Blueprint
T

«Волхв»

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

10-минутный мистический фильм с участницей списка The Blueprint 100 Марией Мацель в главной роли показывали в рамках «Короче», главного в России фестиваля короткометражного кино. Теперь «Волхв» доступен на платформе BlueScreen. Накануне премьеры мы поговорили с его авторами, Девой Абашевой и Лизой Збрицкой, про учебу во ВГИКе и поиски финансирования, Тарковского и Соловьева.

Дева Абашева

— автор сценария, продюсер и режиссер —

Мария Антонова

Дева Абашева 

режиссер

Пермь

родной город

СПбГУ, факультет психологии ВГИК, режиссура игрового кино (мастерская С.А.Соловьева)

образование

«Остановка в пустыне» ONED art/experimental film festival, Golden Short Film Festival, Brussels Independent Film Festival. Премьера «Волхва» состоялась на фестивале «Короче». 

участие в фестивалях

Стэнли Кубрик, Кшиштоф Кесьлёвский, Дэвид Линч, Винсент Галло и Линн Рэмси, Джонатан Глейзер, Ари Астер и Джордан Пил, а также «Гаммо» Хармони Корина

кино, которое вдохновляет

Лиза Збрицкая

— автор сценария, продюсер и режиссер —

Мария Антонова

Лиза Збрицкая

режиссер

?

Севастополь 

возраст

родной город

Высшее, инженер-автоматизатор; а также курс Filmmaking в Kyiv Academy of Media Arts

образование

Style, Experimental, Fashion Film Festival (Лос-Анджелес); FilmArte Festival (Берлин); STORY IMAGE Film Festival (Лондон); International Video Poetry Festival (Афины); Short Shot Fest (Москва); Not Film Festival (Сантарканджело-ди-Романья); Toronto International Women Film Festival; SHORT to the Point с короткометражным фильмом Human Child, реж. Лика Надир. Fashion Film Festival Milano с фэшн-фильмом SUBTERNEI, реж. Никита Троценко.

участие в фестивалях

«Бьютифул» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, «Химера» Аличе Рорвахер, «Это всего лишь конец света» Ксавье Долан. Я люблю кино, в котором неоднозначные, характерные герои, их семейные взаимоотношения и при этом простой, чувственный визуал сливаются воедино.

кино, которое вдохновляет

Про мадленки, Тарковского и «Солнцестояние»  

Дева: Я училась на втором курсе и готовила идеи для съемок курсовых фильмов. К сожалению, наш мастер, Сергей Александрович Соловьев, умер, не успев прочесть сценарий «Волхва»... Хотя полноценным сценарием это, безусловно, назвать трудно — скорее очерк в духе «Киевских фресок» Параджанова. Снимали мы на пленку 16 мм. Это решение пришло не сразу — мы с другом и одногруппником Никитой Троценко смотрели вместе кино, были восхищены «Обходными путями» Екатерины Селёнкиной (как раз снятыми на 16 мм), а потом Никита показал необычайно атмосферный короткометражный фильм Humаn Child, где оператором была Лиза Збрицкая, тогда я решила позвать ее к нам в команду.


Если говорить о референсах, на ум приходит «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста — а в частности, «мадленки Пруста», увлекающие главного героя в омут воспоминаний. 


Я выступаю за то, что кино нужно именно смотреть (а не слушать или поглядывать одним глазом, параллельно нарезая салат) и пересматривать. Кино должно быть таким, что если зритель на секунду отведет взгляд от экрана — потеряет состояние, упустит некое чувство. Кино должно быть похоже на медитацию, вводить зрителя в транс, поражать и оставаться в памяти как что-то, с чем он до этого не сталкивался.


Кстати, не знаю, пересматривала ли Лиза его перед съемками, но я тогда впервые на большом экране посмотрела «Зеркало» Тарковского и сразу после этого пересмотрела «Солнцестояние» Ари Астера — такое ощущение детства с нарастающими тревожными оттенками получилось.



Лиза: У меня тогда был очень тяжелый период, и я, кажется, совсем ничего не смотрела, долгое время ничем не вдохновлялась. И когда Дева пришла с предложением и сценарием «Волхва», я решила просто полностью погрузиться в этот мир, который менялся «по ходу пьесы». Меня вдохновил сам процесс, локации, пленочная камера и все, что нас окружало.

Про бабушку Шуру и кошку Шкурку

Дева: Говорят, что первые работы авторов обычно самые личные. В нашей истории волхва-чародея сыграл мой папа Андрей Абашев, а маленькую Машу — моя племяшка Аксинья. На мой взгляд, они очень органично смотрятся в кадре, хоть они и не профессиональные актеры. И конечно, детство — самый важный период в жизни каждого человека, все мы неумолимо возвращаемся туда в мыслях или во снах. Баба Шура, к сожалению, не успела увидеть готовую ленту, но, думаю, ей бы понравилось. У нас даже была точно такая же трехцветная кошка со смешной кличкой Шкурка.


Бэкстейдж со съемок фильма «Волхв»

Про встречу в столовке ВГИКа, съемки в ливень и поиски денег

Дева: Ох, этот съемочный процесс был незабываемым — набили шишки на годы вперед. Я невероятно рада, что главную роль в фильме сыграла именно Маша Мацель — она особенная. Мы встретились с ней случайно в столовке ВГИКа, а как раз перед этим я посмотрела «Перевал Дятлова» и сразу влюбилась в нее. Просто не могла к ней не подойти.


В сумме у нас было пять съемочных дней, множество локаций в разных частях города, сумасшедшие погодные условия — в один из дней мы попали под катастрофический ливень с грозой и молниями посреди поля с детьми и маленьким котенком. Благо у Лизы была поддержка в лице ее мужа Саши Самбура и осветителя Влада Булака, которые мужественно закрывали собой камеру и пленку под проливным дождем.


Конечно, основной трудностью в авторском кино становится поиск финансирования. Сейчас мы работаем над жанровой историей — адаптация сказки «Синяя Борода», мистический триллер. С этим сценарием планируем добиться финансовой поддержки на питчингах. «Волхва» же снимали собственными силами, даже пришлось продавать какие-то свои вещи и камеры, в буквальном смысле конвертируя материальные блага в искусство.



Бэкстейдж со съемок фильма «Волхв»

Про дебютный полный метр, рекламу и киноклуб 

Дева: Я заканчиваю в этом году ВГИК, снимаем диплом. Параллельно готовлюсь писать сценарий дебютного полного метра. Работаю над одним рекламным роликом, хотя в целом реклама — это такая сверхскоростная мясорубка (Лиза знакома не понаслышке), отдельная вселенная, в которую даже как-то страшно погружаться. 


Еще в этом году, возможно, попробую себя в новом амплуа актрисы, и это тоже очень страшно. И страшно интересно! У нас сейчас сформировалось творческое объединение «Старый конь», в котором участвуют талантливые ребята из последней мастерской Соловьева, в ближайшее время собираемся запустить одноименный киноклуб, чтобы концентрированно открывать новые имена в индустрии.




Лиза: Мои планы — работать и дальше над поиском своего киноязыка. На повседневной основе мне нравится заниматься модными проектами, иногда рекламой, но больше всего я тяготею именно к кино. В 2025-м мечтаю снять с Девой фильм «Синяя Борода» по мотивам сказки Шарля Перро.




{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}