Blueprint
T

«6.21»

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Это могла быть классическая история запретной любви, но в короткометражке «6.21» кроткая горничная соблазняет платяной шкаф. К премьере на BlueScreen, нашей площадке для кинематографистов и видеохудожников, мы поговорили с автором фильма Сергеем Рамзом про самообразование и самозанятость, символизм отельных съемок, шкаф, делающий актерскую карьеру, и нестандартную влюбленность.

Сергей Рамз

39

возраст

Москва

родной город

МГУ имени М.В. Ломоносова, Московская школа кино

образование

«Кинотавр», 2017 («Цугцванг»), «Короче», 2017 («Цугцванг»), Московский Международный кинофестиваль, 2017 («Цугцванг»), «Кинотавр», 2020 («Конец войны»), «Пилот», 2022 («А сейчас реклама!»), «Маяк», 2024 («6.21»), Rome International Film Festival, 2024 («6.21»), Festival Tous Courts, 2024 («6.21»)

участие в фестивалях

Я поклонник нарративного кино. Больше всего мне интересен тот небольшой зазор между мейнстримом и фестивальными сновидениями, в котором помещается все авторское кино, успешное у широкого зрителя: Андерсон, Иньярриту, Макдона. Время от времени пересматриваю в рандомном порядке фильмы Звягинцева. Очень люблю «Молодость» Соррентино. «Нефть» Пола Томаса Андерсона могу пересматривать несколько раз в год. Помимо истории как таковой мне всегда важно и то, как история рассказана. Безупречное по форме кино вкупе с интересным сюжетом завораживает меня куда больше, поэтому, например, работы Эдварда Бергера мне ближе фильмов Шона Бейкера. Впрочем, это не всегда про жанр: фильмы Дарденнов совершенны по форме не меньше, чем любой фильм Уэса Андерсона или Роя Андерссона.

кино, которое вдохновляет

<iframe src="https://vk.com/video_ext.php?oid=-85016643&id=456239669&hd=2" width="1200" height="680" allow="autoplay; encrypted-media; fullscreen; picture-in-picture; screen-wake-lock;" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

Про то, как нанять режиссером самого себя

Чрезвычайно важно следить за тем, что происходит вокруг, ежедневно вытаскивать себя за косичку из болота рутины и комфорта. По нынешним временам я стал кинорежиссером довольно поздно, в 30 лет. Хотя с профессией определился еще ребенком, но путь получился довольно хитрым. Очень нравятся в этой связи слова Андрея Синявского: «Хорошо, когда опаздываешь, немного замедлить шаг».


Школу я прогуливал в видеопрокатах и никому не нужном тогда кинотеатре «Художественный». Поступил на истфак МГУ, где изучал историю кино СССР, а в аспирантуре не очень глубоко погружался в экономику советского кинематографа. Параллельно устроился в продакшн Кончаловского — в середине нулевых там вовсю снимали рекламу. Быстро став продюсером, я использовал все возможности, чтобы учиться всему и сразу, нанимая в качестве режиссера, оператора, сценариста и монтажера самого себя.

Исчерпав возможности самообразования, в 2014 году я поступил на факультет кинорежиссуры в Московской школе кино, в мастерскую Алексея Попогребского. Это было важное время и особенная атмосфера: мы были первым потоком студентов, Попогребский работал с нами очень лично и увлеченно, вкладывая колоссальное количество времени и сил.


В 2016-м поступил на сценарный факультет того же университета, а чуть позже попал в лабораторию шоураннеров Федоровича и Никишова. В конце 2021 года на их тогдашней студии «123 продакшн» снял пилот сериала «А сейчас реклама!» по собственному сценарию. Хотя работу отметили спецпризом фестиваля «Пилот», в 2022 году проект лег на полку.

Съемки фильма «6.21»

Про съемки в отеле, мир подземного этажа и символизм 

«6.21» вырос из студенческого этюда, написанного на сценарном факультете. Текст пролежал в заметках около пяти лет, прежде чем я переделал его в сценарий. Весь 2022 и 2023 год я отказывался от предложений сериалов и снимал одну лишь рекламу. Долго так работать не получается, реклама — это быстрый путь к выгоранию. Задумался о короткой истории, которая хотя бы отчасти резонировала с тем, что происходит вокруг.


Сюжет фильма прост: кроткая горничная Мариэлла устраивается на работу в отель со строгой дисциплиной. Ее старшая коллега крутит роман с электриком, и все вокруг утилитарно, казенно, низменно. Тихая девушка влюбляется, но ее история далеко не типична, а главное, совершенно непонятна коллегам, ведь возлюбленный Мариэллы — шкаф.




<iframe src="https://player.vimeo.com/video/1089096959?autoplay=1&muted=1&autopause=0&background=1&badge=0&autopause=0&player_id=0&app_id=58479" frameborder="0" allow="autoplay; fullscreen; picture-in-picture; clipboard-write; encrypted-media" style="position:absolute;top:0;left:0;width:100%;height:100%;" > </iframe>

Фильм создан в том же отеле, что и моя дипломная работа «Цугцванг». Таким образом я надеюсь замкнуть круг и поставить точку в коротком метре. И дальше — заниматься только метром полным. Я вообще обожаю отели, но «Азимут» на проспекте Мира действительно уникален: строился в 1970-е как стильная гостиница для иностранных гостей. Интерьер здесь соответствует моде тех лет, но популярен и сегодня: светлое лакированное дерево, геометричный принт ковролина, яркие акценты. Из-за этого создается ощущение безвременья — непонятно, в какой период и в какой стране происходит действие. В отеле есть, например, душный подземный этаж без естественного света, техническое помещение для персонала. Благодаря контрасту с просторными номерами постояльцев получается аллюзия на устройство общества.


Пространство отчасти определило визуальное решение фильма, но его форма и содержание получились такими благодаря команде. Оператору Косте Коробкину удалось снять фильм без единого светового прибора. Формат «4:3» помог подчеркнуть чувства героини, зажатой узкими коридорами. Намеренно тусклая цветовая гамма, застиранная, как гостиничные простыни, тоже придала истории особое настроение. Художник-постановщик Даша Григорьева сформировала особый стиль, раскрасив убогий мир подземного этажа, и насытила кадр яркими деталями. Наконец, художник по костюмам Саша Нгуен сшила у портного, например, форму горничных с отложными воротничками и фартуками. Все это в конечном итоге придало фильму уникальную форму.

Съемки фильма «6.21»

Про отсутствие реплик (и денег)

Фильм, по сути, снимался на личные средства — всего на него ушло чуть больше миллиона рублей. Съемки длились четыре дня, что очень вольготно для короткометражки.


Все было проще — у нас не хватало денег для записи реплик на площадке. То есть деньги, конечно, были, но не так много, как хотелось бы. Размышляя над тем, насколько видоизменится история, если избавить ее от реплик, я переписал сценарий, добавив действий. Пришел к выводу, что фильм от этого только выиграет. Импульс был, как это часто случается, финансовый, но по итогу отсутствие денег обернулось художественным решением.



Впрочем, уже после съемок мы вместе со звукорежиссером Никитой Ганькиным практически перезаписали весь звук заново: вызывали актрис, отдельно записывали интершумы и атмосферы. Иронично, что в итоге стоимость работы над звуком выросла вдвое по сравнению с изначально сэкономленной, зато кино получилось интереснее: оно не рассказывает, а показывает.


Про соблазнение мебели и поиск актеров

На роль Мариэллы мы перепробовали много молодых актрис с прекрасным образованием, а потом кастинг-директор Лиза Шмакова нашла Инну Син, у которой актерского образования не было вовсе. Зато у Инны были актерские амбиции, а еще она танцовщица. На пробах Инна завораживающе соблазнила стену кабинета Лизы, но главное, мы совершенно одинаково видим героиню.


У актрисы Оли Ергиной, сыгравшую главную горничную, потрясающее обаяние: в кадре она получилась одновременно располагающей и устрашающей. К тому же Оля блестяще прошла парные пробы с Инной, между ними сразу возникла нужная химия. На роль электрика я без проб пригласил Максима Стоянова. Максим приехал к нам после ночной смены на другом проекте — невыспавшийся, обаятельный и брутальный, как его персонаж.




Еще одна важная роль досталась Коле Исакову. В сценарии его персонаж заявлен как «человек с рыбьими глазами», хотя у Коли глубокий и проницательный взгляд. В финале его герой дотрагивается до того самого шкафа в попытке осознать случившиеся и, возможно, понять Мариэллу. Эту попытку мы снимали пять или шесть дублей. Как только Коля дотрагивался до шкафа, из-за туч выходило солнце и освещало шкаф. Каждый дубль и ровно в момент прикосновения.


Еще одна удача случилась с массовкой: уже во время съемок мы случайно обнаружили, что один из актеров находится во всех стоп-листах, потому что отсидел за убийство и болел туберкулезом. У него потрясающее лицо, на котором все это прекрасно видно. Конечно, мы не смогли не снять его крупный план. Это он затягивается сигаретой в финале, когда Мариэлла перегружает шкаф в фургон.

Про самый обыденный объект влюбленности

Слышал множество зрительских интерпретаций, но самая забавная прозвучала на фестивале «Маяк». Уважаемый и заслуженный режиссер сделал предположение, что шкаф мог быть сделан из дерева, которое росло на исторический родине героини: в этом есть особая связь с домом. Может быть, и так, по крайней мере, здесь нет правильного или неправильного ответа. Любая версия правильная, каждый зритель смотрит кино по-своему.



Свою версию я не раскрою, скажу лишь, что мне просто нравится шкаф сам по себе. Шкаф — предмет мебели, скрывающий секреты. Темный внутри, со своим запахом, шкаф одинаково бережно хранит в себе одежду и скелеты. Но главное, шкаф — это самый обыденный объект, в который можно влюбиться. Это странно и парадоксально. Его дизайн, форма ручек или абстрактный узор на передней панели могут иметь такое же значение, что черты лица, осанка или тембр голоса любимого человека. Все здесь имеет значение. Наш конкретный шкаф был собран в 1956 году в Будапеште, мы купили его специально для фильма, а после продали на Avito, кстати говоря, студентам из ВГИКА. Получается, запустили кинокарьеру.


Куда важнее самого шкафа реакция других сотрудников отеля и вместе с ними зрителей, которым предстоит выбрать: принимать или не принимать «странность» героини.


Про название фильма, фестивали и планы на будущее

Я читал рецензии, в которых название фильма определено чуть ли не как ключ к пониманию истории, но «6.21» — это всего лишь номер комнаты в отеле, где Мариэлла обнаружила шкаф. Если название фильма рифмуется с какой-нибудь статьей, то это просто совпадение.


Как только мы сняли «6.21», он оказался в программе фестиваля «Маяк». Дальше у фильма сложился счастливый фестивальный трек за пределами страны (возможно, отчасти успех связан с отсутствием реплик и, соответственно, языкового барьера). Осенью я представил фильм в Экс-ан-Провансе во Франции, и его отлично приняли. На кинофестивале в Риме «6.21» получил диплом жюри, а совсем недавно фильм наградили на кинофестивале в Риверсайде. Для короткого метра фестивали даже важнее, чем для полного, но главное — все же выход в свободное плавание. Я особенно рад, что премьера случится на BlueScreen.


<iframe src="https://player.vimeo.com/video/1089097066?autoplay=1&muted=1&autopause=0&background=1&badge=0&autopause=0&player_id=0&app_id=58479" frameborder="0" allow="autoplay; fullscreen; picture-in-picture; clipboard-write; encrypted-media" style="position:absolute;top:0;left:0;width:100%;height:100%;" > </iframe>


Режиссер Виктор Косаковский говорил: «Если можете не снимать, не снимайте». Кино — то, чем я болею и без чего не представляю свою жизнь. Переживаю лишь, что сейчас делаю не так много, как мог бы, но и размениваться на проходные работы не в моем приоритете. У меня почти готов сценарий дебютного полного метра «52 Гц», которым я занимаюсь без малого пять лет и очень надеюсь снять в самое ближайшее время.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}