Blueprint
T

«Каждому свое небо»

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

«Большинство жителей поселка Нижнее Городище — летчики. Евгений Иванов — единственный из них, кто построил свой самолет сам» — с этой предыстории начинается 18-минутная документалка студентки ВГИКа Миры Эркеновой «Каждому свое небо», на которую ее вдохновил материал «Таких дел». Фильм про летчика-любителя, который прощается с любимым делом, — новая премьера на Bluescreen.

Мира Эркенова

22

возраст

Москва

родной город

ВГИК, кафедра режиссуры неигрового фильма, 5-й курс

образование

«Каждому свое небо» показывали на Фестивале ВГИК и «Флаэртиане»; на «Кинопробе» фильм взял специальный диплом от жюри неигрового конкурса и выиграл фестиваль студенческого кино ECU Cineurugay

участие в фестивалях

Сейчас больше всего вдохновляют неигровые фильмы на стыке игровых, в которых есть интересный подход к работе с документальным материалом. Например, документалки «Опера о Польше» Петра Стасика, «Море в огне» Джанфранко Рози, «Боганклох» Бена Риверса, «48» Сюзанны Диас

кино, которое вдохновляет

<iframe src="https://vkvideo.ru/video_ext.php?oid=-85016643&id=456239534&hd=2" width="1200" height="650" allow="autoplay; encrypted-media; fullscreen; picture-in-picture; screen-wake-lock;" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

Про летчика-самоучку из поселка Нижнее Городище и «Такие дела»

Если в двух словах, это фильм о летчике-любителе Евгении Иванове, который, как сам рассказывает, еще пацаном захотел построить самолет и провернуть в воздухе мертвую «петлю Нестерова». Профессиональным летчиком он не стал — полжизни простоял за станком. Но собственный самолет построил — Евгений сам изучил матчасть, научился вытачивать детали, сделал чертежи, соорудил судно. Тогда, в 1989-м, он попросил оценить самолет знакомых авиатехников — те дали добро подняться в небо. Мертвую петлю он тоже провернул. А теперь из-за возраста и проблем со здоровьем пришел к осознанию, что с любимым делом предстоит попрощаться. О Евгении Иванове я прочитала на сайте «Такие дела» — и загорелась идеей срочно поехать к нему в поселок, чтобы снять про него кино. Потом я стала копаться в теме и узнала, что в нашей стране любительская легкая авиация в принципе очень развита.


Работали мы с замечательным оператором Василисой Немовой, это не первая наша съемка вместе. Снимали пять дней, но весь процесс — от задумки до финальной версии — занял чуть меньше года. Все происходило в доме у Евгения и его жены Натальи, они и их соседи нас хорошо приняли. Мы спали у печки, ходили в баню.

Про Кустурицу и Шепитько

Когда я придумывала фильм, конкретных референсов у меня не было. А вот уже в процессе съемок у меня в голове крутилось два фильма — «Аризонская мечта» Кустурицы и «Крылья» Ларисы Шепитько. В моем фильме даже есть эпизод, в котором по телевизору можно рассмотреть кадры из «Крыльев».

Про посадку картофеля
и полеты над пермскими лесами

Пришлось немного поработать, чтобы Наталья, жена Евгения, нам открылась и доверилась. И под «поработать» я подразумеваю, что в какой-то момент мы картошку высаживали. Я посадила шесть ведер, а Василиса все прополола и тоже сажала. Но это того стоило — мы завоевали доверие Натальи, и общаться стало намного легче. Картошку я эту на всю жизнь запомню, как и боли в спине после.


А еще меня впечатлило, как тихо там было. Этот поселок — какое-то сказочное место, где живут одни летчики. Несколько раз они согласились прокатить нас на своих самолетах. Мы летали над пермскими лесами — было очень круто.


Про бюджет в 20 тысяч рублей на двоих

Технику мы искали у друзей и знакомых — плюс что-то было у Василисы. Весь бюджет ушел на билеты в Пермь и обратно — это где-то 20 тысяч рублей на двоих. Еще мы потратились на еду, которую закупили, прежде чем отправиться домой к тете Наташе и дяде Жене. Ну, чтобы нас приняли радушно.

Про команду и фидбек 

Команду я не искала. Василиса — всегда первый человек, к которому я иду с идеей, и если ей нравится, мы тут же беремся за дело, потому что она мегакрутая. А вот монтаж дался тяжело — я впервые столкнулась с таким мучительным процессом, в какой-то момент уже думала, что никакого кино не будет. Показывала фильм всем, кто готов был смотреть, это очень помогло. Андрей Михайлович Буров, наш педагог, включился в процесс и сильно помог, также Анна Владимировна Фенченко выручала. Уже под конец работы показала фильм Всеволоду Вячеславовичу Коршунову, и он дал пару метких замечаний, которые, как мне кажется, повлияли на качество ленты в итоге. Спасибо ему.

Про планы на будущее (а еще зиму, холода, одинокие дома)

Сейчас мы с Василисой снимаем дипломную работу. Надеемся, что хронометраж выйдет побольше. Сам фильм будет похолоднее — наш новый фильм не такой теплый и летний, как «Каждому свое небо». Там все по-другому — зима, холода, одинокие дома.

BlueScreen — проект для кинематографистов и видеохудожников, в рамках которого мы не только делаем премьеры фильмов на сайте The Blueprint, но и знакомим читателей с их создателями.


Подробнее о проекте и правилах участия читайте по ссылке

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}