Blueprint
T

Чьи деньги, Микки?

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Сегодня в Берлине начинается 75-й кинофестиваль — с новой дирекцией и новой программой «Перспективы». Изучив афишу Берлинале, Олег Зинцов выбрал фильмы, о которых, вероятно, будут говорить и спорить зрители со всего мира в ближайшие десять дней.

Новый художественный руководитель Берлинале Триша Таттл начинала в Британской академии кино и телевидения (BAFTA), одной из самых авторитетных киноинституций в мире, а затем работала в Британском институте кино, заведуя фестивалями, в том числе Лондонским. Насколько она и ее команда изменят Берлинский фестиваль, по программе судить, вероятно, рано, но главная новация очевидна — это конкурс «Перспективы», в котором будут соревноваться дебютные и вторые фильмы. Программу уже успели сравнить с каннским «Особым взглядом», что не вполне корректно — в Каннах этот конкурс выглядит скорее более экспериментальным по сравнению с основным, и выступают в нем не только начинающие авторы. Как бы то ни было, новая дирекция поставила ступеньку для тех, кого пока не отобрали в главный конкурс, и к режиссерам «Перспектив» будут присматриваться пристально и пристрастно.


В основном конкурсе 19 фильмов, среди самых титулованных участников — неизменный Хон Сан Су, который приезжает в Берлин уже в восьмой раз и успел собрать коллекцию из четырех «Серебряных медведей»; Ричард Линклейтер, обладатель двух «Серебряных медведей» за режиссуру, и Раду Жуде, в 2021 году выигравший главный берлинский приз — «Золотого медведя». Председателем жюри стал американский режиссер Тодд Хейнс. А вот предположения Тhe Blueprint, какие фильмы вызовут наибольший интерес — в конкурсе и не только.


Основной конкурс


«Голубая луна»

Последний раз американец Ричард Линклейтер участвовал в конкурсе Берлинале в 2014 году — и увез с фестиваля «Серебряного медведя» за режиссуру «Отрочества», экспериментального фильма, фиксировавшего взросление героев и актеров в течение 12 лет. «Голубая луна» — музыкальный байопик о последних днях известного поэта-песенника Лоренца Харта, работавшего в дуэте с композитором Ричардом Роджерсом. Название фильма отсылает к одному из их главных хитов. Действие разворачивается в марте 1943 года вокруг премьеры мюзикла «Оклахома!», написанного Роджерсом уже с новым либреттистом Оскаром Хаммерстайном. Судя по тому, что известно о финале жизни Харта, популярные музыкальные номера будут сопровождать тяжелую историю творческого и психологического кризиса. Поэта сыграл знаковый актер Линклейтера Итан Хоук.

Основной конкурс


«Ледяная башня»

Фэнтези-триллер с Марион Котийяр в роли Снежной королевы, точнее, кинозвезды, которая в 1970-х годах играет в экранизации сказки Ганса Христиана Андерсена и заводит дружбу с девочкой-сиротой, прячущейся в съемочном павильоне. Безобидный, казалось бы, сюжет начинает выглядеть крайне тревожным, если вспомнить, что Люсиль Хадзихалилович сняла «Эволюцию», один из лучших европейских хорроров XXI века, где сказочное было неотделимо от кошмарного. А еще у нее, очевидно, особенная тяга к замерзшей влаге — в «Уховертке», выигравшей в 2021 году Специальный приз жюри на фестивале в Сан-Себастьяне, у героини были ледяные зубы. Мужские роли в новом фильме играют Август Диль — Воланд из недавних «Мастера и Маргариты», и муж Хадзихалилович, режиссер Гаспар Ноэ, для которого она писала сценарий скандального «Входа в пустоту». Так что, скорее всего, это снова будет жуть какая-то — в хорошем смысле слова.

Основной конкурс


«Отражение в мертвом алмазе»

Триллер о живущем в роскошном отеле на Лазурном Берегу отставном шпионе, который после таинственного исчезновения соседа вынужден, как сообщает анонс, «столкнуться с демонами из прошлого». Французские режиссеры супруги Элен Катте и Бруно Форцани нашли новую жанровую игрушку — после экспериментов с джалло в фильме «Странный цвет слез твоего тела» и с фантастическим неовестерном в картине «Пусть трупы загорают» они взялись за шпионские боевики 1960-х, соединив их, кажется, с каким-то смешным трешем про ниндзя; во всяком случае, на кадрах из фильма мы видим затянутую в черный латекс фигуру с окровавленной катаной в руках — не иначе это демон из прошлого.

Основной конкурс


«Что говорит тебе природа»

А вот и Хон Сан Су с новой иронично-меланхоличной зарисовкой повседневности. Герой-поэт приезжает знакомиться с семьей своей новой девушки. День (и фильм) проходят за едой, выпивкой и разговорами. Надо только помнить, что у этого режиссера чем больше персонажи говорят, тем меньше друг друга понимают, а повторяющиеся локации, ситуации и конфликты придают бесконечной драме коммуникации комический и абсурдный оттенок. Хон Сан Су словно бы раз за разом переснимает одно и то же кино, и даже актерский состав почти не меняется, но кино это такое остроумное, тонкое и обаятельное, что зрители и фестивальные жюри неизменно тают и отдают режиссеру свои симпатии и призы. В частности, у него уже четыре берлинских «Серебряных медведя» — за фильмы «Женщина, которая убежала» (2020), «Вступление» (2021), «Фильм писательницы» (2022) и «Нужды путешественника» (2024).

Основной конкурс


«Если бы у меня были ноги, я бы тебя пнула»

Инди-драмеди Мэри Бронштейн о психотерапевтке в состоянии выгорания приезжает в Берлин после премьеры на главном американском кинофестивале «Сандэнс». На героиню Роуз Бирн обрушиваются разом все проблемы: у нее болеет ребенок, пропадает пациент и падает потолок в квартире. Критики в восторге, называют роль лучшей в карьере актрисы и пишут, что это кино — настоящие американские горки по эмоциональному накалу и жанровым переключениям, а постоянные крупные планы создают у зрителя нешуточное ощущение клаустрофобии. Экспрессию фильма можно почувствовать даже по названию.

Основной конкурс


«Мечты» 

Кросс-культурная драма мексиканского режиссера Мишеля Франко с голливудской звездой Джессикой Честейн в роли светской львицы, к которой, бросив все, приезжает из Мексики известный танцовщик в исполнении реальной балетной звезды Исаака Эрнандеса, премьера American Ballet Theatre. Отношения героев, как можно догадаться, вряд ли будут простыми. Франко в 2012 году выиграл главный приз каннского конкурса «Особый взгляд», а еще, конечно, редакция The Blueprint неравнодушна к балету, ну а тема культурных различий и вовсе одна из самых болезненных в сегодняшнем мире.

Основной конкурс


«Континенталь '25»

Румынская «новая волна», ставшая одним из главных открытий мирового кинематографа еще в нулевые, остается в фестивальных трендах. В 2021 году Раду Жуде получил «Золотого медведя» Берлинале 2021 за фильм, над переводом названия которого на русский цензурный сломали голову все редакции. Буквально это был «Неудачный ⁠трах, или Безумное порно», ⁠но в прокате все превратилось в итоге в «Безумное кино ⁠для взрослых». В новом фильме режиссер, похоже, масштабирует национальный опыт до общеевропейского — название отсылает к картине Роберто Росселлини «Европа ’51». Главная героиня, судебный пристав, борется с чувством вины: выселенный ею из подвала бездомный совершает суицид. Ковыряя палочкой постсоциалистическую экономику и жилищный кризис в Румынии, режиссер, скорее всего, вынесет на свет бытовой абсурд, узнаваемый примерно повсюду.

Основной конкурс


«Что знает Мариэль»

Семейная сатира немецкого режиссера Фредерика Хамбалека — нечастый случай, когда покупаешься на анонс. Главная героиня — девочка, развивающая телепатические способности, которые позволяют ей видеть и слышать все, что делают ее родители, внешне идеальная пара. Неуютно, правда? 

Другие программы

«Свет»

Фильм открытия Берлинале 2025. Том Тыквер, режиссер «Беги, Лола, беги», «Парфюмера» и соавтор сестер Вачовски по «Облачному атласу», уже дважды открывал фестиваль — в 2002-м и 2009-м. В последние годы он целиком погрузился в сериал «Вавилон Берлин», так что новый фильм воспринимается как долгожданное возвращение на большой экран. В центре сюжета — неблагополучная немецкая семья, жизнь которой волшебно меняется после появления экономки из Сирии. В главной роли Ларс Айдингер, большая театральная звезда и исполнитель роли императора Николая II в фильме Алексея Учителя «Матильда».

Другие программы

«Микки 17»

The Blueprint, конечно, анонсировал этот фильм в списке самых ожидаемых релизов года, и вот — мировая премьера пройдет в программе Berlinale Special Gala. Роберт Паттинсон играет расходного колонизатора какого-то страшного ледяного мира, где обитают чудовища. Когда он погибает, на 3D-принтере просто печатают новое тело, загружают в него сохраненное сознание — и вперед, снова на работу. К 17-му разу Микки привыкает, но дальше что-то идет не так, и ему печатают двойника. Южнокорейский режиссер Пон Чжун Хо, автор «Паразитов», первого неанглоязычного фильма, получившего главный «Оскар», умеет смешивать жанры так ловко, что это становится отдельным аттракционом. Так что премьера на одном из крупнейших мировых кинофестивалей абсолютно логична.

Другие программы

«Кен Таер. Такой дикий»

Совершенно не факт, что это удачный проект, но выглядит заманчиво. Сюжет трагедии Шекспира «Ричард III» перенесен в фантазийный сеттинг современного Берлина, где в кровавой войне криминальных банд побеждает арабский клан, а главной героиней становится младшая дочь победителя, которая твердо намерена стать лидером преступного мира. Режиссер — Бурхан Курбани, заработавший авторитет новой экранизацией романа Альфреда Дёблина «Берлин, Александерплац». Фильм покажут в программе Berlinale Special.

Другие программы

«Деньги других людей»

Мини-сериал из программы «Панорама», способный серьезно повлиять на политическую жизнь Германии. Экранизация истории расследования громкого скандала о мошенничестве с налогами в пяти странах, включая Германию. Среди героев — канцлер Олаф Шольц. Нам-то, конечно, не то чтобы близко, но в Берлине может рвануть так, что кто там победил на фестивале, будет вопрос не главный.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}