Blueprint
Аня Чиповская
T

«Меня спасет только старость»

текст:
Полина Прибыткова

Креативный директор и СТИЛИСТ:
Игорь Андреев



фото:
Максим Тараканов

В первых числах мая на экраны страны вышла романтическая комедия «Любви не бывает?», а Полина Прибыткова обсудила с Аней Чиповской женскую природу, изнанку красоты и гендерные стереотипы.

Аня Чиповская

Платье Robert Wun;

Тиара, белое золото, бриллианты, Giardini Segreti, Pasquale Bruni;

Кольцо, белое золото, бриллианты, топаз, Color, Mercury


Главная героиня фильма — трогательная и ранимая девушка, разочаровавшись в отношениях с мужчинами, начинает действовать напористо, маскулинно, в общем, возвращает себе субъектность, притом что камера и нарратив продолжают ее объективировать. Возникает интересный разрыв, который, как мне кажется, здорово характеризует нынешнее восприятие фемповестки в России.

Сейчас, мне кажется, довольно странно снимать фильмы про абсолютных принцесс или лирическо-карамельных девушек. Мы возвращаемся к истории про коня на скаку, с одной стороны, с другой — женщина как будто все еще должна быть и мамой, и дочкой, и женой, и шлюхой, и как бы вот она — субъективация и объективация. Сначала нам очень долго внушали, что 90/60/90 — это стандарт, потом нам очень долго говорили, что на самом деле никаких стандартов не существует и можно не брить подмышки. Но ни то ни другое не лишило женщину ощущения недовольства от собственного отражения в зеркале. Кому-то здорово повезло, и он умеет принимать себя, ну или по крайней мере оставляет о себе такое впечатление, при этом все равно каждый плачет в подушку о чем-то своем. Но по большому счету, если женщине в себе что-то не нравится, никакое общественное мнение относительно, к примеру, губ ее не переубедит. Ну и, в конце концов, главное же, чтобы женщина сама себе нравилась.


А как вы принимаете себя? 

Сложно. Крайне сложно.

Аня Чиповская

Порой случалось так, что мне говорили: «Ань, очень хорошие пробы, все прекрасно, но мы не можем тебя утвердить, от таких мужья не уходят».
Ну, чушь собачья, конечно

Аня Чиповская

Платье Viktor & Rolf;

Перчатки Dzhav;

Обувь 3 Juin, No One;

Колье, белое золото, бриллианты, Flower, Mercury


Вам наверняка все время говорят, что вы красивая. При этом «красивая» зачастую тянет за собой прицеп стереотипов. Часто вы с ними сталкиваетесь?

«Красивая» тянет наибольшее количество проблем в актерской профессии. Истории про красивых девушек редко бывают интересны в творческом плане. Что такое «красивая» по мнению авторов? Какие могут быть проблемы у красивой женщины? Порой случалось так, что мне говорили: «Ань, очень хорошие пробы, все прекрасно, но мы не можем тебя утвердить, от таких мужья не уходят». Ну, чушь собачья, конечно. Слава богу, это было раньше, я всегда знала, что меня спасет только старость.

То есть можно сказать, что в какой-то момент вы стали заложницей своей красоты?

Да, это бывает частенько препятствием в плане типажности. Но другая сторона медали существует, и порой быть красивой, конечно, еще и очень удобно. Другое дело, что до тридцати лет с этим примерно ничего не надо делать, после тридцати уже приходится прикладывать какие-то усилия, а после тридцати пяти вообще можете забыть о всех своих любимых вещах. Я, например, большая поклонница вкусной еды и хорошего алкоголя, но вот в июне мне исполнится тридцать семь лет, а я все никак не могу заставить себя поверить в то, что мой метаболизм уже не тот, что раньше. Если раньше можно было с удовольствием съесть на ночь пиццу, запить ее хорошим вином или пивом, и все это осталось бы безнаказанным, то сейчас о таком можно забыть. Приходится себя самоограничивать.

Бюстгальтер и шортики:

все Intimissimi - здесь и далее

Ромком, по закону жанра, ведет нас к тому,
что должен произойти некий хэппи-энд,
должно удивительным образом случиться счастье. В ромкоме все должны выиграть, но в жизни так не бывает

Аня Чиповская
Аня Чиповская
Аня Чиповская

Платье Giambattista Valli;

Перчатки Dzhav;

Обувь 3 Juin, No One;

Серьги, белое золото, бриллианты,

рубины, Color, Mercury



Потому что тело актера — это еще и его инструмент и как будто не принадлежит вам полностью?

Безусловно. Конечно, хочется себя в кадре ощущать комфортно. Но в жизни, наверное, меня это даже больше беспокоит, чем в профессии. Я не могу себя комфортно ощущать, когда понимаю, что нахожусь не в своей форме. А когда женщине некомфортно, это известно, у нее тухнет глаз, и сразу ничего не хочется, и сразу надо искать, что надеть. Причем все девочки в этом смысле абсолютно одинаковы — кого ни спроси. 

А как, на ваш взгляд, в российском кино дела с честными историями про неоднозначных героинь?

Я думаю, в жанре ромкома мы такого, конечно, не скоро дождемся, да и нужно ли ждать? В случае с «Любви не бывает?» я увидела на уровне сценария множество возможностей для создания смешного и, что важно, небанального кино, поскольку в основе идеи парадокс — в фильме о любви героиня не хочет любви, боится ее. При этом героиня очень самодостаточная. Хотя, например, все мое окружение — это женщины сложные, чего-то добившиеся, с множеством комплексов, ограничений — как побежденных, так и сохранившихся; женщины, вставшие на путь сумасшедшего саморазвития. А ромком по закону жанра ведет нас к тому, что должен произойти некий хеппи-энд, должно удивительным образом случиться счастье. В ромкоме все должны выиграть, но в жизни так не бывает.

А какие у вас любимые ромкомы?

Аня Чиповская

Самые крутые для меня примеры — «Вечное сияние чистого разума» и «Ноттинг-Хилл». 

Фильмы с неоднозначными главными персонажами как раз.

Абсолютно! Еще есть шикарный фильм «Свадьба лучшего друга» с Джулией Робертс, Кэмерон Диас и Рупертом Эвереттом. Это совершенно гениальный ромком. Без победы главной героини и без финала в стиле хеппи-энд, но зато про живых людей, с понятным мне юмором и ценностями, которые мне хотелось бы поддерживать.

Какую неоднозначную героиню хотелось бы сыграть вам? 

Вообще характерность — это то, что долгое время давал мне театр, и то, что всегда меня влекло. Это гораздо более свойственно мне, нежели героическая природа. Если говорить о женских персонажах, я бы назвала «Тар» с Кейт Бланшетт в роли женщины-дирижера Лидии Тар. Вообще женщина, занимающаяся традиционно не женской профессией, — это очень интересная тема. На характер влияет невероятное количество проблем, связанных с самоидентификацией героя. Получается, ты воплощаешь собой все то, что традиционно ждут от мужчины. Естественно, у тебя миллиард проблем. А если ты еще при этом привередлива и абсолютно непреклонна? Как-то же надо выживать такому человеку в ситуации абсолютной ненависти окружающих. Это же известно — если у тебя много женщин, ты молодец, если у тебя много мужчин, ты б*****. Если ты мужчина и кричишь на подчиненных, то ты вожак, у тебя сильная рука. Если ты женщина и кричишь на подчиненных, то ты истеричка с большими проблемами в сексуальном плане.

Комбинезон Schiaparelli; 

Туфли Versace, Rendez-Vous


Аня Чиповская

Когда женщине некомфортно, это известно, у нее тухнет глаз, и сразу ничего не хочется, и сразу надо искать, что надеть. Причем все девочки в этом смысле абсолютно одинаковы — кого ни спроси

Платье Simone Rocha х Jean Paul Gaultier

Кольца, белое золото, бриллианты, Classic, Mercury


Аня Чиповская

Платье Rahul Mishra;

Серьги, белое золото, бриллианты, Classic, Mercury

Аня Чиповская

А вам приходилось сталкиваться с проявлениями неравенства в личной жизни или профессиональной?  

Нет, слава богу. Мне сильно везло. У меня практически всегда, на протяжении двадцати двух лет, что снимаюсь в кино, все строилось на взаимоуважении. Ни один режиссер или продюсер не позволил себе ничего подобного в мою сторону. Мне, повторюсь, повезло, я не встречала хищников, ни с точки зрения сексуального абьюза, ни с точки зрения психологического. Хотя мы прекрасно помним относительно недавнюю волну Me Too и скандал с Вайнштейном. Бороться с этим действительно почти невозможно, пока нет общественного тотального порицания. Просто существуют страшные крайности с точки зрения охоты на ведьм. Нездоровье общества проявляется как с одной, так и с другой стороны. Порой достаточно ляпнуть что угодно про кого угодно, и у человека жизнь закончилась, хотя он, может, даже и не прикасался ни к кому, а где-то, наоборот, происходит декриминализация домашнего насилия. И параллельно сидят толпы диванных аналитиков, которые все это перетирают и выносят вердикты без суда и следствия. Но вектор все же должен быть задан в сторону порицания насилия, а не выяснения обстоятельств и длины юбки человека. У меня в связи с этим вопрос: мужчина, он что, животное или какой-то неандерталец? А контроль, воспитание, такт и прочие элементарные вещи?

В связи с этим интересно поговорить об актерской и профессиональной этике, про границы, в том числе телесные, между актерами.

Вообще у нас довольно пуританское и традиционное сообщество. Например, европейские актеры могут играть в театре абсолютно голыми, нам же на уровне культурного кода и советского (у многих) воспитания довольно сложно и непривычно настолько расширять собственные рамки. У меня однажды случились шокирующие пробы с одним известным европейским актером. Ситуация по сюжету была следующая: герои встречаются накануне свадьбы, они безумно влюблены друг в друга, и между ними происходит сиюминутная страсть. На этом завязана сцена. Важно заметить, что это именно проба. У нас редко бывает так, что пробы проходят с декорациями, костюмами, гримом и так далее. Обычно это просто какая-то комната, хорошо еще, если фотостудия, о павильонах мы даже не говорим, это слишком дорого для проб. Стоит камера, люди какие-то ходят, в общем, это привычные для всех условия, когда час пробуетесь вы, уже через час пришел кто-то другой, и так далее. Естественно, вы в такой ситуации не обнажаетесь. У вас и контракт существует, в котором подразумевается степень вашего обнажения. И вот в какой-то момент во время сцены этот партнер просто берет и срывает с меня верх исторического платья, под которым у меня ничего нет. Просто срывает и продолжает сцену, и сцена очень хороша. Я нахожусь в шоке, потому что не понимаю, что вообще происходит, но продолжаю при этом играть. В шоке находятся и все вокруг. А после сцены он абсолютно искренне спрашивает меня: «В чем дело? Это же есть в сценарии. Это же просто тело». Я ему объясняю, что это приемлемо на съемках, когда нас утвердят, и так далее. Ему это было искренне непонятно. У нас существует практика стопов, и, на мой взгляд, это неплохо. Мне бы не хотелось, чтобы с меня срывали платья при каждом удобном случае (смеется), хотя для актера это, конечно, свобода.

Аня Чиповская

Серьги, белое золото, бриллианты, Classic, Mercury;

Браслеты, белое золото, бриллианты, Classic, Mercury

А если говорить про границы между собой и персонажем? 

Вообще по заветам Константина Сергеевича Станиславского актер должен суметь увлечься и влюбиться в ситуацию, поэтому приходится себя вовлекать, даже когда не хочется. Я думаю, что в актерской профессии, если мы говорим про самоидентификацию в том числе, должна существовать такая важная вещь, как договор. Если артисты выходят на сцену или в кадр не договорившись, это всегда влечет за собой неприятные последствия. Как и в жизни, в общем-то.

Мне понравилось, как вы сказали, что вас спасет только старость. Интересно, что здесь между мужским и женским та же пропасть. Сонтаг, например, пишет, что старение женщины в современном обществе воспринимается как нравственная болезнь. Этот процесс протекает куда более болезненно, нежели у мужчин.

Да, принято считать, что мужчины, в 50-60 лет еще прекрасны и полны сил. Если мы видим пятидесятилетнего мужчину с тридцатилетней женщиной, это считается нормальным, а если наоборот, это сразу обрастает какими-то вопросительными коннотациями. А по сути, в чем проблема, если все хорошо и людям нравится?

Вектор все же должен быть задан в сторону порицания насилия, а не выяснения обстоятельств и длины юбки человека

Платье Maison Margiela;

Туфли Le Silla, No One;

Серьги, розовое золото, бриллианты,

Born To Be Wild, Messika


И тут мы возвращаемся к этому единственно легитимному образу молодой девушки, от которого профессионально вас спасет возраст. 

Совершенно верно, и ведь не девушки молодые такое придумали, а общество потребления и товарно-денежные отношения. В фильме «Блокбастер» Романа Олеговича Волобуева моя героиня Наташа Тульпанова очень хорошо на эту тему высказывается. Но вообще женщины действительно стареют внешне быстрее. И психологически сложнее, потому что нам важно оставаться желанными, от этого все усилия, все страдания, все запреты. От этого и страх в глазах.

А вы боитесь этого? 

Боюсь, конечно. Страшно столкнуться с осознанием того, что ты уже совсем другая, нежели тебе казалось.

Хотите ли вы детей? 

Пока не знаю. Не могу сказать с уверенностью. Думаю, хотела бы в какой-то момент. Говорят, к этому нельзя быть готовой, но я думаю, к этому нужно быть готовой, поскольку берешь ответственность не только за себя. Но вообще не считаю, что все обязаны иметь детей. Мне кажется, что в вопросах деторождения слово «обязан» неуместно. Я обязана коммуналку заплатить, обязана сыграть спектакль, если он у меня поставлен на определенный день в репертуаре. Но чему и когда выходить из моего тела, пожалуй, мне решать.

Что нужно современной женщине?

Не помешала бы сила духа. И при этом умение расслабиться и выдохнуть. Потому что мы всегда переживаем обо всем. Приседаем много во всех смыслах и реверансы делаем слишком часто.

Платье Giambattista Valli;

Босоножки 3 Juin, No One;

Тиара, белое золото, бриллианты, Flower, Mercury;

Колье, белое золото, бриллианты, Flower, Mercury;

Кольцо, белое золото, бриллианты, изумруд, Color, Mercury;

Кольцобелое золото, бриллианты, топаз, Color, Mercury

Аня Чиповская

МАГАЗИНЫ 



Mercury

8 800 7000800



Intimissimi

Москва, Ул. Кузнецкий Мост, 7

8 499 3902675



No One

Москва, Тверская ул.12

8 495 6291718



Rendez-Vous

Москва, ул. Тверская, 15

8 495 2216767

КОМАНДА



MUAH:
Алиса Казакова




Ассистент фотографа:
Алексей Гридин





Ассистент стилиста:
Джава Айдиева






Продюсер:
Вика Слащук






{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}