «Отрежь», 1964

Йоко Оно работала на стыке литературы и визуального искусства и в отличие от Дюшана, решила не зацикливаться на материальном мире и предложила полностью заменить непосредственный предмет идеей, сказав, что теперь сама эта идея — уже продукт искусства. Она представила миру «Инструкции»: карточки с напечатанным на них текстом пространного, иногда абсурдного содержания. Никакой картиной, нарисованной красками или пастелью, никакой скульптурой тексты не сопровождались. «Инструкции» подразумевались как самостоятельные произведения, ни в чем не уступающие визуальным формам искусства. Их часто называют особой разновидностью хокку — коротких философских высказываний на какую-либо тему. Но названия работ Йоко сразу дают понять: ее тексты — совсем не поэзия, а новый, особый вид живописи. «Картина, чтобы смотреть на небо» призывает зрителя нарисовать небо в своем воображении, «Картина, чтобы создать ее в голове» — визуализировать только что прочитанный текст в своем сознании, а «Картина, чтобы пожать руки» — собственно, пожать руки.

«Склеивание», 1966

«Картина, чтобы забить гвоздь», 1966

«ИНСТРУКЦИИ» ЭТО ПРОСТО КАРТОЧКИ?

Не просто карточки и не только карточки. За долгие годы существования «Инструкций», основная идея оставалась неизменной, но ее воплощение менялось. Сначала это были карточки с текстом, который зрителям предлагалось визуализировать. Затем к ним добавились объекты, с которыми можно и нужно было взаимодействовать напрямую. Такой стала работа под характерным для Йоко названием «Картина, чтобы забить гвоздь». Понимать название стоит буквально: перед вами холст и горстка гвоздей. Возьмите гвоздь и забейте его в кусочек холста, дополнив работу тех, кто пришел на выставку раньше и уже выполнил инструкцию. Так к привычной для Йоко Оно синергии литературы и живописи прибавляется наглядность скульптуры. С помощью этой работы Йоко хотела напомнить людям о том, как важно иногда объединить усилия. В становлении этой идеи также большую роль сыграл Джон Леннон, легендарный певец, солист группы The Beatles, женой которого Йоко Оно была до самой его гибели. Его песни пели во всем мире, даже люди не знавшие английского. И идея объединения человечества всегда импонировала Оно, при том, что ее амбиции выходили далеко за пределы поп-культуры. Сейчас многие арт-объекты Оно нацелены на то, чтобы связать разных людей вне зависимости от их национальности, социального статуса, ориентации, политических взглядов — к примеру, вам просто нужно подойти к картине и забить в нее гвоздь, который станет маленьким кусочком общего труда.


По такому же принципу построена инсталляция «Мама красивая». У большинства людей есть или была мама, с которой их связывают или связывали определенные отношения. Художница предлагает зрителям написать воспоминания о своих матерях. Так, из отдельно взятых комментариев, соединенных вместе, получается одно большое произведение, полифония голосов.

О ЧЕМ ЕЩЕ ЭТА ВЫСТАВКА?

Например — о феминизме. В 2016 году Йоко придумала еще одно новое звучание «Инструкций». Когда технически стало возможно вести диалог с тысячами людей одновременно, появилась интерактивная инсталляция «Восставая». Художница предложила женщинам рассказать о моральном или физическом насилии и прислать ей фото своих глаз. Рассказать свою историю можно прямо на сайте ММОМА . Этот проект впервые осуществили на выставке в Рейкьявике 3 года назад, и с тех пор опробовали еще в нескольких других странах — заявок всегда приходит очень много. Для Йоко важно, чтобы для каждой новой выставки собирались новые «голоса», и чтобы в России о насилии заговорили сами русские женщины.


Тема феминизма вообще одна из центральных в творчестве художницы, и семья Оно сыграла в этом немалую роль. Когда пришло время отправлять Йоко в школу, родители обратились к правительству с предложением реформировать систему образования (мальчики и девочки в Японии учились тогда раздельно) — и разрешить их дочери получать образование в мужской гимназии. Им пошли на встречу, ведь семья Оно была одной из самых богатых и влиятельных в Японии, так что могла обращаться напрямую к императору. Нетрудно представить, каких сил требовалось, чтобы просто зародить такую идею в государстве, вся политика которого была построена на патриархальных традициях. В результате, Йоко стала не только одноклассницей будущего императора Акихито, но и свидетелем успешной борьбы за равенство.

«Белые шахматы», 1966

«Мама красивая», Выставка Йоко Оно «Между небом и моей головой» 2008-2009


ПОЧЕМУ ЙОКО ОНО ТАК ДОЛГО НЕ ПРИЗНАВАЛИ?

Увы, виной всему – Джон Леннон. Слишком долго за Йоко Оно тянулся шлейф трагической славы одного из самых известных музыкантов XX века. Многомиллионная армия фанатов The Beatles обвиняла ее в распаде группы, музыкальные критики пропускали ее альбомы мимо ушей, а в художественном сообществе отказывались считать «жену поп-звезды» себе ровней. Только к двухтысячным разговоры о ее личной жизни утихли или отошли на второй план, и ценители смогли наконец разглядеть новаторскую идею сформированную в «Инструкциях» еще в середине XX века.

СКОЛЬКО СТОЯТ РАБОТЫ ЙОКО ОНО?

Проще всего сказать, что они бесценны. Тем более, что точного ответа на вопрос — нет. Йоко Оно стала, вероятно, первым художником, завоевавшим такое признание, не выходя на рынок искусства. С одной стороны, Оно — богатая семья, поэтому, вероятно, Йоко могла себе позволить заниматься искусством без оглядки на прибыль. Но, к примеру, Пабло Пикассо тоже был состоятельным человеком и не нуждался в деньгах, а без аукционов обойтись не смог. Особенность работ Йоко Оно в том, что их дистрибуция практически невозможна. Любой человек может скопировать текст ее инструкций, распечатать его и повесить на стену. Но ценность ее работ — не в бумаге и краске, которой печатаются буквы, а в уникальной идее, которая к счастью или к сожалению монетизируется гораздо сложнее.

{"width":1200,"column_width":100,"columns_n":12,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}