Blueprint
T

«Пингвин»

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Новая премьера на BlueScreen — трогательный фильм «Пингвин» о парне с детским голосом, преодолении страха и поиске собственной ценности. Мы поговорили с режиссером Савелием Осадчим о том, как после увлечений физикой уйти в кино, придумать историю, вдохновившись собственным другом, и научить пингвина летать.

Савелий Осадчий

24

возраст

Москва

родной город

Школа дизайна НИУ ВШЭ, мастерская Ивана Твердовского, Российский государственный гуманитарный университет

образование

44 ММКФ 2022, международный конкурс («Теория двойных планет»), 46 ММКФ 2024, Шот-сет «Новые русские» («Пингвин»), «Короче» 2024, внеконкурс («Пингвин»), Vote to Film 2024 («Пингвин»), «Докер» 2022, внеконкурс («Как ваши дела?»), HSE Creative Open 2023, 1-е место («Теория двойных планет»), «Зимний» 2023 («Теория двойных планет»)

участие в фестивалях

Вся фильмография Вадима Абдрашитова — невероятный учебник режиссуры и драматургии, на который стоит обратить внимание. Вообще вдохновляющие фильмы постоянно меняются. Это больше про информационный пузырь, в котором ты находишься в определенный момент времени. Например, в детстве меня шокировал поцелуй Цыпленка Цыпы и Ути из мультфильма про их приключения («Цыпленок Цыпа», 2005), а «Шрек» всегда ассоциируется со временем, проведенным с бабушкой. В подростковом возрасте на меня произвели впечатление «Черная молния», «Аватар» и «Интерстеллар». Такие эмоциональные воспоминания от фильмов показывают, зачем вообще снимать кино.

кино, которое вдохновляет

<iframe src="https://vk.com/video_ext.php?oid=-85016643&id=456239671&hd=2" width="1200" height="680" allow="autoplay; encrypted-media; fullscreen; picture-in-picture; screen-wake-lock;" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

От физики к режиссуре

К режиссуре я пришел через любовь к точным наукам. Будучи пятиклассником, думал, что стану великим ученым, хотел двигаться в этом направлении. Много времени проводил на дополнительных занятиях, участвовал в олимпиадах. Интерес к физике привел меня к камере — настоящей квинтэссенции научной мысли. Я начал изучать монтажные программы, которые стали для меня своего рода конструктором LEGO. Много сидел в iMovie, Sony Vegas, Premiere и других видеомейкерах.
Для меня это был еще и прикол: просил друзей и родственников сказать на камеру слово «Апож», а потом накладывал эффект «реверс».


В последних классах я готовился к ЕГЭ для физико-математических направлений, но из-за подросткового максимализма решил попробовать поступить на оператора-постановщика. Я понятия не имел, как устроен мир кино, и впервые зашел на сайт учебной программы ВГИКа за несколько месяцев до поступления. Собрал портфолио и все необходимое для вступительных испытаний, и самое смешное, что уже на третьем туре завалил физику (знание оптики необходимо для будущих операторов).


Решил, что в любом случае пойду на творческое направление, связанное с кино, и узнал про режиссерский профиль «Экранные искусства» Школы дизайна НИУ ВШЭ. Сейчас понимаю, что поступить туда — удачный выбор. Мы стали первым набором студентов в мастерской Ивана Ивановича Твердовского. С самого начала Иван дал понять: кино про конкретные решения, которые либо работают на экране, либо нет. Это направление задает широкий контекст исследований — современное искусство, формы высказывания, поиск всего на свете. Куратор же четко направляет студентов в съемочных процессах, помогает выстраивать рабочий ритм.

Съемки фильма «Пингвин», 2024

Съемочная группа фильма «Пингвин», 2024

Посвящение другу
и диалог с предательством

У меня есть лучший друг. Мы познакомились в первом классе, когда
у всех еще были детские голоса. Я буквально был в каждодневном контакте с человеком и не отследил момент, когда у наших сверстников голос сломался, а у него остался прежним. Это стало причиной насмешек со стороны одноклассников, но я не понимал, в чем дело, — для меня он звучал привычно. Казалось, что это раздутая проблема.


Потом наши дороги разошлись: друг поступил на исторический факультет МГУ, а я занялся режиссурой. Спустя два года мы столкнулись на улице, и я услышал его голос по-новому — и понял, чем же он отличается. В тот момент почувствовал себя настоящим предателем, ведь словно посмотрел на близкого человека глазами обидчиков. Он не изменился, но изменился я и будто оправдал насмешки, которые слышал в его адрес. Фильм — мой диалог с собственным предательством и упущением чего-то важного в жизни.

Как появился «Пингвин» — простое напоминание о важном

«Пингвин» — моя выпускная работа. Фильм был снят без внешнего финансирования, все расходы покрывались самостоятельно. Всего
было три съемочных дня, которые проходили в разных точках Москвы и Подмосковья. Центральной локацией стало кафе. Нам повезло найти подходящее в Мытищах, его владелец сразу проникся идеей и всячески помогал нам. Сцены проездов на велосипеде снимали в Котельниках, футбольную площадку — в Люберцах.


Итоговый бюджет составил около 500 тысяч рублей. Больше всего средств ушло на аренду техники, питание и логистику — перевозку команды и оборудования на нужные нам локации. Также во время съемок сцены,
где герой карабкается по лестнице, на площадке дежурила скорая помощь. Мы вызвали врачей заранее, чтобы все было максимально безопасно.

Съемки фильма «Пингвин», 2024

Вопрос в творческом костяке съемочной группы не стоял, так как мне повезло встретить настоящую команду единомышленников во время учебы. Оператором выступил Гриша Розанов, художником-постановщиком — Вика Попова. С ребятами мы также снимали короткометражный фильм «Теория двойных планет». Очень здорово видеть рост друг друга и развиваться вместе. Самым затяжным и трудоемким стал период поиска актера на главную роль и локаций.


В работах мне важно найти интересную тему для высказывания. Я постоянно пытаюсь «нащупать» нужную форму. В «Пингвине» получилось сочетание простой метафоры и приглашения к диалогу. Главный герой — молодой человек на пороге зрелости. Он чувствует в себе потенциал к развитию, но постоянно его гасит, сомневается. По сюжету он устраивается работать в кафе своего отца и раздает листовки на улице в нелепом костюме, но потом все меняется. Это история про выход из зоны комфорта, желание жить и не бояться.

Съемки фильма «Пингвин», 2024

Взрослый парень с детским голосом — понятное поле конфликтов, сильно резонирующее с моими ощущениями. Фильм стал скорее иллюстрацией и наброском, а не цельной фабулой с развитием — это простое напоминание, что в людях скрывается гораздо больше, чем кажется с первого взгляда. Некая интерпретация истории о гадком утенке.

Подольский гидроузел, неказистый костюм
и треки из плейлиста

В фильме есть интересная сцена про преодоление страха, где герой вскарабкивается по ступеням. Хотелось создать гнетущее ощущение неизбежного конца и света в конце туннеля. Мы долго искали локацию и выбрали гидроузел в Подольске. Место довольно известное, тут еще снимался фильм Антона Бильжо «Невидимый мой». Локацию нам подсказали члены съемочной команды, которые также работали с Антоном.

Костюм птицы мы шили самостоятельно. Нашли готовый макет на «Авито», который задал дальнейший дизайн. Было важно сделать не образ милого синтепонового птенца, а неказистый наряд, на который без слез не взглянешь. Птичий комбинезон ярко характеризует главного героя: он воспринимает издевку как данность, в нем отсутствует брезгливость,
есть только искреннее намерение выполнить поставленную задачу.


Саундтрек к фильму мы создавали вместе с моим другом, композитором Богданом Чернощековым. С большой теплотой вспоминаю этот период и поиск нужных мотивов, сочетания несочетаемого. Есть и готовые композиции, попавшие в фильм, — их я добавил из личного плейлиста, который собираю из понравившихся песен и слушаю в свободное время.

Название фильма и съемки полета

Каких-то скрытых символов в этой истории нет, но я вдохновился «Счастливым Лазарем» Аличе Рорвахер. Изначально картина называлась «Птичность», но импровизация актеров на съемочной площадке подарила ей новое имя. В сцене, где дворовые мальчишки издеваются над главным героем, один из обидчиков выкрикивает: «То ли пингвин, то ли петух». Это абсурдно, ведь костюм совсем не соответствует прозвищу. Получилась красивая метафора: пингвины летать не умеют, но в финале наш герой всем доказывает обратное. Если размышлять глубже, пингвин — это хищник, значит, теоретически герой может проявить и силу, и агрессию.

Забравшись на вершину, герой оступается и взлетает, но это точно не про смерть. Хочется подчеркнуть совершенно другую эмоцию: начало нового этапа, перерождение. Парень приобретает способность, которая раньше была недоступна. Этот переходный этап подчеркивается еще и сценой, где в кафе отца главного героя приходят посетители, увидевшие листовки. Получается, наш Пингвин справился с задачей и сдержал слово.


Съемки полета проходили так: мы прикрепили камеру на капот, а машину нашли такую, чтобы у нее был открывающийся люк панорамной крыши. Актер высунулся из люка, а камера на капоте его зафиксировала. Тут все довольно просто, но у нас были колоссальные студенческие брейнштормы о съемках этой сцены: обсуждали тросы, краны, компьютерную графику, но все вышло куда проще.

Голос главного героя и будущее мальчика-птицы

Станислав Кардашев идеально подошел нам на роль главного героя по образу и темпераменту. Мы записывали сцены, не обращая внимания на его природный голос, обсуждая характер и интонации. Особенное звучание — уже после съемок — герою подарил актер озвучки Ваня Гудков.


В истории «Пингвина» я почувствовал потенциал, который выходит за рамки короткого метра. Не в самом сюжете, а в образе — взрослом человеке с детским голосом. Эта метафора меня зацепила и постепенно привела к «Мальчику-птице» — моему дебютному полнометражному фильму. Это уже совсем другая история, но объединяет их одно: голос как проявление внутренней уязвимости.

Для короткого метра прием с классической переозвучкой сработал, но стало понятно, что в полном метре с большим количеством диалогов он звучит топорно. В «Мальчике-птице» мы пошли другим путем. Было важно, чтобы голос менялся вместе с героем, и мы создали «аудиоклон» на основе детской хроники актера. После собирали фразы по кусочкам — интонацию за интонацией, — чтобы сохранить актерскую игру. Можно сказать, что получился своего рода «аудиофлешбэк», где прошлое передается не через изображение, а через звук.


Сейчас ждем премьеру, занимаемся дистрибуцией. Продюсерами фильма стали Иван И. Твердовский и Мария Бомбина, а производством занималась студия Ивана — «Класс коррекции». Параллельно я пишу новый сценарий, но пока о чем-то конкретном говорить рано. Фильм начинает жить, когда его находят зрители, поэтому я очень рад премьере на BlueScreen.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}