Чжан Хуань о любви и смерти
9 сентября в Эрмитаже при поддержке Pearl Lam Galleries открывается выставка «В пепле истории» одного из главных художников современности — китайца Чжана Хуаня. Его работы точно знают даже те, кто может не вспомнить его имя: он заходил с друзьями в озеро, чтобы «Поднять уровень воды в пруду с рыбой» в 1997 году и грел своим телом лед во время перформанса «Паломничество: ветер и вода в Нью-Йорке» в 1998-м. Исписывал свое тело иероглифами как холст — и обмазанный медом просидел час в общественном туалете, где к концу перформанса был полностью облеплен мухами. The Blueprint задал художнику десять фундаментальных философских вопросов — что такое смерть, жизнь и любовь и что с ними делать. И получил столь же философские ответы.
Чжан Хуань, 15 июня 1964 г., 2008—2012 г.
Холст, пепел
ЧЖАН ХУАНЬ, Мой Зимний дворец № 8, 2019
Шелкография, резьба по деревянной двери
Чжан Хуань — очень разноплановый художник. Среди его работ в Эрмитаже есть и живопись, которая возвращает его к традиционному образованию в духе советского реализма. И огромные картины пеплом, собранным из буддистских храмов. И резьба по дереву, переосмысляющая произведения из коллекции Эрмитажа. Директор музея Михаил Пиотровский считает, что пандемия убила эпоху выставок-блокбастеров, но проект Чжана Хуаня — это как раз блокбастер: 30 огромных полотен и резных картин. Самое большое произведение из них аж 40 метров длиной: это картина пеплом по мотивам фотографии 1964 года, где запечатлены тысячи членов Коммунистической партии (для создания этой картины потребовалось десять подмастерьев и пять лет работы).
ЧЖАН ХУАНЬ, Возвращение блудного сына, 2019
Холст, пепел
Приятно видеть и оммаж работам из коллекции самого Эрмитажа: это и воссозданное из пепла «Возвращение блудного сына» Рембрандта, и многоногий «Эрмитажный будда», расположившийся во дворе музея. Но главные работы здесь — про жизнь и смерть, понятные и без долгих объяснений. Это красная серия прошлого года «Небесное погребение» с птицами-падальщиками, которые съедают тело в тибетской похоронной практике, и две красные же работы этого года, выражающие боль художника от количества жертв пандемии. Обе картины называются «Любовь». Поэтому и вопросы художнику мы задали именно такие — о любви, смерти, страхе и пепле.
Как найти любовь?
Любовь невозможно найти, но ее можно дать. Чем больше любви вы даете другим, тем больше получаете в ответ.
Никто не избежит смерти, смерть — это часть жизни, но мы можем родиться заново. У китайцев есть выражение «сначала смерть, потом здоровье» и «хотя человек умирает, его дух бессмертен — вот рецепт долголетия».
Как спастись от смерти?
От судьбы не уйдешь, так что надо ее знать. Жизнь не равно судьба, поэтому надо работать над собой, учиться быть лучше — ведь с улучшением приходит удовлетворение, а за ним и счастье.
Как принять свою судьбу?
Для меня любовь — это величайшая любовь, которую надо знать, как дарить. Посвящая этому свою жизнь, вы получите в ответ весь мир, и великую любовь тоже. Если же говорить о смерти, то это высшая сфера жизни. И относиться к ней стоит соответствующе.
Один мастер погребений из Поднебесной из любви размозжил череп покойного огромным камнем — чтобы накормить стервятника. Таким образом душа покойного смогла унестись ввысь. Так любовь и смерть слились воедино.
Что всегда побеждает — любовь или смерть?
Если смерть выглядит как пепел, то как выглядит любовь?
Как вода. Потому что все хорошее течет, как вода.
В своих ранних перформансах я никогда не думал об их последствиях. Однако на этот раз я отправился в Тибет на два месяца и много, много об этом размышлял. Вне зависимости от того, умер бы я в этом паломничестве к священной горе или вернулся домой живым, любой исход был бы великим благословением.
Думали ли вы о смерти во время своих опасных перформансов?
Путь в Тибет — это опыт переживания жизни и смерти, так ты переворачиваешь гору жизни. Как только начинаешь видеть жизнь и смерть насквозь, страх уходит.
Как победить страх?
Смерть — это революция, смерть — это эволюция, смерть — это распад. Я полагаю, что человечество преодолело свою высшую точку 30 лет назад, и теперь нас ждет новая эра. И хотя я понятия не имею, что это будет за эра, я не верю в ренессанс.
Стоит ли ждать возрождения после пандемии ?
Что в мире никогда не изменится?
Единственное постоянное в мире — это изменения. Об этом говорится в китайской «Книге перемен».
ЧЖАН ХУАНЬ, Мой Зимний дворец №11, 2019
Шелкография, резьба по деревянной двери