1 АПРЕЛЯ 2024
«Где еще я смогу быть такой, сякой, где устрою клоунаду?»
ТЕКСТ:
Андрей Захарьев
ФОТО:
САША MADEMUASELLE
СТИЛЬ:
НАДЯ ЗЕЛЕНОВА
«Обоюдное согласие» — проект Валерии Гай Германики, первый сезон которого стал мощным высказыванием на тему виктимблейминга и круговой поруки, которое прошло почти незамеченным на фоне других событий весны 2022-го. Сегодня на платформе Kion выходит новый сезон, теперь уже посвященный домашнему насилию. Исполнительница главной роли Глафира Тарханова накануне премьеры поговорила с Андреем Захарьевым о съемках у Гай Германики, выходе из творческого кризиса и прозвище Завпост.
«Я выживала там каждый день. На пробах меня так трясло, что многие думали, что я не приду на первый съемочный день. Но я пришла. И, как видите, выжила. В итоге получился проект, который, надеюсь, не оставит людей равнодушными», — говорит актриса Глафира Тарханова о съемках во втором сезоне сериала-антологии Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». В новом эпизоде героиня Тархановой — Марина Венишева, жена и многодетная мать, становится подозреваемой в убийстве собственного мужа Григория. Начатое расследование показывает, что в благополучной на вид семье Венишевых и правда творилось что-то ужасное — муж Марины был абьюзером, насильником и садистом. Но дальше все окажется не так просто, иначе это был бы не сериал Валерии Гай Германики.
«Лера просит какие-то реплики говорить своими словами, и ты понимаешь, что у нее свое уникальное ощущение правды, органики, — под него надо как-то подстроиться. Я стала кино иначе смотреть, теперь каждый раз думаю — не хорошо это или плохо, а именно заходит мне или нет»
Свитер Balenciaga, Vintage Voyage; колье Marni, Poison Drop; перчатки - собственность стилиста
Многие актрисы после съемок у Германики рассказывали, что она их буквально переизобрела. Так говорила Светлана Ходченкова после «Краткого курса счастливой жизни», так говорила Анна Снаткина, сыгравшая в первом сезоне «Обоюдного согласия», это повторяли юные артисты «Школы». Тарханова же мотает головой: «Нет, меня не переизобрела, но показала, что процесс работы может быть совсем другим». В чем отличия? Глафира закатывает глаза — сложно объяснить. Но она пытается: «Например, среди моих партнеров часто были неактеры — например, музыкант Диана Арбенина, которая играет следователя. Кажется, Валерии с ними проще, чем с актерами профессиональными». Еще Глафиру удивило, что Германика практически не контактирует с группой. «Если в советском кино кинорежиссер был человеком, который объединял группу, то здесь это общение минимизировано. Не то что Лера оставляет все на откуп группе — контакт, конечно, есть, просто совсем иной. Есть неожиданный подход к тексту сценария — понятно, что он дорабатывался прямо на площадке. Это было несложно, я на многих проектах сценарий переписывала. Но тут Лера просит какие-то реплики говорить своими словами, и ты понимаешь, что у нее свое уникальное ощущение правды, органики, — под него надо как-то подстроиться. Я стала кино иначе смотреть, теперь каждый раз думаю — не хорошо это или плохо, а именно заходит мне или нет. Вообще, я актриса разных жанров и отчетливо понимаю, что после съемок у Германики мне нужна комедия».
Впервые они встретились прошлой весной на интервью для YouTube-канала Германики «Лера в большом городе». Разговор вышел эмоциональным: Тарханова рассказывала, что переживает профессиональный кризис. Еще вспоминала спектакль, на котором ее партнером оказался абьюзер — бесцеремонный актер, работать с которым было невыносимо («Не знаю, что это, чистилище или ад на земле, это прям на грани!» — сказала тогда актриса). «В общем, мне хотелось поделиться этой болью в интервью. Возможно, Лера именно поэтому и дала мне шанс», — пожимает плечами Тарханова, но сегодня уже в детали той истории не вдается.
Поняла ли она теперь, как бороться с домашним насилием? «Уже сейчас в больших российских городах становится привычным ходить к психологу на терапию и осознанно относиться к себе, к своей агрессии, к окружающим тебя людям. В регионах сложнее. Подумаешь, муж таскает жену за волосы — дерутся в очередной раз, что тут такого? Хотя эта тема время от времени поднимается на федеральном ТВ, проблема не исчезает. В том числе от этого страдают дети, а взрослые не понимают, что с этим делать и что им самим нужна помощь специалистов. Может быть, именно для этого нужно освещать ее при помощи искусства, кино, чтобы сдвинуть с мертвой точки. Вообще, лично я искала ответ на вопрос, что делать в такой ситуации конкретному человеку, на что опереться, а еще как воспитывать детей, чтобы вырастить поколение, которое не будет поступать со своими родными, женами, детьми, как это было принято раньше. Мы же часто слышим, как человек говорит: я воспитываю своих детей так, как воспитывали меня. При этом мне не нравится, как меня воспитывали. Значит, нужна работа над собой, чтобы этот подход поменять. Для этого нужна та же психотерапия».
Свитер Balenciaga, Vintage Voyage; колье Marni, Poison Drop; перчатки - собственность стилиста
Глафира Тарханова родилась в Электростали в семье артистов кукольного театра. Училась в школе Галины Вишневской на отделении оперного пения, а 2005-м окончила Школу-студию МХАТ, курс Константина Райкина. Славу ей принес сериал «Громовы», об истории семьи из шахтерского городка. Следующим большим успехом стал сериал «Измены», где ей досталась роль подруги главной героини, олигархической жены, красивой и скучающей, импульсивной, истеричной и раскованной Даши. «Многие увидели меня совсем другой, при этом некоторые сокурсники сказали: “Наконец все узнали, какая ты на самом деле”. Все дело в том, что был хороший сценарий, мы ничего не меняли, кроме пары сцен. И то при внесении корректировок режиссер Вадим Перельман звонил автору сценария Даше Грацевич и спрашивал разрешения. Мне такое первый раз дали сыграть. Мы же так зависимы от предложений».
«Вот я мечтаю сыграть лысой, чтобы меня кто-нибудь побрил. Никто не предлагает. Можно так и не дождаться. Или кому я буду нужна в 80 лет лысая?»
Платье в пайетках In The Mood For Love, ЦУМ; серьги OMUT JEWELRY; обувь Ekonika (собственность стилиста)
У Глафиры вообще много нереализованных профессиональных желаний — стоит заглянуть в ее соцсети и обнаружить там сотни фотографий, на которых она предстает в разных образах. «Где еще я смогу быть такой, сякой, где устрою клоунаду? Вот я мечтаю сыграть лысой, чтобы меня кто-нибудь побрил. Никто не предлагает. Можно так и не дождаться. Или кому я буду нужна в 80 лет лысая? А у меня прямо жажда творчества, которую я через эти фотосессии утоляю. У меня одна знакомая девочка, врач по профессии, не так давно увлеклась фотографией. У нас с ней было несколько съемок, она меня очень кинематографично сняла, а после тоже поступила в МШК, недавно закончила свой учебный короткий метр — у меня там роль. Так вот одна из ее фотографий — я в образе индианки. Получился такой немного Джармуш. Она говорит: “Я как-то боялась тебе такое предлагать”. А я: “Да нет, ты что! Я за эксперименты!” Не знаю, смотрят ли мои страницы коллеги из кино, но подписчики уже давно привыкли, что я разная. А так — да, нередко говорят: “Это не вы”. А откуда вы знаете, какая я?»
Свитер Christian Dior, Vintage Voyage; серьги Hugo Kreit, Modbrand
Тарханова говорит, что были мысли сменить профессию, но совсем далеко уходить от того, чем занималась столько лет, было бы странно. Так она стала студенткой режиссерского факультета МШК, учебу на котором пришлось задвинуть из-за съемок у Германики. Но это не беда, туда она еще, быть может, вернется. «Я пошла учиться не потому, что стала мнить себя гениальным режиссером, просто надо что-то пробовать. Хотя сегодня и в режиссуре столько проблем. Видно, как продюсеры работают не ради качества, а ради заработка. Иногда ты, как актер, в команде с партнерами и режиссером бьешься за качество. Тащите сами себя за волосы из болота. Потому что ты же в результате будешь на экране. Я работала на многих проектах, когда никому не было важно, что получится, кроме нас. А если остаешься вообще один... Но я все равно боролась, короче. Во-первых, это для меня хлеб насущный. Как бы там ни было, это мой заработок. Это то, чем мы кормим семью. Ты, конечно, можешь отказаться от проекта, когда понимаешь, что получится не шедевр, но дома детям что скажешь? “Извини, не понравился проект, есть нечего — пейте воду”? Во-вторых, для меня это ремесло в том числе. Я пытаюсь из каждого проекта выковырять зерно — чего бы мне это ни стоило. Реально, иной раз бьюсь не на жизнь, а на смерть. Я понимаю, что на каких-то других проектах происходит иначе. Как туда попасть — большой вопрос. Мы это с Лерой (Германикой), кстати, тоже обсуждали. Она мне предлагала пойти на тусовки, познакомиться там, например, с Федором Бондарчуком. Я себе это все пока сложно представляю».
«Ты, конечно, можешь отказаться от проекта, когда понимаешь, что получится не шедевр, но дома детям что скажешь? “Извини, не понравился проект, есть нечего — пейте воду”?»
Отступил ли кризис? Нет. Проект Гай Германики закончился, сейчас он выйдет, а что дальше? «Я понимаю, что сил и готовности вложиться в какой-то материал у меня навалом. У нас с Лерой была одна сцена, достаточно сложная технически. Там собака, двое детей — в финале этой сцены моя героиня должна увезти их домой. Лера спрашивает, “Ты сможешь их увезти?” Я говорю: “Лер, тут их трое, а у меня своих четверо” (у Тархановой и ее мужа, актера Алексея Фаддеева, четверо сыновей. — Прим. The Blueprint). То есть многозадачность — не проблема. Я и Лере в последний съемочный день сказала: “Ты не знаешь всех моих возможностей”. Меня не надо заводить, я и так всегда заведенная. Это мой стиль работы. Наверное, это школа Райкина — все-таки мой мастер, все оттуда. Я вижу, как он меня зарядил изначально степенью ответственности, эмоциональности. Мне скучно, когда это все используется не на сто процентов. Поэтому я бываю так требовательна к другим. Это знают все, с кем я уже работала. Возможно, и Валерия почувствовала».
Браслет Hermès, Vintage Voyage
Тарханова вспоминает, что на курсе у нее была кличка Завпост: «Константин Аркадьевич придумал. Я всегда была суперответственная, внимательная и, как говорят некоторые, суетливая. Был случай, когда мы сидели в аудитории, и у одной девочки были какие-то неприятности с родителями, она плакала. Зашел Константин Аркадьевич, что-то стал говорить, а я как закричу: “А ну тише все, она плачет!” Райкин сначала обалдел от моей дерзости, а потом говорит: “Ну раз Глафира просит — значит, действительно что-то серьезное”. Я это не из наглости, а из эмпатии». У нее и на площадке это качество проявляется. Тарханова начинала работать, когда на съемках еще не было никаких скрипт-супервайзеров, поэтому все неточности нужно было подмечать самим — где какой должен быть жест, с какой реплики начинается дубль. «Я на съемках “Обоюдного согласия” у оператора Гены Успангалиева так и была была записана в телефоне “Глафира скрипт Тарханова”. А еще однажды решила кулер на площадке переставить, и Гена говорит: “Куда ты пошла? Почему ты вообще этим занимаешься-то?” Да, тут я была не права, работаю над собой, сдерживаю, но пока это сложно дается, особенно когда понимаю, что могу оперативно решить проблему, а не ждать, пока придут специально обученные люди».
«Тарханова говорит, что никогда не мечтала
о большой семье — как-то само так получилось. «Даже не могу сказать, что детей люблю. Особенно чужих»
Платье GAPANOVICH; очки солнцезащитные Chanel, Vintage Voyage; цепочка на тело OMUT JEWELRY; туфли с шипами MAAG (собственность стилиста)
Эмпатия и ответственность привели Глафиру в 2008-м на психологический факультет МГУ (кафедра психологической помощи и ресоциализации) — тогда это еще не было так модно, зато психфак оканчивала ее мама. «Я хотела поменять атмосферу в семье, выстроить отношения с мужчиной, подготовиться к воспитанию будущий детей. Для этого мне нужны были знания».
Сегодня многодетную мать Глафиру часто спрашивают, как она управляется с толпой мальчишек, особенно со старшим, шестнадцатилетним Корнеем. «Все семьи наступают на одни и те же грабли в период подросткового возраста. Мы к нему готовились и теперь проходим его вместе. Я взяла своего сына в партнеры. Он меня даже спрашивал: “Когда у меня это все начнется?” Я говорю: “Не знаю, но в этот момент я начну тебя сильно раздражать, и мы должны оба быть готовы к этому”. Когда мы относимся к этому с научным интересом, то все проходит иначе. Может быть, мне просто повезло с сыном, но хочется верить, что это результат моих усилий. Совместное чтение литературы — мы читаем такие книги, которые можно обсудить, мы через этот опыт проходим вместе. Я могу заплакать во время чтения книжки. Они сначала удивлялись, а потом поняли, что я не играю как актриса, а реально чувствую прочитанное, испытываю катарсис от произведения».
«Опять же вернусь к своему опыту работы с абьюзивным партнером: сейчас я думаю — как это меня так занесло?»
Кепка Off-White, ЦУМ; худи Vetements, ЦУМ; рубашка Marni, ЦУМ; серьги RES Objects
В психотерапию, о которой мы говорили в самом начале, она к 40 годам «наконец пошла». «Теперь я пересматриваю свои цели. Оглядываюсь назад и даже хвалю себя за то, что раньше бы и не заметила. Мы же в процессе жизни бежим, несемся, понедельник, вторник, среда, четверг... Не замечаем каких-то важных вещей. А на этих сессия мне удается остановиться, прочувствовать. Продумать стратегию изменений.
Опять же вернусь к своему опыту работы с абьюзивным партнером: сейчас я думаю — как это меня так занесло? У меня никогда не было таких отношений с мужчинами. Мне казалось, что со мной точно такое не случиться. Как вдруг я попадаю в одно рабочее пространство с этим человеком — мне пришлось год выживать в таких обстоятельствах. И я могу сказать: что бы он ни делал, я ни разу не повысила на него голос. Не поддалась на его уловки, ужимки и прыжки. Мне было важно пройти это достойно, я многому научилась. Как результат ни одного конфликта с Германикой у меня не было (хотя я знаю, что у других актрис были). Где-то я занимала позицию снизу, принимала ее власть. Кто-то спросил бы: как ты это терпишь? Но у меня была цель, я понимала, ради чего и как хочу это все прожить. Иногда нужно уступить для достижения результата. Но надо и учиться выстраивать границы. Выходить на новый уровень. И я вышла. Могла бы сказать Лере: “Почему вы со мной так разговариваете?” Но я так говорить не буду — это и есть другой уровень, мой осознанный выбор. Да, я могу себя защитить, могу встать на дыбы, могу разнести все вокруг. Но я не стану этого делать и все равно в результате буду управлять процессом. И мне это удалось».
Плед Morpheus
партнерский материал
команда
магазины
креативный директор:
СТИЛИСТ ПО ВОЛОСАМ:
MUAH:
СТАРШИЙ ОСВЕТИТЕЛЬ:
ПРОДЮСЕР:
АССИСТЕНТ ПРОДЮСЕРА:
АССИСТЕНТ СТИЛИСТА:
АССИСТЕНТ ФОТОГРАФА:
ИГОРЬ АНДРЕЕВ
ЮЛИЯ ТОЧИЛОВА
МАША САМСОНОВА
СЕРГЕЙ ВОЛКОВ
ВИКА СЛАЩУК
ЛИЗА СВЕТИК
МАРИЯ КАМБУРОВА
СЕРАФИМА БЕЛЫХ
+7 495 636 29 21
Vintage Voyage,
Г. Москва, Неглинная ул., 9,
+7 495 968 11 79
POISON DROP,
Г. Москва, Цветной б-р, 15, стр. 1
+7 495 255 15 33
MODBARAND
Г. МОСКВА, ул. Ленивка, 3 строение 3,
+7 499 755 74 27