«Минеральные сны»
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Новая премьера на BlueScreen — фильм — участник Sheffield International Documentary Festival 2023 и Lucania Film Festival 2024 «Минеральные сны». По просьбе The Blueprint автор, Тимофей Зубров-Андреев, рассказал о процессе создания, проблемах финансирования и профессии режиссера.
Тимофей Зубров-Андреев
29
возраст
Псков
родной город
Окончил мастерскую Ю.Н. Клепикова по кинодраматургии (Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения), дипломный сценарий был опубликован в журнале «Искусство кино». Учился в магистратуре СПБГУ по направлению «античная философия». В 2019 году выиграл грант на обучение режиссуре в Петербургской школе нового кино, в 2023 году поступил на кинокурс Дома Радио «ЛУЧ».
образование
Sheffield DocFest: Sheffield International Documentary Festival 2023, Lucania Film Festival 2024, Moscow International Documentary Film Festival 2024
участие в фестивалях
Я мало смотрю кино, а если смотрю, то мне в основном не нравится. Из последнего при всех его недостатках меня заинтересовал фильм Грэма Суона «Вечерняя песня». Пару недель назад на фестивале архивного кино я пересмотрел «Орфея» Кокто, и этот фильм, к счастью, снова меня обрадовал простотой, игривостью и точностью. Понравились работы Хосе Валь дель Омара.
кино, которое вдохновляет
Про идею фильма
«Минеральные сны» — это попытка взглянуть на человека, отталкиваясь от возраста камня, от его таймфрейма. Я приобщен к теме криптовалют и знаком с примитивными инструментами анализа рынка. Один из таких инструментов называется «таймфрейм» — он позволяет на жизненном цикле той или иной монеты отследить некоторые законы, которые зависят от временного промежутка. Любой камень, который вы видите под ногами, помнит нашу планету без человека. Какая-то такая идея и стоит за фильмом. Мне кажется, кино не удалось. Может, потому что нота слишком высокая, может, потому что тема больше, чем я.
Про съемки
Было четыре съемочных смены: две в Петербурге и две в Грузии. В период монтажа сами собой сложились почти идиллические условия для работы: тогда я учился в кинолаборатории «ЛУЧ» при Доме Радио, а в остальное время занимался спортом, читал и монтировал. Жил в Парголово в огромном муравейнике, где чувствовал себя очень уютно и спокойно. Фильму также сильно помог мой друг Дмитрий Львов — он делал звук. Соавтором и оператором выступил другой мой друг и земляк, ученик Александра Бурова, Миша Денисов. У Петербурга особые отношения с камнем, поэтому локацию для первого съемочного дня долго искать не пришлось.
Про сложности
У нас почти совсем не было денег. Нам помог Иван Асеев, еще один мой друг и продюсер. Выслал 60 тысяч рублей, мы даже еду из этих средств покупали. С досъемом в Грузии тоже помогли друзья, Саша и Ольга Камаловы. Спасибо им большое, без всех этих людей фильма бы не было.
Про фестивали и прием
Конечно, я рад, что фильм тепло встретили в Италии. И в Шеффилде, куда мы попали без всякого патронажа, просто подали заявку на сайте. Была бурная реакция со стороны зрителей, мы получили много отзывов, благодарностей. Это дает надежду на будущее.
Про профессию
Мне кажется, каждый, кто сейчас занимается или планирует заниматься режиссурой в России, должен понимать, что никакой профессии не существует, так как нет инфраструктуры для стабильного заработка. В советское время, например, человек, получив профильное образование, оказывался при какой-либо киностудии, в творческом объединении. Так, кажется, Тарковский состоял в объединении Алова и Наумова. Я нисколько не жалею, что подобная схема утеряна, но взамен что-то должно быть изобретено.
Если так произойдет, что я перестану делать кино, я, должно быть, не сильно расстроюсь. Мне нравится, как свою жизнь устроил Андрей Платонов — он был большим писателем, при этом работал на железной дороге. У меня так пока не получается. Моя мама — врач, бабушка и дедушка — учителя. Это профессии. А режиссер — это всегда какая-то эквилибристика, жонглирование, трикстерство. Мне кажется, хороший режиссер также мог бы быть хорошим мошенником или вором. Вором-гастролером.
Про планы на будущее
Я бы хотел придумать компьютерную игру. Тем более что подходящий опыт у меня есть: я делал генеративную коллекцию скульптур на Solana blockchain, работал и с программистами, и с 3D-скульпторами, и с моушн-дизайнерами. В этой сфере намного более ловко может осуществляться работа с материалом, со светом, и все это скоро можно будет подвязывать к ИИ. В этом смысле я начинаю сомневаться, нужна ли сегодня вообще кинокамера человеку так, как она нужна была Дзиге Вертову в начале ХХ века.