Золото предков
В Пушкинском музее открылась выставка «Золото сарматских вождей», на которой впервые вместе будут представлены уникальные памятники Филипповских курганов — наследия кочевников-сарматов из фондов Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук и Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея. The Blueprint не мог пройти мимо такой роскоши и составил мудборд с лучшими анималистичными украшениями — для тех, в ком жива первобытная жажда шопинга.
![](/upload/27601/vms/0f6d68e3b55631869588a52f3bec259a_small.png)
Геродот писал, что сарматы, древние скотоводческие племена, произошли от браков скифов с амазонками, и называл их «ящероголовыми», шляхтичи Речи Посполитой вели от них свои родословные, Михаил Ломоносов предполагал, что они предки русов, в наследство от которых, например, остались кокошники, а некоторые и вовсе считают, что прототип того самого короля Артура, центрального героя британского эпоса, был на самом деле сарматским наемником.
![](/upload/27601/vms/19ab8196f71d632939e9f5511562096c_small.jpg)
Как бы то ни было, современные археологические исследования говорят — племя, двигаясь с территорий современного Южного Урала, в III веке до нашей эры таки вытеснило из причерноморских степей их прежних владельцев скифов. Вероятно, от них сарматы переняли любовь к анималистичным изображениям, в целом характерную для кочевых племен. Золотые украшения сарматов, которые показывают в Пушкинском, — это обязательное изображение оленей, лошадей и пантер, с помощью которых осуществлялась связь с богами.
В Пушкинском, впрочем, будут показывать не только украшения, но и посуду, амуницию и — внимание — даже инструменты для нанесения татуировок, которые были обнаружены при раскопках курганов в начале нулевых, — бронзовые зеркала, мешочек с костяной иглой и каменная палитра для смешивания красок.
![](/upload/27601/vms/45773fc269519910721ceda269dc0cfe_small.jpg)
![](/upload/27601/vms/374b8662228f7f63a756dda2ef28b98a_small.jpg)
![](/upload/27601/vms/a57368457a1aa0bda6bffe0c4c460357_small.png)
![](/upload/27601/vms/6111d6b71f244560414fe7545e4c290d.jpg)
![](/upload/27601/vms/a332213ced190eafaf755e2a12dba536.png)
![](/upload/27601/vms/896ca4fb3858eccda15859a54ee96fcb_small.png)
![](/upload/27601/vms/291c25c7d50ba94500a2335e72548bd7_small.jpg)
![](/upload/27601/vms/b0501093126b2a7a760939bd49c30056.png)
«Диана и Актеон»,
Лукас Кранах Старший, 1518
![](/upload/27601/vms/e5e73bf774363620a7e763385f98ae48_small.png)
![](/upload/27601/vms/56be408c3608eee384344b403b1a375c_small.png)
![](/upload/27601/vms/51ced76a4d18b4f7b93fe3ecc0de2c33_small.jpg)
![](/upload/27601/vms/0b8700d71a9e2c7edc09059f1ee60f70_small.png)
![](/upload/27601/vms/719b1a105c828a3b6fe6a3f61530d556_small.jpg)
Вацлав Холлар, XVII в.
![](/upload/27601/vms/50618f4e45d4f5c272539ec5ebc8502a_small.png)
![](/upload/27601/vms/0c43eac38d07cee3a43529d135385f7b_small.jpg)
Рельеф храма Нинхурсаг, шумерской богини плодородия в Аль-Убайде, 2600 г. до н.э.
![](/upload/27601/vms/2beeccd9d060186d2432558910eb6ef4_small.jpg)
«Венера и Анхис», УИЛЬЯМ БЛЕЙК РИЧМОНД, 1889
![](/upload/27601/vms/295b3957cbdf1b974a6f7e6e305a9cc9_small.png)
![](/upload/27601/vms/066d349b2d42fd79ee326f7463b7f00b_small.png)
![](/upload/27601/vms/e72303f046f54e364ecdd1e25c83da9b_small.png)
![](/upload/27601/vms/6d6e78c3257707cbdd855ee634ed5bdb_small.jpg)
![](/upload/27601/vms/fe27bd9c363c3643884363315573eeec_small.png)
![](/upload/27601/vms/40478dc7bd3326e3130e92791581a595_small.png)