Blueprint
T

«Мастер неизвестен»

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Забытое село в Дагестане, полузаброшенный комбинат и некогда легендарные ремесла местных жителей. Об этом расскажет новая премьера на BlueScreen — «Мастер неизвестен». Мы поговорили с режиссерами Заидат Гамзабековой и Дарьей Гратиловой о том,
как в одном кадре совмещать моду и документалистику, призывать к сохранению культурного наследия через кино, искать (и находить) помощь у незнакомцев и работать в творческом союзе.

Заидат Гамзабекова

21

возраст

Москва

родной город

НИУ ВШЭ (Медиакоммуникации)

образование

SENSUS 2025 (Hadiyca), Ambitus 2025 (Hadiyca), ZIFF 2025 (Hadiyca)

участие в фестивалях

То, которое вызывает слезы: от красоты визуала или мысли, а порой и всего вместе. «Волны», «Теснота», «По наклонной», «Цвет рая».

кино, которое вдохновляет

Дарья Гратилова

22

возраст

Тирасполь, Приднестровье

родной город

НИУ ВШЭ (Медиакоммуникации)

образование

«Святая Анна» 2025 («Светлана»), SENSUS 2025 (Hadiyca), Ambitus 2025 (Hadiyca), ZIFF 2025 (Hadiyca)

участие в фестивалях

Настоящее, смелое, с любовью. Отмечу следующие фильмы: «Разжимая кулаки», «Сталкер», «Облачный атлас», «Джой», «Пришелец», «Выход», «В поисках сахарного человека».

кино, которое вдохновляет

<iframe src="https://vkvideo.ru/video_ext.php?oid=-85016643&id=456239680&hd=2" width="1200" height="680" allow="autoplay; encrypted-media; fullscreen; picture-in-picture; screen-wake-lock;" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

Про что этот фильм?

Заидат: Фильм про утраченное мастерство, ушедшую эпоху кубачинского искусства, которое активно развивалось именно на комбинате. Сейчас кубачинские изделия продаются сугубо как туристический сувенир. Люди слышат о «кубачинском серебре», но не имеют представления о сути данного явления. После прекращения работы комбината утеряно внимание, которое уделялось самому заводу и данному мастерству во всем мире. Сейчас люди не знают о ювелирном деле, которым так искусно владеют люди в маленьком высокогорном селе с очень давних пор. Мы хотим это изменить. 

Как появился ваш творческий дуэт?

Дарья: Мы познакомились в универе и сдружились, когда на втором курсе писали сценарий о героине с Кавказа для предмета «Основы драматургии». Для нас всегда было важно не просто получить оценку, а создать что-то полезное. На третий год обучения вместе сделали курсовую. Формат предполагал практическую часть (само видео) и академическую (теоретическая основа для съемок). Необходимо было четко описать наши роли и разграничить их по задачам. На этом этапе возникли сложности, ведь мы буквально все делали вместе. В нашем случае команду описали как творческий дуэт. 


Заидат: Наша курсовая — музыкальный клип исполнительницы Даены (Hadiyca). Наверное, если бы не он, я бы не была так уверена, что у нас получится классный совместный диплом. Только проходя через практику, вы сближаетесь и понимаете, комфортно ли работать вместе. Фильм «Мастер неизвестен» — наш диплом.

Документальный фэшн-фильм?


Заидат: После музыкального клипа поняли, что снимем совместный дипломный проект. Повторять клиповый формат казалось слишком банальным — хотелось сохранить музыкальную часть, но добавить больше визуала. На одной из пар нам показали работы выпускников, среди которых был фэшн-фильм. Я загорелась идеей создать что-то в этом жанре и тут же предложила Даше. Ей эта идея тоже понравилась. Получается, сначала мы определились с форматом, а потом перешли к деталям.


Дарья: Есть фэшн-реклама, а есть фэшн-фильм. Часто эти жанры переплетаются, потому что фэшн-фильм — симбиоз искусства и коммерции. Сколько бы мы ни изучали материалов, ни один ученый не дает точное определение жанра. Каждый режиссер снимает этот жанр по-своему.


У картины получилась мощная теоретическая основа. Мы исследовали жанр фэшн-фильма и документалистику в модной индустрии. Также изучали то, как показать национальные коды в фильмах. Вдохновлялись «Теснотой» Кантемира Балагова, фильмами «Разжимая кулаки» Киры Коваленко и «Кубачи от четверга до четверга» Виллера Дзобаева.


Хотелось совместить художественную часть с социальной повесткой. Под этот запрос начали искать бренд, разделяющий такой подход. В основном мы рассматривали дагестанские марки, потому что уже имели опыт съемок в Дагестане. Там мы снимали клип Hadiyca. Хотелось натуральности и колорита, а в этом регионе есть потрясающие локации. Мы познакомились с создательницей Measure Зайнаб Сайдулаевой и нашли в ней соавтора, так что в нашем фэшн-фильме нет заказчика и исполнителя.


Бэкстейдж фильма «Мастер неизвестен»

Бэкстейдж фильма «Мастер неизвестен»

Заидат: Главная особенность нашего фильма в том, что мы соединяем документальное и фэшн в одном кадре. В других фэшн-фильмах документальное раскрывается на основе истории бренда. В большинстве случаев документальность проявляется в кадрах того, как дизайнеры рисуют эскизы, модельеры работают с тканью, делают примерки. Режиссеры делают нарезки кадров, получается последовательное сочетание документальных кадров и фэшн-кадров. В нашем случае документальность и мода внутри одного кадра соединяются.


К примеру, на минуте 2:01 героиня проходит мимо бабушек, вяжущих на диване. Мы не придумывали такой сценарный ход с нуля, но знали по рассказам местных, что в этом доме собираются бабушки и вот так в национальных платках вяжут или вышивают. Найдя настоящий кадр из жизни, который показывает особенность данной культуры, мы внедрили туда моду и вписали это в сюжетную часть.

Как проходила работа над сценарием?


Заидат: Сценарий проходил многочисленные этапы трансформации. Если говорить как есть, мы пришли с одной социальной темой к бренду, а в ходе совместных обсуждений остановились на другой. Изначально думали об экологической повестке, но остановились на теме сохранения культурного наследия. Она больше понравилась создательнице бренда Зайнаб Сайдулаевой, а нам был важен интерес с ее стороны.


Изначально литературной основы не было. Мы остановились на линейной хронологии повествования — этапы развития комбината, параллельная история об изменениях села и вместе с тем самой кубачинской культуры. Также хотелось сделать фокус на связи с предками и упомянуть местные традиции. Ближе к съемкам мы познакомились с рассказом Ахмедхана Абу-Бакара «Култум» и удивились, насколько наш сценарий соответствует многим деталям в рассказе. Основу сюжета мы придумали сами, но позже внесли небольшие корректировки, посмотрели на фильм через призму произведения. Лично мне было важно внести минимальные изменения, чтобы не превратить «Мастер неизвестен» в экранизацию, но при этом сохранить читаемые отсылки, чтобы перенести сам фильм и его восприятие на более глубокий уровень.

Раскадровка фильма «Мастер неизвестен», 2025

Обсудим художественную часть! Чем вы вдохновлялись?


Заидат: По визуалу вдохновлялись иранским кино с его статичными долгими кадрами. Хотелось добиться эффекта забвения, застывшего времени. По цветокоррекции добавили фильтр старой пленки, составляли мудборды в Pinterest с подобными кадрами.


Дарья: Ориентировались на фильмы, которые преодолевают поверхностное представление о моде и ставят ее в статус значимого культурного феномена. Например, Dior and I, Iris, Kenzo World и 33 SAKHLI. Вдохновлялись самим местом, аутентичными локациями. Еще ходили на «Московскую неделю моды», где Measure представили коллекцию, посвященную кубачам. Главную роль в фильме сыграла модель Лейла Омарова. Ее типаж внешности тоже послужил вдохновением. Вообще, она огромная молодец и очень помогла нам своим присутствием в кадре, хоть это и был ее дебют.


Еще мы специально искали фильмы, которые затрагивают тему культурного наследия, предков, малых народностей. Главным референсом послужил фэшн-фильм о курдах Pastoral Георгия Казакова-Покровского.

Бэкстейдж фильма «Мастер неизвестен», 2025

Мудборд фильма «Мастер неизвестен», 2025

Кубачи — что это за место и чем оно примечательно?


Заидат: Небольшое селение в Дагестане, где проживает народ кубачинцы. С древних времен они славились ювелирным мастерством и ремеслами. В отличие от других народов этого региона кубачинцы больше развивались в ремеслах, а не скотоводстве и земледелии. Туризм здесь не особо развит. Хоть моя семья и родом из Дагестана, я не бывала в этом селении до момента съемок.

Дарья: В советское время многие знали о кубачинском серебре и кубачинских мастерах. Мы слышали о художественном комбинате в Кубачах. Когда-то его закрыли, но с 2022 года стала появляться информация о том, что предприятие восстановят. Мы написали сценарий о возрождении поселения и процветании ремесла. Но в Кубачах от местных жителей и хранителя музея узнали, что на самом деле комбинат восстанавливают очень медленно (пока только одну комнату).

Наша первоначальная задумка не совсем отражала действительность, поэтому мы меняли сценарий в процессе съемок. Иногда нужно отойти от плана и показать то, что действительно важно зрителям и самим жителям села, а не только авторам.

Теперь к организационным вопросам: съемочный процесс и бюджет


Дарья: Съемки длились четыре дня. Работали с раннего утра и до ночи. Вечером снимали в темном помещении комбината. Физически было очень изнурительно. В горах днем жарко от солнца, а вечером нужно надевать пуховик.


Заидат: Преподавательница Алена Владимировна Кукушкина сказала, что проект считается крутым, если визуально он выглядит дорого, а на самом деле его бюджет маленький — это говорит об умении договариваться с людьми. Наш бюджет составил 114 000 рублей, считая перелет из Москвы в Дагестан. При этом часть из этих затрат компенсировал бренд.

Чему самому главному вас научила работа над фильмом?


Дарья: Возможно, дело в вайбе Дагестана — здесь люди искренне готовы помогать. Например, хозяин гостиницы, в которой мы остановились, отвез модель Лейлу Омарову в больницу, когда ее укусил клещ. Он же помог найти шкатулку, которую мы сняли в фильме крупным планом.


С другой стороны, мы делали проект как раз для людей, хотели привлечь внимание к кубачинцам и их культуре. В съемках принимали участие местные жители, с которыми мы тоже договорились уже в селении. На наше искреннее желание снять хорошее кино и затронуть социальную проблему нашлось искреннее желание кубачинцев помочь и включиться в процессы. «Просите, и дано будет вам» — наверное, в этом случае странно цитировать Евангелие, но это общечеловеческая истина.


Фильм только выходит в онлайн, но у нас была офлайн-премьера в Махачкале. После этого многие люди подходили к директору комбината и спрашивали, как они могут помочь. Получается, мы выполнили задачу. Надеемся, премьера на BlueScreen поможет еще большему количеству мастеров возобновить свое дело, привлечет внимание к селению Кубачи и этой уникальной культуре.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}