«Матрица»
от А до Я
Фото:
Getty Images, Rex Features, архивы пресс-служб
В прокат вышла новая «Матрица» — кажется, действительно финал саги, которая в 1999 году совершила революцию в кино. The Blueprint рассказывает, как создавался фильм и почему его новаторский дух — это результат большой работы с историей культуры.
Аа
Бб
Вв
Гг
Дд
Жж
Зз
Кк
Мм
Пп
Рр
Тт
Уу
Хх
Цц
Шш
Яя
![](/upload/23807/vms/53695fa69d34cb4b1f15df69cbe20ce1_small.jpg)
![](/upload/23807/vms/794bbe27c8f1139e411500187cecc314_small.png)
![](/upload/23807/vms/794bbe27c8f1139e411500187cecc314_small.png)
![](/upload/23807/vms/794bbe27c8f1139e411500187cecc314_small.png)
![](/upload/23807/vms/794bbe27c8f1139e411500187cecc314_small.png)
![](/upload/23807/vms/587908f3a3116c6dd842fa17413aa4e0_small.jpg)
Аа
Алиса в стране чудес
![](/upload/23807/vms/31f5f0b9ec925a40c88339bb2014d3dc_small.jpg)
«Следуй за белым кроликом» — такое сообщение получает в начале «Матрицы» ничего не подозревающий герой Киану Ривза, а в следующую минуту уже видит красивую женщину с такой татуировкой. Путь за кроликом оказывается историей прозрения, а сама «Матрица» — если угодно, ремейком «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, где белый зверек тоже был проводником в мир чудес. Классику абсурдистской литературы Вачовски немного обезжирили объяснениями, но дух оригинала сохранили. «Матрица», в которой активно использовались более прямолинейные христианские (читай — супергеройские) тропы, все равно оказалась путешествием в неизвестное: кино тогда изменилось навсегда.
Армагеддон
Одна из причин успеха «Матрицы» — это идеальное попадание в настроения времени. Фильм выходил в 1999 году, когда весь мир ждал компьютерного апокалипсиса, краха банковской системы и, как следствие, полной анархии на улицах. Считалось, что программное обеспечение не сможет обновиться и поменять дату и ляжет прямо в Новый год. Таким образом история о хакере, который узнал, что миром правят бездушные компьютеры, а все вокруг — цифровая галлюцинация, становилась прямо-таки злободневным высказыванием.
![](/upload/23807/vms/f38f93f6bf97f638873adada1115341e_small.gif)
Бб
Брюс ли
Великий мастер кунг-фу, звезда «Пути дракона» и «Игры смерти», человек, во многом благодаря которому фильмы про боевые искусства вошли в голливудский канон, и актер, которого боготворили Вачовски, будь он жив в 1998 году, вполне мог бы оказаться в касте «Матрицы». Без привета ему, впрочем, обойтись было нельзя. Нео, потирающий нос в начале тренировочного боя с Морфеусом (жест с тех пор разошелся на мемы), — это цитата из вселенной Брюса Ли.
![](/upload/23807/vms/d7887205db21f3a29f83248d87832d63_small.jpg)
![](/upload/23807/vms/a87d2749573f4abbe9b50ae2439ea95c_small.jpg)
Вв
Время пули
Техника комбинированной съемки, которая используется для создания на экране иллюзии «заморозки» времени, когда камера движется вокруг застывшего объекта (в реальности быстро движущегося), использовалась и до «Матрицы». Впервые — на заре изобретения кинематографа. В 1878 году фотограф Эдвард Майбридж по просьбе основателя Стэнфордского университета Лиланда Стэнфорда фотографировал лошадь в движении. Майбридж должен был разрешить спор Стэнфорда с друзьями и выяснить — конь, бегущий галопом, во время бега отрывает все ноги от земли или нет (ответ: отрывает). После выхода «Матрицы» это, впрочем, мало кого интересовало, и техника быстро стала называться «эффектом матрицы» или «временем пули».
Гг
Гонконгский кинематограф
Будучи абсолютными фанатами китайского кино, в частности гонконгских боевиков, Вачовски в «Матрице» сорвали джек-пот. Благодаря великому продюсеру боевиков Джоэлу Сильверу («Коммандо», «Смертельное оружие», «Крепкий орешек», «Хищник»), который поверил в их проект, они не только добились от Warner Bros. разрешения на полгода подготовок к боевым сценам, но и выписали в качестве постановщика не менее великого Юэнь Ву-Пина, режиссера «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» и постановщика высокохудожественного мордобоя в «Пьяном мастере» с Джеки Чаном и «Кулаке легенды» с Джетом Ли.
Дд
«Джонни Мнемоник»
![](/upload/23807/vms/532baa3d3fd7c3573d8352021e50c33e_small.jpg)
![](/upload/23807/vms/dc5da3cb91797a0a39c7914c275e1eb4_small.gif)
Экранизация одноименного рассказа Уильяма Гибсона о курьере, чей мозг используется как контейнер для транспортировки ценной информации, с Киану Ривзом в главной роли вышла в 1995 году и сейчас считается репетицией «Матрицы». Несмотря на то что фильм делали лучшие люди индустрии — сценарий писал сам Гибсон, в кресле режиссера был художник Роберт Лонго, в эпизодах играл Такеси Китано, а художник-постановщик Нило Родис-Джамеро до этого работал на «Звездных войнах», — фильм не удался. Из-за разногласий на стадии постпродакшена картину монтировали продюсеры, и в прокате она провалилась. В «Матрице» тем не менее много цитат оттуда, не говоря уже об исполнителе главной роли.
Жж
Жан Бодрийяр
Французский социолог и философ, в чьей книге «Симулякры и симуляция» Нео прячет диски с ворованными данными (на главе «Нигилизм», что характерно). В «Симулякрах и симуляции» Бодрийяр рассуждал о том, как современный поток информации, который создает огромное количество копий (симулякров) уничтожает человеческое понимание «реального» (что, в общем-то, похоже на сюжет первой «Матрицы»). Сам Бодрийяр, с которым Вачовски говорили до начала съемок, кстати, был недоволен появлением своей книги в фильме и говорил, что его идеи получили неправильную трактовку: «Постановщики принимают гипотетическую виртуальность за данность и превращают ее в зримый фантазм. Однако главная отличительная черта виртуального мира заключается именно в том, что о нем нельзя вести речь в категориях реальности».
![](/upload/23807/vms/f390d36a80dbfd8ef9a2ac543fcc07d8_small.jpg)
Захват самолетов 11 сентября
Зз
Неотъемлемое свойство любого культового произведения, а «Матрица», разумеется, одно из них, — бесконечные теории заговора и дополнительные трактовки. Самая дикая, связанная с «Матрицей», касается паспорта Нео, срок которого истекает 11 сентября 2001 года. После теракта в Нью-Йорке 11 сентября фанаты решили, что Вачовски — это инопланетяне, которые таким образом предупреждали человечество о грядущей катастрофе. В других теориях фигурируют, разумеется, масонский и просто мировой заговоры.
Кк
Ким Баретт
![](/upload/23807/vms/0a2064799a60fca29cc83c00dd879a8e_small.jpg)
«Матрица» для австралийской художницы по костюмам стала всего лишь второй большой работой — до этого она, впрочем, вполне триумфально осовременила Ромео и Джульетту для фильма База Лурмана с Леонардо ДиКаприо и Клэр Дейнс. Для «Матрицы» Баретт лично выкрашивала и старила всю одежду. А еще она придумала одеть всех в знаменитые кожаные плащи. Поскольку главные герои фильма были современным воплощением библейских персонажей, ходивших в накидках, надо было найти им достойный аналог.
Мм
Музыка
Саундтрек «Матрицы», в который вошли Rammstein, Rob Dougan, Rage Against the Machine, Propellerheads, Ministry, Deftones, The Prodigy, Rob Zombie и еще десяток групп, с момента премьеры фильма сам стал отдельным произведением искусства — то же самое происходит с саундтреками любого фильма Тарантино или, например, музыкой в «На игле» Дэнни Бойла. Но если Бойл, например, умудрился всеми правдами и неправдами достать для своего фильма абсолютную классику, то у Вачовски денег на нее не было, тем более что большая часть бюджета на музыку ушла на великий трек Wake Up группы Rage Against the Machine для титров. К четвертому фильму, впрочем, деньги появились — в фильме звучит White Rabbit легендарных Jefferson Airplane, который связывает новую часть с первым фильмом.
Пп
«Призрак в доспехах»
Великая киберпанк-манга, которую Мамору Осии экранизировал в 1995 году, за четыре года до выхода «Матрицы». Оттуда, в частности, Вачовски позаимствовали знаменитый прием — черный экран со стекающими зелеными символами, получивший название «цифровой дождь». В случае с «Матрицей», впрочем, говорить о намеренном плагиате не приходится. О своих заимствованиях режиссеры, во-первых, сами прямо говорят, а во-вторых, референсы и составляют основу их стиля — как у их товарища Тарантино.
Рр
Расширенные вселенные
Сейчас кажется, что бесконечные продолжения, спин-оффы и героев, которые связывают сразу несколько фильмов, придумали в Marvel, но это не так. «Аниматрица» — аниме по мотивам вселенной «Матрицы», вышедшая под руководством Вачовски (они писали сценарий для первой серии и утверждали режиссеров и художников) спустя четыре года после премьеры фильма, — впервые продемонстрировала продюсерам коммерческий потенциал киношных мультивселенных. Разумеется, масштаб сравнить нельзя, но прецедент был создан.
Тт
![](/upload/23807/vms/46e1d61a64ec2559fe2f754286c03b6e_small.jpg)
Трансгендерный переход
С того момента, как Вачовски объявили о своем переходе, фанаты стали трактовать «Матрицу» как аллегорию трансперехода и проблем, с которыми сталкиваются люди в процессе. Битва между «реальным» и «фальшивым» миром, таблетки «правды», которые могут напоминать о гормональной терапии, заявление агента Смита «Похоже, вы живете двойной жизнью, мистер Андерсон» и так далее. Сами Вачовски не отрицают и не подтверждают эти теории, а только говорят, что очень рады, что интерпретации «Матрицы» эволюционируют со временем. Это, как известно, показатель качества.
Уу
![](/upload/23807/vms/ba4b1c831f96d857b7f499ec3cb4b952_small.jpg)
Уильям Гибсон
В 1999 году «Матрица» сделала киберпанк одним из самых модных жанров на планете (до нее такое проделал Ридли Скотт с «Бегущим по лезвию»). Техногенные катастрофы, война искусственного интеллекта и человеческого духа, социальное неравенство, коррупция, крах государственных институтов — в общем, все то, что составляет предмет интереса мрачных антиутопий, снова стало частью поп-культуры. А один из отцов-основателей киберпанка, автор «Нейроманта» и «Машины различий» Уильям Гибсон и вовсе сказал, что Нео — один из его любимых героев в принципе.
![](/upload/23807/vms/97cf78a932e8b11a97da6836380f4686_small.jpg)
Хх
Хакеры
Как говорится, переоценить значение «Матрицы» для хакеров, программистов и других продвинутых пользователей компьютеров невозможно. До 1999 года они в популярной культуре изображались исключительно как тщедушные ботаники — эта линия, конечно, жива до сих пор (возьмите хоть ту же «Теорию большого взрыва»), но благодаря Нео, который был чем-то средним между Байроном и Терминатором, гики получили свой классический романтический и героический образ. Поначалу с Нео сравнивали, например, создателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа.
Христианство
Помимо библейских отсылок в именах (Тринити) и сюжете (воскрешение главных героев) для самых непонятливых Вачовски буквально воспроизвели «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. Не будучи религиозными авторами (в «Матрице» Вачовски как последовательные постмодернисты тасуют и христианство, и буддизм, и современную философию) они тем не менее за эти цитаты заслужили безусловное уважение представителей всех церквей. В России философ и богослов Андрей Кураев даже читал по «Матрице» лекции.
![](/upload/23807/vms/4ba353da75c323253a96870fbf38cdb8_small.jpg)
![](/upload/23807/vms/bdf718a85fb1a3c47711741f607ca34b_small.jpg)
Цц
Цветовая схема
Главной целью художников-постановщиков «Матрицы» было найти визуальное решение для демонстрации различий между «реальным» миром и миром «Матрицы». В обоих случаях было решено использовать темные цвета, в первом случае — синий, во втором — зеленый. Это решение по тем временам было рискованное: боевики не было принято снимать в темной цветовой гамме. «Матрица» доказала обратное, и с тех пор в любой уважающей себя киновселенной, начиная с «Людей Х» и заканчивая фильмами Marvel, появилось по своему антиблокбастеру.
![](/upload/23807/vms/970d39a24dcd420e95fbb5a1b2d6cc16_small.jpg)
Цифровой дождь
Один из самых знаменитых визуальных образов «Матрицы» — ее зеленый код, падающие по компьютерному экрану цифры, отзеркаленные буквы латинского алфавита и слоги японского — в 2017 году ненадолго опять стал главной темой для обсуждения. Это случилось после того, как художник-постановщик трилогии Саймон Уайтли рассказал, что в зеленом коде из японских иероглифов и цифр был зашифрован рецепт суши, который он позаимствовал из поваренной книги своей жены-японки.
Шш
![](/upload/23807/vms/65abdfbdcea2cb0c1bdbba56ccb5bd7e_small.png)
Шон Коннери
Самого знаменитого Джеймса Бонда в истории братья Вачовски мечтали заполучить на роль наставника Нео Морфеуса. Несмотря на то что продюсеры Warner Bros. Вачовски отговаривали (68-летний Коннери к этому моменту уже практически не снимался и регулярно посылал куда подальше режиссеров и продюсеров), они все равно рискнули и, разумеется, получили великолепный в своей прямоте отказ. Коннери вернул им сценарий со словами, что «ни хера там не понял», и велел больше никогда ему не писать.
![](/upload/23807/vms/3f3c3df065e5a833d834c4384bdd6ee8_small.jpg)
Яя
Японские самураи
Книги по традиционному костюму японских воинов-рыцарей и их кодекс чести «Бусидо» были настольными книгами для съемочной группы и особенно для исполнителя главной роли Киану Ривза. Нео, спасающий человечество от компьютерного интеллекта, должен был идти к возможной смерти с ясным сознанием.