«Банный день»
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Короткометражный фильм «Банный день» про девушку, которая выходит из тюрьмы и возвращается в родную вымирающую деревню, показывали на ММКФ и «Зеркале», в кластере «Октава» в Туле и Доме культур «Темп» в Махачкале, а теперь его можно посмотреть на BlueScreen — нашей площадке для молодых кинематографистов и видеохудожников. По просьбе The Blueprint режиссер Мария Антонова рассказала про учебу в мастерской Александра Сокурова и съемки в глуши, поиски идеальной бани и финансирования.
Мария Антонова
режиссер
35
Ухта
возраст
родной город
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, факультет ИМОП «Международные отношения», выпуск 2010 → Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, факультет дополнительного образования, выпуск 2023
образование
ММКФ, «Дух огня», «Зеркало», Казанский фестиваль
участие в фестивалях
фильмы Киры Муратовой и Витторио де Сики. Муратова вдохновляет своим уникальным юмором, глубоким взглядом на человеческую природу, экспериментами в работе с временем и пространством, самобытностью. Де Сика — откровенностью и человечностью.
кино, которое вдохновляет
Про идею, задание Сокурова и «Русь сидящую»
Сюжет простой: после тюремного заключения молодая девушка возвращается в деревню, где провела детство, и узнает, что у отца появилась супруга. На ее взаимоотношениях с моей героиней завязан весь 13-минутный фильм. Он и о человеческой природе, и об одиночестве, и о поиске себя и своего места — в собственной семье и мире в целом. Я показывала этот фильм подросткам, скажем так, социально сложной судьбы: которые знают, каково сидеть в колониях. Для них «Банный день» — о смелости принять человека и его прошлое, о нескончаемом внутреннем поиске. А еще о том, каким все кажется хрупким, когда выходишь из мест заключения.
Идея возникла так: как-то наш мастер, Александр Николаевич Сокуров, в качестве упражнения попросил вытянуть из шляпы бумажку со случайной фразой и пофантазировать на эту тему. Точную формулировку не помню, но мне досталось что-то вроде «Это мое белье». Такая чувственная телесная тема. Я стала думать: какое это белье, из чего оно сделано, кто его носит, что при этом чувствует. В голове сложилась история о героине, которая вышла из колонии и почувствовала себя настолько уязвимой, что ее кожу чуть ли не разъедало от прикосновения ткани. Все казалось ей чужим.
Про команду и съемки в вымирающей деревне Гнилки
Эту историю я писала под конкретного человека — свою сокурсницу, великолепную актрису и режиссера Сашу Шевыреву. На написание сценария и подготовку к съемкам ушел почти год. Потом мы с командой из восьми человек (большинство из них — из Института кино и телевидения) выехали в экспедицию в Псковскую область, в вымирающую деревню Гнилки, где сейчас от силы живет человек 10. Это мое место силы, я часто бывала здесь еще до поступления в мастерскую. Евгений Комаров, сыгравший в фильме главную и единственную мужскую роль, отец моего близкого друга, это его первый актерский опыт. Он живет в доме, в который по сюжету приезжает моя героиня Саша. Его жену играет Наталья Останкова — актриса народного театра «Глагол» при Политехническом университете, который я оканчивала. Мы с командой поселились в небольшом полуразрушенном доме, топили печку и на ней же готовили еду. Спали мало: нужно было снимать и ночью, и на рассвете. Но в свободное время мы много гуляли, ходили в баню и купались в речке. Чудесное было лето. Считаю, что поделилась ключами от рая под названием Гнилки.
Про бюджет, поиски бани и другие сложности
Для любого молодого кинематографиста главная сложность — найти источник финансирования. Я снимала «Банный день» на свои деньги — 70 тысяч рублей. Для меня это большая сумма. Сколько-то задонатили друзья — в качестве подарка на день рождения. А вообще у меня уже сложилась традиция: вкладывать в съемки все деньги, которые мне дарят. Приходится выбирать: либо снимать кино, либо тратиться на развлечения, еду и одежду.
Когда я рассказала Александру Николаевичу о том, что планирую снимать фильм в Псковской области, он сказал: «Будет много административных трудностей». И оказался прав. Я хотела снять, как героиня выходит из колонии, но мне не дали разрешения там снимать. Это был мой второй курсовой фильм, и после отказа я решила: «Ну, все пропало». Уже потом поняла, что это не главная сцена и можно как-нибудь выкрутиться и без нее. Камеру и свет мне предоставили в Институте кино и телевидения. Остальное оборудование пришлось арендовать — и везти в Псковскую область. Мне пришлось взять на себя роль продюсера, и это тоже создавало определенные трудности: нужно было отвлекаться от съемок на организационные моменты. Спасибо ребятам, которые согласились поехать в деревню на своей машине и облегчили мне работу.
Местные жители к съемкам отнеслись хорошо, потом поздравляли с премьерой. Был еще такой казус. Уже по приезде мы поняли, что в баню, где мы планировали снимать несколько важных сцен, команда попросту не влезает. Пришлось отправлять Галюню Герлинг, которая работала на съемках администратором, на поиски идеальной бани для съемок. Житель деревни Гнилки, опытный банщик и самогонщик по имени Иван любезно предоставил свою баню для съемок — и еще подогнал самогон собственного производства.
Про уроки и планы на будущее
Преподаватели по актерскому мастерству и драматургии пожурили фильм за недоработанные сюжетные моменты, актерские работы. Но в целом все поздравляли с премьерой — я пришла совсем из другой сферы, решила освоить режиссерскую профессию с нуля и вот сняла что-то свое. Еще и в таких непростых условиях. Главное, что я усвоила во время учебы, — это честно относиться к себе и профессии, ценить свободу и гнать страхи, ценить свою самобытность. Мы много говорили о любви и о том, как важно с уважением относиться к коллегам.
Кроме ММКФ мы показывали «Банный день» в тульском центре «Октава» и «Темпе» в Махачкале. Потом возникали интересные обсуждения со зрителями: говорили, что фильм их очень тронул.
Сейчас я пишу сценарий полного метра. Мы с сокурсниками постоянно в поиске финансовой помощи. Хотелось бы, чтобы в нашем государстве дебютное кино получило должную поддержку.