«Секретики»
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
«Секретики» третьекурсниц Школы дизайна Вышки — новая премьера на BlueScreen. Это четырехминутный мультфильм про опустошенного фантома, который собирает себя по частям и превращается в человека. The Blueprint поговорил с его авторами — про бюджет и сроки, источники вдохновения и планы на будущее.
Айгуль Оразбаева
21
возраст
Ставрополь
родной город
Киноколледж №40, мастерская анимации (2021–2022), Школа дизайна НИУ ВШЭ (2022–2026)
образование
«Архстояние» («Секретики»)
участие в фестивалях
Спокойное, глубокое и, конечно, красивое: «Великолепный мистер Фокс», «Солнцестояние».
кино, которое вдохновляет
Ярослава Евса
19
возраст
Осинники
родной город
Школа дизайна НИУ ВШЭ (2022–2026)
образование
Фестиваль молодежного творческого объединения в сфере кино «Меганом» («Матрешка»).
участие в фестивалях
«Курьер» и «Сто дней после детства» люблю за простоту, искренность и где-то даже инфантильность, работы Миядзаки — за глубину и необыкновенные миры, Нолана — за киноязык, умение объяснить сложные вещи и уравновесить это попсовой картинкой.
кино, которое вдохновляет
Нане Вирабян
20
возраст
Москва/Арташат
родной город
Школа дизайна НИУ ВШЭ (2022–2026)
образование
«Архстояние» («Секретики»)
участие в фестивалях
Мультфильмы Хаяо Миядзаки, сочетающие драматизм и волшебство.
кино, которое вдохновляет
Про сюжет и идею
Ярослава: Это мультфильм про опустошенного фантома. Он оказывается в кромешной тьме, потом встречает яркие абстракции и проносится через любимые воспоминания неизвестных ему людей. Их истории меняют его — и наполняют изнутри. Ну а в конце фантом превращается в живого человека.
Айгуль: Получается, что сюжет родился в симбиозе двух идей: девочки хотели сделать документальный фильм, а у меня был образ разбитого в прямом смысле человека, которому пришлось бы собирать свои части тела. В процессе остановились на анимации: хотелось создать новый мир и показать его с помощью метафор.
Нане: Еще до начала работы Яся [Ярослава] спросила, какое мое любимое воспоминание. Пока мы думали над сюжетом мультфильма, я вспомнила этот разговор. Айгуль же предложила создать кино, в котором герой будет «собирать» себя по частям, путешествуя по разным местам. В итоге вопрос про любимое воспоминание стал еще и историей про поиск себя и внутреннюю опору.
Про референсы
Нане: Наш основной референс — мультфильм «Прощай, Жером» (Au revoir Jérôme!). Он о путешествии по разным волшебным мирам.
Ярослава: А меня еще вдохновили мультфильмы «Среда с Годдардом» (Wednesday with Goddard), «Коллекционер больших и маленьких вещиц» (A Collector of Big and Small Things), клип Джимми Стофера на трек The Trembling Giant.
Про разделение обязанностей
Айгуль: Мне было сложно отпустить желание сделать все самой и принять, что мы все одинаково ответственны за результат.
Нане: Сначала мы разделили историю на три части — каждый делал определенную. Потом Яся написала сценарий, Айгуль сделала раскадровку, а я нарисовала цветы для бумажной анимации. Эскизы персонажа мы делали вместе. Я рисовала в Procreate самого героя и летающие абстракции. В After Effects накладывались эффекты для сияния. Часть с бабочкой сделана частично вручную — это бумажная анимация. Я отрисовывала цветы и листья, саму бабочку, а фоны мы собирали уже на месте во время съемки. Снимали на двухъярусном станке в студии Школы дизайна Вышки. Самого героя уже рисовали поверх стоп-моушна в Procreate и в TVpaint. Монтировали весь мультфильм в Adobe Premiere.
Про бюджет и сроки
Ярослава: Изначальный бюджет — 0 ₽. Но потом он вырос до 7000 ₽ — столько мы заплатили за звук.
Айгуль: Аудиоистории для фильма мы собирали среди родственников и друзей: просили их поделиться любимыми воспоминаниями и записывали все на диктофон. Их набралось много, но кураторы посоветовали остановиться на двух-трех и лучше наших, чтобы глубже их раскрыть и прочувствовать. Так и получилось: мы взяли истории Нане, Яси и моей мамы, потому что она оказалась очень трогательной и доброй. Последующий саунд-дизайн делал Миша Мещерин. Его посоветовала я, нашла через знакомых и увидела, что он как раз делал звукорежиссуру для анимации.
Нане: Создание мультфильма у нас заняло один учебный семестр — это шесть месяцев, но мы еще его долго доделывали, дополняли и исправляли всякие киноляпы, так что, по сути, работу полностью закончили за восемь месяцев.
Про трудности
Нане: Самым сложным, на мой взгляд, было собрать истории вместе и привести их к красивой осмысленной концовке. Трудно было объединить такие разные рассказы. Еще одна сложность заключалась в том, чтобы создать визуальный ряд: хотелось, чтобы он был абстрактным, а не иллюстрировал истории в лоб. В итоге придумали такое: сломанный стульчик — это бабочка с поврежденным крылом, буква Д — ребус из кубиков, а секретики находятся в волшебном сундуке, который приносят жучки.
Ярослава: Всю дорогу кто-то кому-то помогал: например, когда нужно было разобраться в программе или дорисовать кадр. Больше всего времени заняло анимирование нашей истории, ну и для меня это было и сложнее всего.
Про фидбэк
Нане: Мы показывали работу кураторкам наших групп в Школе дизайна — Лиане Макарян и Наталье Грофпель. Лиана нам дала важную подсказку: сосредоточиться на трех личных историях, чтобы удержать внимание зрителя и в коротком хронометраже рассказать о важном. На предварительном просмотре (в середине работы) мы еще показывали трейлер мультфильма и аниматик (набор статичных сцен. — Прим. The Blueprint) комиссии из разных преподавательниц Вышки. Екатерина Соколова посоветовала сделать акцент на секретиках и поставить историю Яси про коробку с ценными вещами в кульминацию, и нам с девочками очень понравилась эта идея.
Про планы на будущее
Ярослава: Участвовать в фестивалях, повышать свой профессиональный навык в режиссуре и графике. Продолжать заниматься проектами в сфере кино и анимации, возможно, еще работать над музыкальными клипами.
Айгуль: Мне очень нравится анимировать, хотела бы развивать свои умения в этом. Не уверена, что хотела бы снимать авторское кино — пока нет значимых идей. В целом точно хотела бы заниматься творчеством и попробовать себя в съемках игрового кино.
Нане: Я бы хотела заниматься кино в любом его виде, не только анимацией.
26 СЕНТЯБРЯ 2024
0