Мужской стриптиз, Николас Кейдж и Екатерина Великая
Если устали от так называемого фестивального кино, а на «Человека-паука» идти лень, предлагаем нашу подборку на каникулы: никакого хорошего вкуса, одно веселье.
«Накрывай!»
Один из лучших документальных фильмов года, посвященный весьма экзотической теме, а именно — чемпионату по сервировке столов, который ежегодно проходит в Южной Калифорнии. У режиссера Скотта Гоулика, который до этого снимал документалки об американских стендаперах и группе Green Day, вышла настоящая спортивная драма про скучающих и благополучных американских старушек, которые готовы пойти на все, чтобы выиграть главный приз.
Безусловная удача «Накрывай!» (помимо вполне безумной фактуры), в прекрасной режиссерской интонации. Гоулик своих героев, которые, вооружившись линейкой, маниакально украшают столы с несуществующей едой (победа в чемпионате может буквально зависеть от нескольких миллиметров), не экзотизирует, а, наоборот, относится к ним с максимальным вниманием и серьезностью. Не говоря уже о том, что персонажи фильма — это просто галерея классических типажей, за которыми бесконечно интересно наблюдать. Особенно приятно посмотреть на чью-то усердную и на первый взгляд бессмысленную работу из-под одеяла во время новогодних каникул.
«Узники страны призраков»
В таком списке просто не может не быть фильма с Николасом Кейджем. Их в этом году, к счастью, было много, поэтому выбрать есть из чего — остановимся на «Узниках страны призраков» японского режиссера Сиона Сото — постапокалиптического психоделического вестерна. Мастер b-movies Сото, который в иной год успевает выпускать пять фильмов, поместил Кейджа, который за последнее время уже окончательно стал самостоятельным явлением в культуре (его актерскую манеру называют «нуво-шаманизмом», а безумные фильмы с его участием — «кейджсплотейшенами»), во вселенную «Безумного Макса».
По сюжету герой Кейджа — безымянный грабитель банков, которого городской злодей по кличке Губернатор нанимает для поисков своей сбежавшей внучки — это пародия и на «Макса», и на Клинта Иствуда, и, в конце концов, и на «Гамлета»: Кейдж в какой-то момент обращается к своему мотоциклетному шлему: «Бедный Йорик!». Не говоря уже о том, что большую часть фильма актер ходит в кожаном костюме с закрепленной между ног бомбой. В общем — must.
«Барб и Звезда едут в Виста дель Мар»
Абсолютно прекрасная, в лучших традициях Saturday Night Live и «Монти Пайтона» комедия, которая из-за пандемии вышла сразу онлайн и не получила должного внимания, хотя была сделана лучшими людьми индустрии. Историю о двух непутевых подружках, которые поехали на отдых во Флориду, а в итоге оказались в центре заговора с целью уничтожения всего побережья, написали Кристен Уиг и Энни Мумоло (они же сыграли главные роли). Предыдущей совместной сценарной работой Уиг и Мумоло, на секундочку, был «Девичник в Вегасе» Пола Фига, с которого в американской комедии началась новая — преимущественно женская — эпоха.
Если в «Девичнике» Уиг и Мумоло сосредоточились на том, чтобы наконец дать женщинам возможность всласть пошутить про пьянки и пердеж (что было вполне себе революционно), то в нынешнем фильме они, наоборот, предаются старомодным развлечениям: ряженые злодеи, как из «Бондов» времен холодной войны (в «Барбе и Звезде» — это женщина, которой нельзя загорать), неполиткорректные шутки в стиле «Бората» и несчастная звезда «50 оттенков серого» Джейми Дорнан в роли ходячей мечты женщины, как говорится в фильме, «определенного возраста».
«Продажи с видом на закат»
Вполне себе триумфальный (шоу уже продлено на пятый сезон) заход Netflix на территорию реалити-телевидения. «Продажи с видом на закат» — это история нескольких риелторов, которые ведут очень дорогую недвижимость в Лос-Анджелесе, а заодно бесконечно выясняют отношения. Выглядят эти женщины, конечно, как ожившие куклы Барби, и их последовательность в работе над этим образом не может не впечатлять.
Среди гордых и преданных поклонников «Продаж с видом на закат» — редактор отдела моды The Blueprint Настя Сотник, которая подсела на шоу с подачи редакционного директора Александра Перепелкина. Настя просила передать, что стиль ее любимой героини «Продаж» Кристин («лубутены» на 20-сантиметровом каблуке и новорожденный младенец на руках) — это по-настоящему bold, а так сейчас мало кто умеет. То же можно сказать и про все шоу.
«Welcome to Your Fantasy»
Безусловно, один из самых увлекательных подкастов года. Посвящен, конечно же, мужскому стриптизу, а конкретно — знаменитой труппе Chippendales, которая в Америке уже давно стала отдельным феноменом поп-культуры (в скетче Saturday Night Live, посвященном Chippendales, на место в группе стриптизеров претендовал Патрик Суэйзи). В Welcome to Your Fantasy, подкасте Spotify, историк Наталья Петрзела рассказывает историю становления стриптизерской империи индийского эмигранта и бывшего уборщика Стива Банерджи.
История эта, нет никаких сомнений, будет рано или поздно экранизирована, но пока этот настоящий неонуар можно послушать. Многомиллионная прибыль, криминальный Лос-Анджелес, грязные на руку партнеры, горы кокаина, запои, наемные убийцы, и в центре всего это буйства — мужчины в трусах и бабочках. Наталья Петрзела, впрочем, уделяет внимание не только криминальной составляющей всего дела, но и социокультурной — как и почему в Америке 1990-х случился бум интереса к мужскому стриптизу и что это говорит нам о гендерной политике и экономике.
«Великая»
На Hulu в этом году вышел второй сезон «Великой» с Эль Фаннинг в роли Екатерины II и Николасом Холтом в роли ее придурочного мужа Петра III. Сериал продолжает быть образцом colour blind кастинга (пуристам лучше держаться от него подальше: Григория Орлова, например, играет английский актер индийского происхождения Саша Дхаван) и абсолютно неполиткорректного юмора, благодаря точности которого, впрочем, «Великая» становится чуть ли не лучшим шоу про эпоху.
Петр насилует трупы и сжигает крестьян, придворные учатся читать, архиепископ Арчи (Адам Годли играет что-то среднее между Григорием Распутиным и работником современных спецслужб) поощряет веру в драконов, а двадцатилетняя Екатерина плетет интриги, ведет переговоры, беседует с Вольтером, узнает, что такое куннилингус, и бесконечно пытается помочь многострадальной России, которая не хочет становиться ни милосерднее, ни культурнее. В принципе, в какой-нибудь школе будущего «Великую» бы показывали на уроках истории.
«Чаки»
Сериал по мотивам великой хоррор-франшизы про мерзкую говорящую куклу, в которой живет дух серийного убийцы. Оригинальные фильмы в свое время не только сделали звезду из Дженнифер Тилли, но и были, как это часто бывает с малобюджетными хоррорами, над которыми не висит продюсерский меч, абсолютно революционными по духу: чего стоит тот факт, что у Чаки и его невесты в какой-то момент появился гендерно-флюидный ребенок.
Сериал Дона Манчини, который в 2000-х снимал про Чаки полнометражные фильмы, а параллельно продюсировал «Ганнибала» с Мадсом Миккельсеном, безумному духу оригинального Чаки верен. Главный герой — замкнутый подросток, которого в школе буллят за все, начиная с ориентации (он гей) и заканчивая странными увлечениями (в свободное время он в лучших традициях Дэвида Линча или хирурга-маньяка из фильма «Человеческая многоножка» клеит скульптуры из расчлененных пупсов). Собственно, Чаки, которого он покупает на барахолке, должна была ждать такая же участь, но не тут-то было. Дальше благодарного зрителя подросткового эксплуатейшена ждет все: армии кукол-маньяков, изощренные убийства родителей, true crime подкасты и, разумеется, первая любовь.
«Смертельные иллюзии»
Эротический триллер Анны Элизабет Джеймс, снятый для Netflix, с Кристин Дэвис (Шарлотта из «Секса в большом городе») в главной роли — история о том, как писательница детективов влюбляется в няню собственных детей. Няня, разумеется, оказывается не совсем проста, как, впрочем, и главная героиня. Джеймс до «Иллюзий» ставила в основном b-movies (отдельного упоминания заслуживает тот факт, что в ее фильмографии есть два фильма про нежную дружбу женщин и лошадей) и получив нетфликовский бюджет школе осталась верна.
«Смертельные иллюзии» хотят встроиться в ряд классических сексплуатейшенов 1970-х и их наследников — «Основного инстинкта» Пола Верхувена и «Рокового влечения» Эдриана Лейна. Но для этого фильму, конечно, не хватает художественных мощностей. Однако лесбийская драма с самой благонадежной героиней «Секса в большом городе» не может не радовать по определению. Тем более что именно благодаря таким фильмам есть надежда, что Netflix вдохнет жизнь в великую американскую индустрию b-movies (на студии трэш-фильмов Роджера Кормана в свое время начинал Мартин Скорсезе, Брайан Де Пальма, Джеймс Кэмерон и еще десяток классиков современного кино).
«Шалом, папик!»
Единственный конвенционально «серьезный» фильм в нашей подборке, но выполненный в такой ядреной интонации, что пройти мимо него нельзя. «Шалом, папик!» — это один не очень удачный день из жизни молодой жительницы Нью-Йорка, которая на традиционных семидневных еврейских поминках помимо всех ненавистных родственников встречает бывшую любовницу и своего нынешнего женатого любовника, с которым она спала еще утром и который ее содержит.
«Шалом», который из максимально современной злой комедии положений то и дело переходит в триллер и наоборот — это дебютный фильм 26-летней Эммы Селигман, которая с его короткометражной версией выпускалась из Нью-Йоркского университета. Еще «Шалом» можно использовать в качестве демонстрационного материала при объяснении термина «нарушение личных границ». У каждого поколения есть по такому фильму (он, разумеется, всегда про семью), у 20-летних вот теперь — «Шалом, папик!».
«Настоящие домохозяйки Солт-Лейк-Сити»
Медиафраншиза американского телеканала Bravo о буднях богатых женщин, сделанная по всем самым желтым заветам реалити-телевидения, в этом году триумфально добралась до столицы мормонизма — Солт-Лейк-Сити (к сожалению, линия с возможным многоженством отыгрывается по минимуму). Первая часть «Домохозяек» вышла в далеком 2006 году, и ее создатели тогда огребли по полной: выступала даже легенда феминистского движения Глория Стейнем, которая заявила, что передача абсолютно вредительская и «представляет женщин как изнеженных, зависимых и ненавидящих друг друга».
Отчасти это было правдой, но только отчасти. Потребовалось еще несколько сезонов «Домохозяек», в которых взрослые женщины регулярно — постановочно и нет — выдирали друг другу волосы, ругались из-за мужчин и детей, бесконечно плели интриги и не вылезали из операционных пластических хирургов, чтобы понять, что если женщина хочет проводить свободное время таким образом, то кто мы такие, чтобы это обсуждать и осуждать. «Домохозяйки» — это идеал развлекательного телевидения, сделанный без грамма так называемого хорошего вкуса, но с максимальной самоиронией. Благодарные зрители (среди которых и автор этой статьи) уже мечтают о новом сезоне.