Blueprint
T

До старости щенок

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

В известном мизогинном монологе Михаил Жванецкий делил женщин на два типа: прелесть каких дурочек и ужас каких дур. Приходится признать, что Бриджит Джонс за четверть века прошла инволюцию от первой до второй: четвертая часть франшизы «Без ума от мальчишки» выглядит как утешительная эпитафия 50-летней романтической деве, окончательно оторвавшейся от реальности. «Ужасно жаль, — констатирует кинокритик Ольга Маршева, — ведь когда-то Бриджит была нашей общей подругой, а ее “дорогой дневничок” казался реальным настолько, насколько это вообще возможно».


Мировые кинотеатры (кроме США и России, где фильм сразу вышел на стримингах) накрыла волна четвертой «Бриджит Джонс». Всего за четыре дня фильм заработал в Великобритании 11,7 млн фунтов, побив (пусть и без учета инфляции) рекорд всех предыдущих частей: очевидно, зритель соскучился по хорошим мелодрамам, да еще и с ностальгическим бэкграундом — первые «Дневники Бриджит Джонс» входят в число лучших романтических комедий полувека. Впрочем, четвертую часть «Дневника...» вряд ли кому-то придет в голову пересматривать — это, скорее, эпитафия франшизе. Недаром на финальных титрах идет нарезка кадров из предыдущих серий — так обычно провожают покойника в последний путь.

А ведь как все здорово начиналось. В середине 90-х будущая романистка Хелен Филдинг вела женскую колонку в газете The Independent: ее героиня, Бриджит Джонс, была во многом списана с автора, но в целом являлась собирательным образом современной тридцатилетней женщины. Лишний вес, алкогольная зависимость (впрочем, преодолимая), финансовые проблемы и отсутствие постоянных отношений — последний момент особенно тревожил Бриджит.


Журнальная колонка в The Independent переросла в роман, роман — в фильм. В 2001 году режиссер Шэрон Магуайер экранизировала историю Бриджит Джонс — те, кому тогда было около тридцати или чуть меньше, нашли в Бриджит свое отражение. Ее не хотелось копировать, в отличие, например, от Кэрри, Миранды, Саманты и Шарлотты из «Секса в большом городе», примерно в то же время создавших за океаном образы безупречных тридцатилетних женщин. Подражать Бриджит Джонс никому не приходило в голову: мы и так были немного она с ее чудовищным набором трусов, неумением сварить простейший суп и постоянными ошибками в поисках сексуального партнера.



Огромной удачей «Дневника Бриджит Джонс» оказалась исполнительница главной роли, пусть она была и не англичанкой, а американкой: Рене Зеллвегер в то время не боялась выглядеть по-идиотски, храбро демонстрировала целлюлит и плохо прокрашенные волосы, натягивала на себя семейные трусы и капроновые колготки; в общем, делала все то, что ее гламурные голливудские коллеги явно бы не одобрили (отдельным подвигом для актрисы было поправиться на 13 кг специально для роли). После «Дневника...» наши личные провалы и неудачи воспринимались куда менее болезненно, похмелье после буйной вечеринки и роман с боссом казались вполне поправимыми ошибками. «Если получилось у Бриджит, получится и у меня», — думали уже не тысячи, а миллионы девушек, глядя, как красавец Колин Ферт согревает своим дорогим кашемировым пальто выбежавшую за ним в одних трусах обаятельную дурочку Джонс.



Прошло 25 лет, вышло два продолжения. Лучше бы их, конечно, не было — на кашемировом пальто все и должно было закончиться, дальше мы бы справились как-нибудь сами. Но Бриджит не желала взрослеть и повторяла собственные ошибки, с каждым разом вызывая все более смешанные чувства — но ведь и то сказать: она была как старая подруга, которой за одно только общее прошлое можно простить все что угодно. Вот Бриджит стукнул полтинник — как и плюс-минус всем ее фанаткам. И оказалось, что отражение в старом зеркале показывает что-то не то. Старая подруга всерьез застряла в прошлом и отказывается оттуда вылезать.



Бриджит Джонс образца 2025 года — это 52-летняя тетечка, которая по-прежнему считает себя девочкой. У нее двое маленьких детей (Бриджит начала рожать позднее прочих), она — домохозяйка, которая все так же не умеет сварить себе даже макароны и вляпывается в детские слаймы. Она по-прежнему носит юбки как у учениц колледжа, а любой другой прическе предпочитает «хвостик». И да, она снова в свободном поиске, потому что ее прекрасного мужа, Колина Ферта, сценаристы хладнокровно убили.



Вместо того чтобы разруливать реальные проблемы пятидесятилетних, проходить через семейные кризисы, выслушивать отказы на очередном собеседовании, страдать от приближающегося климакса или думать о том, как выплачивать кредиты (тем более что мужа теперь нет, а сама она безработная), новая Бриджит выбирает между двумя прекрасными мужскими торсами — 28-летнего Лео Вудалла и 47-летнего Чиветела Эджиофора. У пивного животика ее ровесника, который подваливает к Бриджит на вечеринке, просто нет шансов. То, с какой готовностью на Бриджит Джонс запрыгивают мужчины — в диапазоне от 28 до 60 лет (да, Дэниел Кливер/Хью Грант тоже по-прежнему не прочь), — демонстрирует очень комплиментарную, но совершенно не реалистичную картину мира. «У тебя четыре года не было секса!» — в ужасе ахают подруги Бриджит. Спорим, вы найдете в своем окружении тех пятидесятилетних, у кого секса не было гораздо дольше?



Других проблем у 52-летней Бриджит просто нет — у нее достаточно денег, чтобы заплатить за частную школу и скупить все презервативы в аптеке, ее возвращают на старую работу по одному щелчку, у нее идеальные дети (ну да, шумят немного, но это мелочи). Да и выглядит новая Бриджит Джонс так, что старая бы только позавидовала, — у нее гладкое лицо и совсем нет лишнего веса. Рене Зеллвегер за последние двадцать лет хорошо поработала над собой и повторять подвиг с набранными килограммами явно не собирается. Зеленый салат, хумус и рисовые хлебцы — новая Бриджит Джонс, очевидно, сидит на ЗОЖ, ей не знакомы ни ночные походы к холодильнику, ни отчаянные попытки влезть в свой размер десятилетней давности. «Шары для боулинга вместо задницы» остались в далеком прошлом. Как раз в 50+ они, как правило, и возвращаются, но кого в реальности «Бриджит 4» это волнует?

Жизнерадостной атмосферой и неуклонным движением к хеппи-энду новый «Дневник Бриджит Джонс» стремится быть похожим на «главный британский ромком всех времен» — «Реальную любовь» (присутствие Эммы Томпсон и эпизод с новогодним концертом в школе это сходство еще усиливает). Но в «Реальной любви» далеко не все истории заканчивались хорошо. Самые прекрасные были как раз те, что оставляли в конце многоточие. А новый «Дневник...» стремится во что бы то ни стало поставить в финале жирный восклицательный знак с десятком сердечек. Кажется, мы уже немного выросли из всего этого, как и из розового пальто и прически «хвостик».

Но есть и хорошая новость: благодаря «Бриджит Джонс. Без ума от мальчишки», мы узнали дивный рецепт коктейля «Грязная шлюшка» от Дэниела Кливера: бурбон, егермейстер, апельсиновый сок и кола. Enjoy!

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}