кино
креатив:
игорь андреев, ВИКТОРИЯ СЛАЩУК
кликайте на героя, чтобы увидеть/скрыть подробности
Илья Поволоцкий
До того как стать единственным российским участником Каннского фестиваля 2023, уроженец Ижевска и юрист по образованию Илья Поволоцкий искал себя в документалистике и рекламе, но неизменно следовал правилу: заниматься тем, что по-настоящему увлекает. Снимал коммерческие ролики на Кольском полуострове и влюбился в эти места и здешних людей. Так получился документальный фильм «Северяне», а позже — картина «Пена», который он считает своим дебютом: буквально наблюдение за жизнью мурманчан и их суровым, но человечным бытом. Его игровой дебют, роуд-муви «Блажь», участник каннского «Двухнедельника режиссеров», был задуман еще в пандемию, снят сразу после (причем на пленку) и удивительным образом попал в нерв сегодняшнего дня: речь о конфликте поколений, в настоящее время обостренном как никогда. История взросления девочки-подростка, которая колесит вместе с отцом по российской хтони на красном минивэне, впечатляет и притчевостью, и реверансами Виму Вендерсу, и масштабными пейзажами. Сам Поволоцкий говорит, что привык вдохновляться «простыми историями, неспешными путешествиями, маленькими открытиями и поступками», а это хорошие источники — в них, как выясняется, вся глубина.
Даша Верещагина
Белорусскую актрису и выпускницу мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСе Дашу Верещагину мы запомнили как веганку из седьмой серии «Секса. До и после» и девушку главного героя из драмы Юрия Мороза «Лунатики» — ее там демонстративно, но постановочно убивают. Кто еще не понял, что Даша — будущая звезда, смогут убедиться в этом совсем скоро, когда на экраны выйдет ремейк советского хита «Гостья из будущего» — семейная фантастика «Сто лет тому вперед», где ей досталась роль Алисы Селезневой. Ее предшественница в исполнении Наташи Гусевой стала настоящим секс-символом для нескольких поколений зрителей, вряд ли эта судьба минует Дашу и ее героиню. Кроме новой экранизации Кира Булычева Даша появится в боевике «Фурия» — о выдающейся воровке, одержимой местью. Давно ожидается и «Анна К.», экранизация толстовской «Анны Карениной»: роль Китти точно не позволит забыть молодую актрису с разноцветными неземными радужками глаз.
Рузиль Минекаев
До прошлой осени имя Рузиля Минекаева мало кто знал, но с выходом сериала Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте» все изменилось. Юный актер из Татарстана сыграл одну из главных ролей, подростка Марата, члена уличной банды «универсам» из Казани 1980-х, крутого, задиристого, необузданного, такого, которым очень хочется стать, но одновременно становиться не нужно. Рузиль родился в Нурлате, ребенком занимался национальной татарской борьбой, изучал вокал и игру на фортепиано в школе искусств «Сэлэт», позже поступил в Казанское театральное училище на курс Ильдара Хайруллина, играл в московском театре «Школа современной пьесы», а в сериале оказался, пройдя сквозь сито общего кастинга. Сегодня он, как и многие другие ребята из «Слова пацана», — новое поколение актеров, которое будет востребовано в ближайшие годы. Из ближайших его работ — комедийный триллер Петра Тодоровского «Подслушано в Рыбинске». На страничке «Школы современной пьесы», посвященной Рузилю, указана его любимая цитата — из Петра I: «Говори кратко, проси мало, уходи борзо», благодаря которой понимаешь, что по-пацански себя могут вести даже настоящие монархи.
Матвей Ставицкий
Вокалист калининградской рок-группы Jealous и маркетолог по образованию Матвей Ставицкий начинал свою нынешнюю карьеру с музыкальных клипов — например, снимал «Ахматову» Дельфина. В поисках развития работал фотографом, но быстро понял, что на съемках свадеб далеко не уедешь. На ум пришло кино: Ставицкий написал сценарий, одолжил у друга камеру и снял любительский фильм. Нашел в интернете киношколы и отправил им снятое. Киношкола из города Торонто пригласила его учиться. Так Матвей сменил и место жительство, и круг общения, и род занятий: перебрался в Канаду и стал оператором. Спустя четыре года он вернулся, поселился в Москве и дебютировал как оператор экстравагантного «Русского беса» Григория Константинопольского. С тех пор Ставицкий снимал «Последнего министра» и «Аврору» Романа Волобуева, альманах «Сказки Пушкина. Для взрослых», спродюсированный Жорой Крыжовниковым, а сейчас работает вместе с Владимиром Мирзоевым над экранизаций «Преступления и наказания»: в роли Раскольникова — Иван Янковский. По жизни Матвей вдохновляется живописью Караваджо, Вильгельма Хамершо, Эндрю Уайета, путешествиями, превозносит знаменитого оператора, «короля тени» Гордона Уиллиса и цитирует другого мэтра итальянца Лучано Товоли, который как-то сказал, что «зачастую края кадра гораздо интересней
его центра».
Егор Чичканов
Выпускник кафедры режиссуры мультимедиа факультета искусств СПбГУП и самарской «Академии для одаренных детей» поучаствовал в сценарной мастерской Bazelevs, организованной Тимуром Бекмамбетовым и Жорой Крыжовниковым, и написал сценарии к двум частям франшизы «Ёлки». Его крупный режиссерский успех — сериал «И снова здравствуйте!», продленный на третий сезон. А большое достижение как сценариста — сериал Никиты Власова «Лада Голд»: хит осени рассказывает, как внук криминального авторитета и внук легендарного мента гонят тачку, образчик отечественного автопрома, сделанную целиком из золота, выясняя отношения друг с другом и сталкиваясь с бандитами и мошенниками, каждый из которых мечтает урвать если не бампер, то хотя бы выхлопную трубу. Новый проект сценариста Чичканова (и режиссера Власова) — сериал про группу «Комбинация», очередной слепок эпохи про первую женскую группу, должен стать шедевром не меньше сериала «Король и Шут». «Мое главное достижение в том, что я пытаюсь делать работы, которые не похожи на большую часть того, что выходит на экранах, но при этом становятся популярны. Пока получается сохранить этот баланс», — говорит Егор, который планирует в этом
году попробовать себя как сценарист и режиссер полного метра.
Наталья Смагина
В прошлом Наталья — экономист по первому образованию и преподаватель английского для средней школы по второму, а сегодня — продюсер целой
когорты молодых режиссеров-авторов. Влюбленная в кинематограф, она начинала с работы на пост-продакшне драмы Владимира Битокова «Глубокие реки»,
а по-настоящему профессионально выросла на площадке фильма Александра Сокурова «Сказка», где в течение шести лет работала в разных качествах. И не зря: благодаря ей выходит документальная работа Константина Селина «Живой» — о скульпторе, создающем образы погибших в Великой Отечественной войне бойцов, зарисовка «Женя и Ваня на краю света» о работниках отдаленной метеостанции, социальная драма «Тембот» о подростке с Северного Кавказа. Несколько лет Смагина работала заместителем директора фонда «Пример интонации» и летом прошлого года провела в Санкт-Петербурге совместно с друзьями из пространства «Севкабель Порт» четырехдневный фестиваль, ставший настоящим праздником кино — вдумчивого, небанального и наталкивающего на размышления.
Максим Арбугаев
Максиму чуть более тридцати, а он уже один из самых титулованных российских документалистов. Родился в Якутии (в последние годы важнейшей кинокузнице страны), с детства занимался хоккеем и даже успел пару лет поиграть профессионально, а затем, увлекшись кино, поступил во ВГИК. Снятая им совместно с Кристианом Фраем картина «Генезис 2.0» — об охотниках за бивнем мамонта — принесла ему награду «За лучшую операторскую работу» на фестивале Сандэнс. Следующая, вышедшая в 2022-м работа, «Выход», которую он сделал в соавторстве с сестрой-фотографом Евгенией, жила бурной фестивальной жизнью, от Берлинале до «Послания к человеку» и номинировалась на «Оскар» в категории «Лучший короткометражный документальный фильм». Идея снять фильм о российском ученом Максиме Чакилеве, изучающем жизнь моржей в Чукотском море, появилась у Арбугаевых неслучайно: они сами всегда любили путешествия, в том числе экстремальные, — детьми нередко ходили в такие с отцом, путешественником-любителем, да и работать в сложных условиях привыкли. Локдаун документалисты провели в одной хижине со своим героем, хорошо его узнали. Впереди у Максима — релиз игрового фильма «Кончится лето», который он снял с Владимиром Мункуевым («Нуучча»): звездный состав, напряженный сюжет, не обойдется и без отношений человека и природы.
Сергей Кальварский
В своем пристрастии к кино петербуржец Сергей Кальварский винит не отца, кинопродюсера Сергея Кальварского, а видеопрокат на Чернышевского: смотрел все подряд, зато сформировал видение и вкус. После школы он отправился изучать кинематограф в Нью-Йоркскую киноакадемию, где, как говорит сам, в отличие от закутанного в теорию и рефлексию российского образовательного процесса, можно с головой погрузиться в практику — снимать учебные работы однокурсников в разных качествах, от ассистента до оператора, и даже выпустить собственную, «Мемуар» с Дином Уинтерсом («Студия 30», «Закон и порядок») в главной роли. Вернувшись в Россию, Кальварский стал студентом Александра Сокурова, но не в той мастерской в Нальчике, откуда вышли Кантемир Балагов, Владимир Битоков, Кира Коваленко, а в другой — в Институте кино и телевидения. Картина «Волнами» стала его дипломной работой и прокатилась по фестивалям, восторгая зрителей своей магической силой и гипнотической атмосферой. По сюжету два оператора едут в Мраморное ущелье писать шумы для фильма про ГУЛАГ, но находят совсем не то, что ожидали. Картина в очередной раз показывает, какими необычными авторами умеет окружать себя Сокуров, и, более того, как он их учит ремеслу, при этом сохраняя творческую самобытность.