Ищу друга на конец света
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Новая премьера на BlueScreen — 20-минутный фильм «Конец света, моя любовь», который показывали на фестивалях «Короче» и «Святая Анна». The Blueprint поговорил с его автором — выпускницей мастерской Ивана И. Твердовского в НИУ ВШЭ, 23-летней Алиной Сорокиной — про референсы и бюджет, сроки и другие трудности.
Алина Сорокина
Алина Сорокина

режиссер
23
Москва
возраст
родной город
НИУ ВШЭ, экранные искусства, мастерская Ивана И. Твердовского (2023)
образование
«Кинотавр» (V), «Короче» («Конец света, моя любовь»), «Святая Анна» («Конец света, моя любовь»)
участие в фестивалях
«Достучаться до небес» (1997) — светлое, теплое и при этом невероятно тяжелое. Всегда плачу. «Хорошее время» (2017) — не кино, а сплошное удовольствие. «Опавшие листья» (2023) — простое и трогательное, ни о чем и обо всем одновременно. «Претенденты» (2024) — лучшее из нового.
кино, которое вдохновляет
Идея и референсы
Сюжет такой: девочка и мальчик готовятся к концу света, влюбляются друг в друга, но когда катастрофы не наступает, заканчивается и любовь. Идея этого короткого метра у меня появилась летом 2022-го, когда я прочитала одноименную книгу Аллы Горбуновой (сборник рассказов «Конец света, моя любовь» получил литературную премию «НОС»; критик Галина Юзефович называла его одним из главных произведений 2020 года. — Прим. The Blueprint). Мне понравилось, что это личная история двух молодых людей, которая раскрывается на фоне чего-то глобального и страшного. В общем, этот текст в меня попал, я сразу поняла, что хочу снять по нему фильм, и написала Алле. Она ответила, что не против, и я начала подготовку. Хотелось, чтобы визуально фильм напоминал работы француженки Лиз Сарфати — в 1990-х она ездила по России и снимала людей в метро, кафе, барах, больницах, подъездах. Мой оператор Женя Створа в качестве основных референсов предлагала фильмы братьев Дарденн, Хитман, Рорвахер.








Сроки и работа с Твердовским
Этот фильм — моя дипломная работа. Мы готовили его весь четвертый курс. С сентября писался сценарий. Съемки сразу запланировали на апрель, чтобы поймать теплую весну. Постпродакшн выпал на начало лета. Для короткого метра это довольно долго, но зато у нас было время спокойно заниматься кино и никуда не торопиться.
На всех этапах, начиная со сценария и заканчивая монтажом, я плотно работала со своим мастером — Иваном И. Твердовским. Он помогал сделать историю ясной и внятной. Все его советы в основном касались важных деталей: отдельных фраз в диалогах, монтажного ритма. Получилось не все, что советовал мастер. Уже на финальных стадиях монтажа он предложил добавить в фильм образ-деталь, связанный с убийством голубя. Помню, что я очень долго мучилась, не понимала, что же это может быть, — и так не придумала. Впрочем, результатом Иван остался доволен.
Бюджет и команда
Фильм получился в несколько раз дороже, чем я себе представляла. Бюджет — около полумиллиона рублей. Самой большой статьей расходов оказался транспорт. Мы снимали не в Москве, а в Балашихе, в микрорайоне Заря, поэтому добираться до локаций было затратно. Это место мы нашли вместе с локейшн-менеджером: ездили на машине по всему району, интуитивно останавливались в разных переулках и прикидывали, что нам подойдет. У нас со съемочной командой вообще сложился отличный тандем. Она в основном состояла из моих друзей. С некоторыми из них я уже работала на других учебных проектах — это были короткометражные работы V и «Фрося».



Планы на будущее
Кто-то из зрителей сказал, что у меня получилось «тихое и спокойное кино». Этот комментарий мне очень понравился — я хочу и дальше снимать такие фильмы. Буду развиваться как режиссер. Сейчас работаю над сценарием своего дебютного полного метра — он будет о жертвенной любви женскими глазами.