Женский взгляд
ТЕКСТ:
Кристина Майер
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
2 сентября в Garage Screen стартует кинопрограмма «Титановые маргаритки», посвященная female gaze в кино (показывают «Один маленький ночной секрет» Натальи Мещаниновой и «Мы» Элис Диоп). The Blueprint решил дополнить ее и вспомнил еще 15 фильмов, которые составляют его славную историю.
1906
Фемоптика первейшей волны
«Последствия феминизма»,
реж. Алиса Ги-Блаш
Комедийный фильм первой в истории режиссерки, раскрывающий всю нелепость антифеминистских убеждений. Держите в голове, что это 1906 год: немой фильм показывает мужчин, выполняющих домашние обязанности, и женщин, относящихся к мужчинам как к вещам. Алиса Ги-Блаш — имя, которое вы навряд ли слышали до этого. Типичная история «женщины за кадром». Хотя начинала она карьеру в одно время с братьями Люмьер и Жоржем Мельесом — на заре кинематографа. За свою жизнь Алиса сняла около тысячи фильмов и основала две киностудии. А еще срежиссировала первую шутку про член на экране (посмотрите «У мадам есть пристрастия», если не верите).
1943
Феминность в авангарде
«Полуденные сети»,
реж. Майя Дерен
Союзница Марселя Дюшана и Андре Бретона и духовная мать всего американского поэтического авангарда в лице Кеннета Энгера и Йонаса Мекаса. «Полуденные сети», ее главный, получивший специальный приз в Каннах фильм, чей жанр определяется как что-то среднее между «поэтической психодрамой» и «кино транса», — это парад технических достижений мирового сюрреализма. В кадре классический набор — ключи, зеркала, лампы, ножи, цветы и тревожно висящий на стене телефон. Дэвид Линч, к слову, признался-таки, что все украл у Дерен.
1950
Женский нуар
«Оскорбление»,
реж. Айда Лупино
Актриса и режиссерка Айда Лупино, выросшая внутри лютой патриархальной голливудской системы 1940-х, всю жизнь отдавала предпочтение традиционно мужскому жанру — нуару. «Оскорбление» — вершина ее фильмографии и пример того, как жанр, обычно отдаваемый на откуп страдающим алкоголикам (в кадре и за ним) в поисках смысла жизни на фоне холодной войны, может стать площадкой для более чем злободневных тем. «Оскорбление» — это история женщины, которая пытается жить после изнасилования. Фильм и для современного кино более чем радикальный.
1962
Женский голос французской новой волны
«Клео с 5 до 7», реж. Аньес Варда
Главный фильм раннего периода будущей «бабушки французской новой волны», которой тогда было всего 34 года. Полтора часа из жизни певицы Клео, которая слоняется по Парижу в ожидании результатов анализов, которые должны сказать ей — есть у нее рак или нет. За эти полтора часа героиня проходит интенсивный курс эмансипации и из сексуализированного объекта, на который направлен мужской взгляд, превращается в автономную человеческую единицу. Зрителям и, самое важное, зрительницам Варда предлагает пройти тот же путь.
1970
Женский Новый Голливуд
«Ванда», реж. Барбара Лоден
«Ванда», получившая спецприз жюри Венецианского кинофестиваля, — единственный режиссерский кредит в фильмографии актрисы Барбары Лоден, сыгравшей в картине главную роль. История о том, как замученная домохозяйка из американского пригорода сбегает из «семейного гнезда» грабить банки, до сих пор незаслуженно находится в категории «неизвестных шедевров». Но если вы когда-нибудь задумывались, что было бы, если бы «Таксиста» или «Бонни и Клайда» сняла женщина, то это оно.
1975
Фильм ужасов быта
«Жанна Дильман, Набережная коммерции 23, Брюссель 1080», реж. Шанталь Акерман
Главный фильм бельгийской режиссерки Шанталь Акерман, ставший вдохновением для Михаэля Ханеке, Гаса Ван Сента и Греты Гервиг. В фокусе — три дня из жизни матери-одиночки, вдовы и домохозяйки Жанны Дильман, которая чистит картошку, моет посуду и принимает у себя дома мужчин, которые платят ей за секс. «Я поняла значение фильма через много месяцев после окончания съемок. Вначале мне казалось, что я просто рассказываю о трех днях из жизни женщины, позже я осознала, что это фильм о муках: делать хоть что-то, чтобы не думать о главной проблеме — о жизни», — говорила Шанталь после премьеры фильма в Каннах. В 2022 году «Жанна Дильман» стала первой картиной женщины-режиссера, названной журналом Британского института кино «величайшим фильмом всех времен», подвинув Орсона Уэллса и Хичкока.
1978
«Девочки» до «Девочек»
«Подружки», реж. Клаудия Вайль
Важнейший фильм в кинематографической истории female gaze. С одной стороны — как бы необязательная зарисовка из жизни двух богемных обитательниц Нью-Йорка (одна героиня — начинающий фотограф, другая — писательница), а на самом деле — мощное высказывание о правах женщин в Америке конца 1970-х (в частности — репродуктивных). Вайль с «Подружками», которых, кстати, обожал и всячески рекламировал Стэнли Кубрик, сорвала стоячие овации в Каннах, но с 1980 года кино не снимала. На съемках фильма «Теперь мой ход» она подверглась сексуализированному насилию со стороны продюсера Роя Старка, который монтировал картину уже без нее. И с тех пор предпочитала работать на ТВ.
1977
Война глазами женщины
«Восхождение»,
реж. Лариса Шепитько
«Откуда эта девочка, которая, конечно же, ничего такого не пережила, знает обо всем этом, как она могла так рассказать?» — спрашивал на первом показе фильма Ларисы Шепитько о белорусских партизанах времен Второй мировой первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии и бывший партизан Петр Машеров, в итоге пропустивший проблемный по меркам советской цензуры фильм в прокат без единой правки. «Девочке» в этот момент было 39 лет, а фильм, в котором советские партизаны были приравнены к христианским мученикам, стал моментальной классикой военного кино. Сама Шепитько называла его своей Библией.
1976
Кино как гендерное исследование
«Мое красное сердце», реж. Мишель Розье
Фильм из разряда hidden gem: энтропия жизни и противостоящая ей женская солидарность в одном кадре. Случайный роман, авария на мотоцикле, незнакомец, запрыгнувший в машину главной героини, разговор о материнстве в детском саду, феминистский перформанс в галерее в костюмах Маркса, Фрейда и Сартра — все это лишь два дня из жизни Клары, женщины-маркетолога, нанятой косметической компанией, чтобы выяснить, чего же хотят женщины. Неудивительно, что Клара вскоре оказывается по уши погружена во все аспекты жизни современных женщин — от рождения и воспитания детей до домашнего труда и психического здоровья. Кстати, режиссерка Мишель Розье — дочь легенды фэшн-журналистики и основательницы журнала ELLE Хелен Гордон-Лазарев.
1978
Женское эксцентричное
«Познавая белый свет», реж. Кира Муратова
Не самый очевидный, но один из лучших фильмов Муратовой — экранизация соцреалистической повести Григория Бакланова о любовном треугольнике между штукатуром Любой и двумя водилами, нарисовавшемся на фоне коммунистической стройки. Муратова, великий деконструктор советского, в помпезный сценарий вносит театральщину по всем заветам Феллини и на выходе получает кино из параллельной реальности. А красная помада и синие тени, блестящее платье и плетеная шапочка кроше на Нине Руслановой — style inspo на века от нашей советской Хлои Севиньи.
1983
Женский Хичкок
«Разнообразие», реж. Бетти Гордон
Андеграундная фемсцена дает прикурить: фильм американского Годара в юбке Бетти Гордон по сценарию панк-иконы Кэти Акер о начинающей писательнице, которая устраивается работать билетершей в знаменитый нью-йоркский порнокинотеатр на Таймс-сквер. Фильм, радикально исследующий наши отношения с порнографией, вуайеризмом и объективацией женского тела, ожидаемо был неоднозначно принят широкой публикой. Впрочем, с течением времени, кажется, всем стало ясно, что его «защитники» в 1980-х не зря поминали Хичкока и «Окно во двор».
1993
Женский вестерн
«Пианино»,
реж. Джейн Кэмпион
Первая каннская ветвь в истории, доставшаяся женщине-режиссеру. Кэмпион, что твой Клинт Иствуд, не снимает костюмированную мелодраму из жизни немой пианистки, выданной замуж по расчету (сюжет, в менее умелых руках рисковавший превратиться в жуткую пошлятину), а лихо переписывает традиционалистский жанр. Она, к слову, этим продолжает заниматься до сих пор — «Власть пса» с Бенедиктом Камбербэтчем тому красноречивое подтверждение.
2005
Ревизионизм по-женски
«Мария-Антуанетта», реж. София Коппола
Одна из самых знаменитых женщин в истории глазами другой. Female gaze на поле исторического ревизионизма выглядит как нежнейшая романтическая комедия без обязательной гильотины в финале. Коппола, кстати, специально не читала самую известную биографию своей героини авторства Стефана Цвейга и сосредоточилась на книгах Антонии Фрайзер и Эвелин Левер.
2019
Женщины и проблема «творца»
«Портрет девушки в огне», реж. Селин Сьямма
История короткой встречи и любви художницы и модели в конце XVIII века — миф об Орфее и Эвридике или Пигмалионе и Галатее, снятый и разыгранный женщинами, — современный female gaze в своей лучшей форме. Из союзников «Портрета» можно вспомнить «Жизнь Адель» или «Кэрол», но они (возможно, из-за того, что в режиссерском кресле в обоих случаях были мужчины) не избежали фетишизации своих героинь. У Сьямма этого и в помине нет.
2022
Женщины и демократия
«Женщины говорят», реж. Сара Полли
Женщины из колонии меннонитов, в которой практикуется сексуальное и домашнее насилие, собираются в сарае, чтобы решить, что делать дальше — уходить, оставаться или убивать насильников. Напрашивающаяся пара к недавнему шедевру Сары Полли — «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета. Фильм — это не только манифест female gaze, разыгранный лучшими актрисами поколения (одна Джесси Бакли чего стоит), но и фиксация работы демократии в действии — оторваться, как от воды или огня, невозможно.
31 АВГУСТА 2023
0