академическая музыка
креатив:
игорь андреев, ВИКТОРИЯ СЛАЩУК
кликайте на героя, чтобы увидеть/скрыть подробности
Елене Гвритишвили
Обычная стартовая точка карьеры оперных певцов — победы на конкурсах или участие в молодежных программах престижных оперных театров. Но Елене Гвритишвили успела зарекомендовать себя еще до учебы в Большом театре. В Петербурге она занималась у дирижера Федора Леднева, выступала с камерными сочинениями и тогда же начала работать в хоре musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса — Елене участвовала в исполнениях оперных спектаклей и концертных произведений в Зальцбурге и других городах. Большой удачей предыдущего сезона стало ее сотрудничество с дирижером Филиппом Чижевским: в Московской филармонии певица стилистически безупречно и невероятно артистично проявила себя в барочной опере — «Королеве фей» Генри Пёрселла. В этом сезоне она была приглашена в проект «Война и мир. Наташа и Андрей» на Крещенском фестивале в Новой опере — камерных сценах из оперы Сергея Прокофьева. Наташа Ростова стала судьбоносной ролью для нескольких российских сопрано, например, когда-то она принесла известность Анне Нетребко, и именно героиню Толстого Гвритишвили будет исполнять летом на повторных показах спектакля.
Алена Верин-Галицкая
Экспериментальные вокальные перформансы, совместные проекты с перспективными российскими композиторами и создание оперы-видеоигры — к этому Алена Верин-Галицкая пришла самым нестандартным путем. Она училась на музыковеда в Гнесинке и увлекалась старинной музыкой. Алена исследовала Ренессанс, но от теории решила перейти к практике, начав исполнять старинные вокальные произведения с московскими ансамблями. С 2018-го она переключилась на новый репертуар: начала осваивать расширенные техники пения, исполнять сложные современные пьесы и получать приглашения на крупные музыкальные фестивали. Для оперы-видеоигры композитора Вадима Генина «Мир дивных комнат» (премьера прошла в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина (Арсенал, Нижний Новгород)) Верин-Галицкая написала либретто и исполнила роль основного персонажа как певица. Сейчас она продолжает учиться современному вокалу в Базельской академии музыки (Швейцария). Ее выступления редко кого оставляют равнодушными,
ведь певица в них показывает, что современная академическая музыка —
это совсем не скучно.
Тимур Зангиев
Дирижировать оркестром он начал в возрасте семи лет. Учеба проходила во Владикавказе, затем продолжилась в Москве, где Зангиев попал в класс к выдающемуся профессору Геннадию Рождественскому. К своим 30 он уже успел поработать в ведущих российских оперных театрах: Большом и Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) в Москве, Мариинском и Михайловском в Петербурге. Если многие его сверстники в основном ассистируют более опытным дирижерам, то Тимур почти сразу стал выступать как музыкальный руководитель спектаклей, и в числе его знаковых работ — оперы «Садко» (режиссера Дмитрия Чернякова) в Большом и «Ромео и Джульетта» в версии Константина Богомолова в МАМТе. В 2022-м Зангиев успешно дебютировал в миланском Ла Скала с оперой Чайковского «Пиковая дама», а в этом сезоне музыкант отправится покорять Зальцбург. На одном из старейших музыкальных фестивалей он будет дирижировать
оперой Прокофьева «Игрок» в постановке Питера Селларса.
Дария Маминова
Современный композитор — совсем не обязательно тот, кто создает экспериментальные перформансы или музыку для симфонического оркестра. Дария Маминова удачно совмещает сложные проекты для ансамблей и фестивалей с написанием инди-песен, которые она сама и исполняет в небольших клубах. Она родилась в Петербурге, училась в консерватории как пианистка и тогда же начала сочинять. На композиторский факультет она поступила в немецком Детмольде, затем продолжила учиться в Кельне. Здесь ее профессорами стали востребованные европейские композиторы Михаэль Байль и Бригитта Мунтендорф. Сочинения Маминовой исполняются ведущими европейскими ансамблями, среди которых немецкий MusikFabrik, а в России ей уже дважды заказывали произведения в «ГЭС-2». В феврале 2024-го Дария создала спектакль-расследование для Немецкой оперы в Берлине, где вместе с другими постановщиками исследовала, как высокие технологии проникают в жизнь и могут влиять на общественные и государственные процессы.
Федор Безносиков
В прошедшем году произошел большой дирижерский прорыв Федора. Он работал с ведущими российскими оркестрами, стал вторым дирижером в нашумевшем «Летучем голландце» Вагнера в постановке Константина Богомолова и Филиппа Чижевского, а в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко впервые выступил и как постановщик — в балете «Снежная королева» на музыку из разных симфонических произведений Чайковского. Безносиков начинал как скрипач, и сейчас изредка его можно увидеть и в этом качестве тоже. Карьеру дирижера ему прочили еще во время учебы в Московской консерватории, и после окончания скрипичного факультета он поступил на дирижерский, где продолжает учебу и сейчас.
Екатерина Антоненко
Дирижер, изменившая мир российской вокальной музыки. Если многие хоровые коллективы придерживаются исключительно классического репертуара, то ансамбль Intrada, основанный Антоненко в 2006-м, берется за редчайшие партитуры в диапазоне от Ренессанса и до наших дней. Екатерина окончила Московскую консерваторию и затем неоднократно участвовала в крупных международных проектах, где часто ассистировала выдающимся дирижерам-аутентистам. Ее ансамблю подвластны любые музыкальные стили и направления, и Intrada можно услышать далеко не только в академических залах. Например, в проекте Sound Up музыканты создавали перформансы для читального зала Ленинской библиотеки или для пространств Трехгорной мануфактуры. Впереди у Intrada исполнения духовной музыки разных эпох — от Баха до работ XX века, а затем сайт-специфик-произведение Бориса Филановского: звуковая скульптура «Архитектон Тета» в «ГЭС-2».
Бехзод Давронов
Бехзод Давронов стал получать партии главных героев в операх еще в студенческие годы. Его известность быстро распространилась за пределы родного Узбекистана, и уже несколько сезонов он работает в Большом театре в Москве. Его востребованности способствовала и вторая премия на Международном конкурсе оперных певцов Operalia, организованном, пожалуй, самым известным тенором мира — Пласидо Доминго. К активной концертной программе в России прибавилось участие в важных премьерах Европы и Америки. Летом 2023-го Давронов исполнял партию Анатоля Курагина в опере «Война и мир» — резонансной постановке режиссера Дмитрия Чернякова и дирижера Владимира Юровского в Баварской опере. В этом году у певца сразу несколько больших ролей в разных театрах США, и в том числе в легендарной Метрополитен-опере в Нью-Йорке.
Сергей Давыдченко
К своим двадцати годам музыкант уже достиг важной вершины в карьере пианиста: он стал победителем главного конкурса России — имени П.И. Чайковского. У Давыдченко не совсем стандартный путь, ведь он, в отличие от многих лауреатов, не учился в Москве или Петербурге. Сергей — студент консерватории в Ростове-на-Дону. В его репертуаре сложнейшие сольные сочинения и произведения с оркестром, редко встречающиеся у молодых пианистов. Участие во многих конкурсах часто превращает музыкантов в исполнителей-роботов, нацеленных только на техническое совершенство. Давыдченко, несмотря на внушительный список побед, всегда представляет очень осмысленные и тонко прочувствованные интерпретации классических сочинений.