«Эйджей и королева»: сериал о дрэге и дружбе
10 января на Netflix вышел сериал «Эйджей и королева» — совместная работа РуПола и создателя «Секса в большом городе» Майкла Патрика Кинга. Анна Родина посмотрела эту многослойную историю о том, как нью-йоркская дрэг-квин с разбитым сердцем и маленький беспризорник путешествуют вместе, открывая для себя Америку и друг друга.
О любви и одиночестве
Первая серия кажется комедией не бог весть какой глубины. Дрэг-артист Роберт Ли (на сцене — королева Руби Рэд) дает прощальное выступление на Манхэттене, искрометно обзывается на бывшего работодателя за кулисами и обменивается колкостями с коллегами по цеху. Ничего такого, чего поклонники таланта РуПола не видели бы в реалити-шоу RuPaul’s Drag Race, за которое он получил шесть премий «Эмми». Руби Рэд собирается открыть собственный клуб «Королевы Квинса» вместе с возлюбленным, красивым бизнес-коучем Гектором (Джош Сегарра) — идеальным мужчиной, с которым у них совпадают взгляды на китайскую кухню и пятилетний план на будущее. К середине серии Гектор оказывается Дэймоном, мошенником, который снимает с кредиток Руби Рэд сто тысяч долларов и исчезает. «Даже если я смогу когда-нибудь доверять мужчине, где мне его найти? Ты хоть представляешь, насколько тяжело влюбить кого-то в сорокалетнюю дрэг-квин?» — спрашивает Роберт у друга Луиса. А когда тот удивляется цифре, добавляет, что у него ничего не осталось. «Нет ни денег, ни любви. Можно мне хотя бы будет сорок?»
Тема вынужденного одиночества и проблемы с доверием как к мужчинам, так и к женщинам не раз возникнет на протяжении всех десяти серий — пока Руби Роуз будет путешествовать по стране с мальчиком Эйджеем, который вынуждает Руби взять его с собой и подбросить до Техаса, к дедушке. В пути выяснится, что ершистого подростка на самом деле зовут Эмбер Джексон, а образ Эминема из клипа «Стэн» — почти белая майка, джинсы на пару размеров больше и шапка бини — она использует как броню. «Я не сказала, что хочу быть мальчиком, — говорит Эйджей. — Я сказала, что не хочу быть девочкой. Девочки всегда делают то, что им говорят люди. Даже если им не хочется». Дрэг-королева узнает в ней себя: блестки, платье «Скарлетт» и копна огненных волос Роберту тоже нужны для защиты. «Думаешь, если бы Роберт был достаточно сильным, он нуждался бы в Руби? — говорит Руби–Роберт в одном из эпизодов. — Руби спасла его». Спасать себя и преподавать важные уроки эмпатии и доброты друг другу и зрителям главные герои(ни) будут в течение всего шоу.
Доброты по отношению к ЛГБТК-персоне на консервативном американском Юге, через который проходит турне Руби Рэд, ожидаешь меньше всего. Когда королева в джинсовых микрошортах и крагах из оранжевой лаковой кожи собирается принять участие в конкурсе мокрых маек в баре Коламбуса, Эйджей с ней не церемонится: «Ты гей с резиновыми сиськами! Да еще и в Огайо». Кажется, вот-вот произойдет что-то плохое — и точно: в процессе исполнения Catch me I’m falling Претти Пойзон надувная грудь Руби тонет в надувном бассейне. Логичным продолжением была бы демонстрация гомофобии и расизма — с последующей моралью, что так поступать нельзя, но РуПол и Майкл Патрик Кинг решили проскочить этот этап. «Наша культура, как и любая другая, знает ужасные истории, но даже на американском Юге определенно есть место для чужаков, — говорит РуПол в интервью Billboard. — Но, вообще говоря, американцы — прекрасные люди, и мы хотели напомнить людям об этом». Майкл Патрик Кинг добавляет, что их целью было показать зрителям, что главный враг любого из нас — внутри, а не вовне. «Вы чувствовали напряжение — это было специально, — объясняет Кинг. — И то, что ничего так и не происходит, — тоже. Мы хотели перестать думать о «нас» и «них». И начать думать о нас, то есть о всех нас».
Тот, кто понимает «Матрицу»
За костюмы Руби Рэд для ночных выступлений в сериале отвечал давний соратник РуПола по «Королевским гонкам» Залди, а дневные образы Роберта Ли и других персонажей разработал и подобрал художник по костюмам Трейс Джиджи Филд («Две девицы на мели», «Мертв для меня»). Художники тщательно изучили каждую сцену, так как образы Роберта и Руби, хоть и существенно отличались, должны были дополнять друг друга и рассказывать о том, что история дрэг-квин — это в первую очередь история о повседневной жизни человека, который строит планы, переживает расставание или хочет вдохнуть уверенность в кого-то. Например, на подписание договора аренды клуба в Квинсе Роберт приезжает в костюме-тройке, бабочке и с сумкой RED Valentino. Эта сумка — одна из немногих вещей, которую Руби—Роберт всегда носит с собой. В черной Lips Tote помещаются косметика, деньги и Жасмин, любимая кукла Эйджей, которую Роберт проносит к ней в больницу с риском угодить под допрос, кем именно он приходится этой маленькой девочке. «Всем нам в определенные моменты жизни необходим дрэг, — говорит Трейси Филд. — Особенно если нужно показать отношение к чему-либо или то, чего вы хотите достичь. Все это мы попытались передать через одежду Роберта».
В интервью Vogue РуПол объяснял, что «дрэг-квин — это тот, кто разбирается в кэмпе и знает, как объяснить происходящее в «Матрице», имея в виду культуру и людей, которые с ней взаимодействуют. Его Руби также ставит перед обществом важные вопросы — и ищет ответы с помощью костюмов. Так, например, в трейлер-парке Литтл-Рок Руби одевается в костюм Сэнди из «Бриолина» — черные кожаные легинсы, корсет и короткую косуху, чтобы вызвать сурового ковбоя на разговор о гендерной идентичности. Для того чтобы прийти в гости к человеку, чей трейлер битком набит ружьями, в образе сексуальной королевы, нужна смелость, как и для того, чтобы разрешить собственному сыну выйти на сцену в розовом платье. Но без риска ничего не выйдет, и «может, и станет сыном мечты для своего отца, но от него самого ничего не останется».
Лейблы, музыка и чувства
Чтобы показать, как меняется Эйджей, Трейси Филд переодевает и ее тоже. В начале фильма девочка взрывается в ответ на любую попытку сближения. Вдохновляющий рассказ Роберта о том, что «сегодня все женщины могут быть тем, кем они сами захотят», вызывает шквал колкостей, попытки снять с нее шапку провоцируют на крик. Но ближе к середине Эйджей смягчается, в том числе и по отношению к маме, которая, как она считает в первых сериях, променяла ее на героин. И к Роберту, застрявшему в 1980-х, среди VHS-кассет с шоу Опры. После того как Роберту звонит экс-возлюбленный, она решает надеть расшитую бисером ковбойскую рубашку. Не для красоты, а для того, чтобы показать своему другу, что, во-первых, в его жизни еще обязательно выглянет солнце, а во-вторых — они теперь действительно друзья. А ради дружбы можно пойти на любые жертвы. «Моя работа, вообще работа дрэг-квин, всегда заключалась в том, чтобы напомнить вам, что костюм, который вы носите, или лейбл, который надеваете на себя, — всего лишь лейбл, — говорит РуПол. — Дрэг-квин — те, кто напомнит вам, что важно на самом деле».
Все музыкальные номера для Руби РуПол придумал самостоятельно; по словам Майкла Патрика Кинга, во время написания сценария его просто посещало вдохновение и он начинал петь. «У него настолько энциклопедическое знание поп-культуры, что мы просто говорили: «Да, давай так и сделаем». Кинг считал, что музыка должна максимально контрастировать с тем, что происходит в сцене. Так в сериале появилась композиция Джуди Гарленд Have Yourself a Merry Little Christmas — Руби поет ее в ночном клубе другу Луису, дрэг-квин Коко (Майкл-Леон Вули). Луиса увозят в больницу с инсультом, а Руби едет следом, чтобы там, в обстановке, которую многие назвали бы максимально не подходящей, допеть другу песню. «Next year all our troubles will be miles away», — поет Руби, сидя у больничной койки в роскошном алом платье принцессы и держа Луиса за руку, потому что для любви не бывает неподходящих моментов.
Кажется, у сериала будет второй сезон: по словам 11-летней Иззи Джи, которую РуПол уже назвал выдающейся юной актрисой, «Эйджей и королева вырвались из тюрьмы и теперь, может быть, сбегут в Вайоминг. Или в Вашингтон, чтобы посмотреть на Белый дом». Сам РуПол берет выше — говорит, что во втором сезоне (если он будет) главные герои(ни) поедут в Европу. «Или полетят в космос. Или окажутся в Мексике. Энчиладос!»