Blueprint
T

«Три тайных ключа от любовной тоски»

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Новая премьера на BlueScreen — пятиминутный фильм Жени Казанкиной, выпускницы ВГИКа и лауреатки российских и международных фестивалей (в ноябре 2024-го ее видео для бренда Razumno победило на Berlin Fashion Film Festival), которая среди прочего снимала совместные проекты The Blueprint с Gucci и Tiffany & Co. «Три тайных ключа от любовной тоски» собраны из архивов швейцарского телевидения 1980-х во время кинолаборатории в Локарно. Вот как он создавался.

Женя Казанкина

28

Москва

Мария Савельева

возраст

родной город

ВГИК ’19, режиссерский факультет (мастерская В.И. Хотиненко)

образование

New (2024): Voices («Лучший короткометражный фильм»), ММКФ, GoShort Nijmegen Film Festival; International Short Film Festival of Cyprus; Mammoth Lakes Film Festival; TiSFF Thessaloniki International Short Film Festival


«Три тайных ключа от любовной тоски» (2023): «Послание к человеку», Locarno Film Festival, Beijing International Short Film Festival, Un Festival C’est Trop Court!, Kassel Documentary Film and Video Festival, PORTO FEMME International Film Festival («Лучший студенческий экспериментальный фильм»)


«Пустые комнаты» (2023): «Послание к человеку», GoShort Nijmegen Film Festival, True/False Film Festival, Mammoth Lakes Film Festival, ShorTS Film Festival, London Short Film Festival; IDFF Artdocfest/Riga; Films de Femmes de Créteil Film Festival; Beldocs Doc Film Festival; Lille International Short Film Festival; Fine Line Film Festival.


и др.


участие в фестивалях

Список трансформируется каждый день, сейчас меня больше привлекают масштабные, коллективные истории о мире, нежели автофикшн, поэтому в последнее время смотрю Пазолини, Куросаву, Тати, Росселлини. Я большая поклонница фильмов Аличе Рорвахер — восхищаюсь ее способностью находить поэзию и сказку в самых простых и порой грубых деталях жизни. Люблю Карлоса Рейгадаса, а еще Эмира Кустурицу, на фильмах которого выросла: мне нравится его бесстрашие, умение рассказывать эпичную историю целого поколения в теплом дружеском тоне. С детства меня глубоко трогают мультфильмы Юрия Норштейна, особенно «Сказка сказок». Также обожаю кино Аббаса Киаростами, особенно «Где дом друга», Брессона, Феллини, Варду, Де Сику, Бунюэля... Кажется, в этом списке явно ощущается влияние моего академического кинообразования.

кино, которое вдохновляет

Про профессиональный спорт, творчество и коммерцию

Думаю, мой выбор профессии отчасти связан с синхронным плаванием, которым я занималась больше десяти лет. Мы когда ставили программу, плотно работали с хореографами и балеринами, слушали много музыки — в основном классической. Лет до 14 я проводила в бассейне все свободное время, а потом у меня начались серьезные проблемы с позвоночником. Мне пришлось бросить синхронное плавание, стала думать, чем бы себя занять и начала активно смотреть фильмы, очень много читать. Ну и решила поступать во ВГИК на режиссерский.




Мария Антонова, «Банный день»

Я окончила факультет в 2019-м. В том же году [арт-директор и режиссер] Женя Онегина позвала меня попробовать снять спецпроект с Gucci (до этого я уже работала с ней, но как монтажер). Хотя это был коммерческий ролик, бренд дал нам большую творческую свободу — по сути, мы делали все, что хотели. После этого я работала режиссером рекламы, параллельно делала творческие проекты — и в какой-то момент осознала, что уже не получаю удовольствия от съемки коммерческих видео. В то же время мне нравилось играть с изображениями, не обремененными четким нарративом. В кино он должен хотя бы прослеживаться, а в коротких видео необходимости в этом нет: образности и ритмичности достаточно. Я хотела держать эту мышцу в тонусе и при этом снимать смелые творческие проекты, которые смогу положить в портфолио — поэтому выбрала тактику писать молодым российским брендам напрямую.




мультфильм «Ты не киви»
Мария Антонова, «Банный день»
мультфильм «Ты не киви»
мультфильм «Ты не киви»

Про кинолабораторию в Локарно

мультфильм «Ты не киви»
Мария Антонова, «Банный день»
мультфильм «Ты не киви»
Мария Антонова, «Банный день»

Над «Тремя тайными ключами от любовной тоски» я работала в 2023 году на лаборатории Locarno Spring Academy. Она платная, проходит при фестивале в Локарно и начинается в марте. Туда отбирают где-то шесть-восемь молодых режиссеров со всего мира, каждый из которых через 10-11 дней должен представить свой фильм. Не готовый, разумеется, но хотя бы первый драфт монтажа. С участниками работает тьютор — как правило, именитый режиссер. Вообще я подавалась в лабораторию еще в 2020-м, когда тьютором была Аличе Рорвахер — она, наверное, мой самый любимый современный режиссер. До сих пор не понимаю, почему меня взяли: я тогда только закончила ВГИК, доделала свой дипломный фильм, у которого на тот момент еще даже не было премьеры. К сожалению, Locarno Spring Academy 2020 отменили из-за ковида. Два года лаборатория была на стопе, а в 2023-м тьютором назначили уже [румынского режиссера, трехкратного победителя Берлинского кинофестиваля] Раду Жуде. Он часто снимает остросатирические картины, связанные с политическими или социальными проблемами в Румынии. Но есть и много коротких метров его авторства.

Раду — большой любитель работы с архивом. Он считает, что архив представляет не только синефильский, но и антропологический, исторический интерес, может многое рассказать о жизни и политике той или иной страны. Поэтому когда мы приехали в Локарно, нашим заданием быть не снять фильмы на месте, а собрать их из архивов. Нам дали доступ к архиву швейцарского телевидения с 1950-х годов по 2000-е с информационными передачами, сериалами, рекламой, ток-шоу.




мультфильм «Ты не киви»
мультфильм «Ты не киви»
Мария Антонова, «Банный день»
Мария Антонова, «Банный день»

Надо признать, что первые дни лаборатории меня фрустрировали. Во-первых, сам город выглядел тоскливо и пусто (Локарно в марте и тот же Локарно в августе, когда проходит фестиваль, это два совершенно разных места). Во-вторых, между участниками ощущалась конкуренция — я не знала, что буду снимать, а многие приехали уже с готовыми идеями. Впрочем, потом им пришлось от них отказаться. С архивом оказалось очень непросто работать: он огромный, и первые несколько дней мы просто пытались научиться в нем ориентироваться, задавать правильные поисковые запросы. Плюс ко всему, компьютеров было меньше, чем участников. Короче, я находилась с состоянии растерянности и жесткого стресса, но в том числе ради этого я и подавала заявку — по жизни я человек крайне медлительный. Так что я прикинула, в чем мои сильные стороны, и сделала ставку на монтажный ритм и визуальные образы.

мультфильм «Ты не киви»
мультфильм «Ты не киви»

Про архивы швейцарского тв и фильм-коллаж, страхи и уязвимости

У меня получился фильм-коллаж: картинка держится на рифмах, ассоциациях, неожиданных переходах. В период лаборатории я размышляла о том, как раскрываются наши темные стороны, когда мы пытаемся строить отношения. Как поначалу скрываем страхи и слабости, боимся довериться другому. В архиве я откопала три 40-минутные серии одной документальной передачи из 1980-х про игры швейцарских детей. Выцепила из всего этого жесты, хороводы, забавные фразочки. Получилось три главы. Первая строилась вокруг хоровода, вторая — вокруг ударов и щелчков. В третьей герои тянули друг друга в разные стороны, но не отпускали руки, пытались удержаться за другого. Внезапно до меня дошло, что в этих играх, наивных жестах очень здорово отражаются наши страхи, сомнения и уязвимости. У меня вышел фильм про три страха: быть покинутым, быть забытым, быть уязвимым.


Единственный комментарий Раду Жуде — мягко говоря, не очень полезный — звучал примерно так: «Женя, ты снимаешь фильм так, будто пишешь музыку. Я в этом ничего не понимаю — мне интереснее работать с архивом с точки зрения антропологии и истории. Так что делай то, что считаешь нужным». Зато дальше меня никто ни в чем не ограничивал. Я вернулась в Москву и доделала фильм. В частности, придумала идею с ключами от шкатулки, которая помогла связать три главы: ее я подсмотрела в странноватом швейцарском детективном сериале 1980-х.

мультфильм «Ты не киви»
Мария Антонова, «Банный день»
мультфильм «Ты не киви»
Мария Антонова, «Банный день»

Титры тоже перепридумала, чтобы они вписывались в винтажный визуальный стиль. Это важная часть фильма, которая влияет на общее впечатление. Я позвала свою подругу, художника-постановщика Сашу Смирнову, к себе домой: мы распечатывали бумажные полоски, фотографировали их, сканировали, прямо на полу пытались как-то скомпоновать.


Премьера состоялась на фестивале в Локарно, потому что таковы были условия лаборатории: фильм нужно было доделать к июлю. На показе я подумала, что у меня вышло что-то слишком наивное и экспериментальное. Я даже не хотела отправлять его на фестивали, но потом передумала — и в итоге «Три тайных ключа от любовной тоски» победили на нескольких фестивалях.

Про планы на будущее и Аличе Рорвахер 

Сейчас я занимаюсь своим коротким метром — и очень надеюсь снять его этим летом. Параллельно работаю над полнометражным проектом, но пока держу фокус именно на короткометражке. 


Моя глобальная стратегия — придумывать и создавать что-то каждый день, стараться не откладывать идеи и проекты в долгий ящик, потому что время у нас всех на этой земле ограничено.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}