танец
креатив:
игорь андреев, ВИКТОРИЯ СЛАЩУК
кликайте на героя, чтобы увидеть/скрыть подробности
Альбина Вахитова
Перформер, танцовщица, хореограф Альбина Вахитова олицетворяет тезис, что в искусстве важен не результат, а путь. И еще на старте этого пути она нащупала важную идею: сегодняшний современный танец — про коммуникации. Альбина родилась в Хабаровске, начала танцевать в 9 лет, в 15 переехала в Москву и вскоре поступила в Художественный институт имени Сурикова на факультет истории искусств. Но танец не бросала. Работала с ведущими российскими — Анной Абалихиной, Ольгой Цветковой, Диной Хусейн — и европейскими — Клаудией Кастеллуччи, Филиппом Алмейда — хореографами, с режиссерами Кириллом Серебренниковым, Юрием Квятковским, композитором Алексеем Сысоевым, художниками Сашей Пироговой, Алексеем Таруцем, Верой Мартыновой, сотрудничала с Электротеатром и «Гаражом». В 2020 году основала танцевальную компанию SAAD. В прошлом году вместе с композитором Антоном Светличным представила спектакль «Озеро», который отлично вписался в пространство «ГЭС-2». А сейчас с танцовщиком и хореографом Игорем Шишко и международной командой работает над созданием перформанса Spell, исследующего темы пропаганды и иммиграции. Премьера состоится в Королевском Фламандском театре в Брюсселе.
Алексей Путинцев
В официальной иерархии Большого театра он занимает положение первого солиста — строго посередине между кордебалетом и официальными звездами. Но приглашенные хореографы дружно выбирают его для своих премьер: Юрий Посохов — для «Пиковой дамы» (Герман) и «Чайки» (Треплев), Вячеслав Самодуров — для «Танцемании», Кристиан Шпук — для «Орландо». В его репертуаре — завидные Спартак, Базиль в «Дон Кихоте», Щелкунчик-Принц, Джеймс в «Сильфиде». Но идти на спектакль стоит, даже если Путинцев занят в небольшом соло — таком, как Pas de trois в «Пахите», Золотой божок в «Баядерке», вставное па-де-де в «Жизели» или вариация в «Дочери фараона» — его участие гарантирует современный балет мирового класса. Что бы Алексей ни танцевал, это будет не только виртуозно, но и неповторимо — он никого не копирует, в его персонажах, будь то Спартак или Герман, все равно угадывается «парень из нашего города».
Вероника Стерхова
Счастливый билет в балетной судьбе может выпасть каждому, но всегда быть к нему готовым удается немногим. В труппу питерского Театра балета имени Якобсона лучшую выпускницу Пермского хореографического училища два года назад пригласил худрук Андриан Фадеев — юная танцовщица уже обладала несколькими профессиональными наградами. Но начинать все равно пришлось с небольших партий: Кукла в «Щелкунчике», одна из фей в «Спящей красавице», Pas de trois в «Лебедином озере», якобсоновское Pas de trois на музыку Россини. Так балетные карьеры могут развиваться годами. Но однажды на гастролях получила травму опытная балерина, и Стерхова вышла на замену в сложнейшей партии «Озорных частушек» Вячеслава Самодурова. Перед торнадо его хореографии порой пасуют и маститые. Дебютантка же смело встроилась в сложную конструкцию, проявив и характер, и выучку, и природу. Год Вероника начала уже с роли Машеньки в «Щелкунчике», а Самодуров отдал ей одну из трех женских партий в новом балете «598 тактов». Вероника была занята во втором составе, но в последний момент ей досталась премьера. И она стала одним из ее центров — блеснула не только природной координацией, уверенным вращением и взрывной динамикой, но и легкой иронией, до этого скрывавшейся за внешностью отличницы.
Мария +
Марсель Нуриевы
Этот творческий тандем существует уже два десятилетия, но за пределами Казани о нем узнали прошлой весной, когда спектакль Нуриевых «ДӨР» показали на «Золотой маске». Награду он не получил, но стал открытием 2023 года: вместе с трио музыкантов Нуриевы провели настоящий сеанс магии. Не воспроизводя буквально национальных или религиозных обрядов, они обратились к нашим глубинным переживаниям, о существовании которых мы порой не подозреваем. В этой работе невозможно расчленить музыку, драматургию, хореографию и качество движения. Блестящий симбиоз выковывался на стыке жанров и направлений: Нуриевы, пришедшие в современный танец взрослыми людьми, имеют опыт в драматическом театре и у балетного станка, занимаются на зарубежных и российских мастер-классах, сами танцуют, а еще учат детей и взрослых, драматических актеров и классических танцовщиков.
Александр Меркушев
За 17 лет работы Александр пережил несколько трансформаций вместе с театром «Урал Опера Балет». В него — тогда называвшийся Екатеринбургским театром оперы и балета — он попал мальчишкой, учеником школы при театре балета «Щелкунчик». После ее окончания был принят в балетную труппу (да, в 2007 году в «Урал Балет» можно было попасть без профессионального балетного образования). Каждый парень там был на вес золота, поэтому увлеченный профессией Меркушев быстро освоил не только кордебалетный репертуар, но и маленькие соло. Появление нового худрука Вячеслава Самодурова оказалось стимулом для всей труппы и персонально для Александра — он шаг за шагом ковал из себя балетного премьера. Стал незаменимым — и незабываемым — исполнителем многих балетов Самодурова. Поработал с Лайтфутом и Леон, Вихаревым, Бурлакой, заочно получил высшее образование. И сам начал ставить — пока что короткие номера, но уже в апреле ему вместе с новым худруком труппы Максимом Петровым и коллегой по труппе Константином Хлебниковым предстоит стать постановщиком мировой премьеры «Сказки Перро» в родном театре.
Ксения Бурмистрова
Имя Ксении Бурмистровой еще предстоит выучить тем, кто интересуется современным танцем, — долго оно было скрыто среди участниц танцевальной компании «Воздух». Зато сама эта девчачья труппа из Краснодара, едва появившись, с лету заявила о себе и с 2016 года стала постоянной участницей конкурса современного танца «Золотой маски»: воспитанные тела сочетались с редким среди родных осин вкусом и интересом к международным тенденциям. Как у всех, кому приходится заниматься современным танцем в России, у Ксении нестандартный путь. Начался он с классического балета и более чем десятилетней работы в Краснодарском театре балета Юрия Григоровича, где она доросла до главных партий. Но, выходя среди Маленьких лебедей в «Лебедином озере» и Хозяйкой Медной горы в «Каменном цветке», она вела двойную и даже тройную жизнь — получила диплом руководителя хореографического коллектива, изучала новые возможности движения и тела, стала практикующим психологом. Все это стало топкой для ее собственных проектов, которые сегодня приглашают «ГЭС-2» и Context. Diana Vishneva.
Александр Сергеев
Александра давно знают как одного из самых харизматичных танцовщиков Мариинского театра с широчайшим диапазоном: он выходит на сцену и Альбертом в «Жизели», и Меркуцио в «Ромео и Джульетте», и татарским лесным чудищем Шурале в одноименном балете. Но его профессиональные интересы вышли далеко за пределы собственных танцев. Продюсерская компания JockerLab, которую он создал вместе с Екатериной Барер, обратила на себя внимание проектом LAD — вечером балетов на музыку Леонида Десятникова, выпущенным в Екатеринбурге и попавшим на крупнейшие российский фестивали. В последние годы Александр пробует себя в хореографии, в его активе — постановки в родной Мариинке (в 2022-м году вышла «12», а на июль назначена премьера «Коппелии») и Нижнем Новгороде (пять пьес для струнного квартета Эрвина Шульгофа в проекте «Терезин-квартет»), а до Ростова-на-Дону имеет смысл доехать специально, чтобы увидеть там новый балет Сергеева на музыку Стравинского «Концертные танцы».
Елизавета Кокорева
Дочери экс-танцовщика Большого театра сам бог велел поступать в Московскую академию хореографии. И уже в первом классе Лиза оказалась на сцене Большого — прямо в день открытия Исторической сцены после реконструкции она с одноклассниками была занята в номере Пьера Лакотта, а позже на вечере памяти Екатерины Максимовой вышла в роли Кати-Китри. Участь вундеркинда Кокореву миновала: она, хотя с детства везде была первой, не выгорела, а продолжает набирать энергию. Год назад стала самой юной примой-балериной в современной истории Большого. В ее репертуаре — уже почти все главные партии: Китри в «Дон Кихоте», Жизель, Маша в «Щелкунчике», Сильфида, Аспиччия в «Дочери фараона», Ширин в «Легенде о любви», Фригия в «Спартаке»... Ее безграничная техническая свобода танца впечатляет. Но если в классике она строго следует заданному канону, то в новых балетах не боится его нарушать — неспроста выступления Елизаветы в ролях Нины Заречной в «Чайке» и Лизы в «Пиковой даме» Юрия Посохова стали событием.