Вместо речи президента
«Реальную любовь», «Один дома» или «Эту замечательную жизнь» вы и так, завернувшись в одеяло, на праздниках пересмотрите без нас. Собрали десятку не самых очевидных рождественских фильмов с характерным терапевтическим эффектом. В них ссорятся, едут на ужины с ненавистными родственниками и даже убивают и встречают конец света, но дух любви и всепрощения все равно в последний момент и несмотря ни на что торжествует. В общем — с наступающим!
«Смотри по сторонам», 2017 Режиссер Крис Пековер
«200 сигарет», 1999
Режиссер Риса Брамон Гарсия
Портрет поколения MTV и заодно один из самых правдоподобных фильмов о праздновании Нового года — когда веселье вдруг превращается в повинность и обязанность. В Нью-Йорке 1999-го Кристина Риччи, Бен и Кейси Аффлек, Кортни Лав, Кейт Хадсон, Дэйв Шапелл, Пол Радд и еще десяток поп-культурных икон 1990-х оказываются на одной и той же новогодней тусовке — с непредсказуемыми, как водится, для себя последствиями. «200 сигарет» — к слову, отдельное удовольствие — наблюдать за героями, которые курят в кадре, сейчас уже так не снимают — при выходе были довольно прохладно встречены критиками. Что, впрочем, только помогло им получить культовый статус. От себя можем добавить, что фильм еще и настоящая ода устроителям домашних вечеринок, которые делают для них больше всего, напиваются сильнее всех и всегда, всегда уходят спать первыми — иногда не дождавшись новогоднего чуда.
Один из самых симпатичных (за последнее время) заходов на территорию рождественских страшилок и одновременно — язвительных пародий на «Один дома». Симпатичная няня перед тем, как уехать в университет, в последний раз сидит со своим малолетним соседом, пока его родители выпивают с коллегами. Ночь быстро перестает быть томной, а до утра и вовсе доживут немногие. «Смотри по сторонам» из ряда себе подобных выделяет, во-первых, довольно изобретательная режиссура Пековера (это его второй фильм), который зарекомендовал себя как оригинальный хоррор-мейстер — его дебют «Нелегалы» был посвящен максимально острой для трамповской Америки проблеме. А во-вторых, ведущий актерский дуэт: Оливия ДеДжонг и Эд Оксенбульд перекочевали к Пековеру из шедевра М. Найт Шьямалана «Визит» о неудачной поездке к бабуле за город и имеют все шансы стать комедийной версией тандема ДиКаприо с Уинслет.
«Анна и Апокалипсис», 2017 Джон МакПайл
«Рождество», 2015
режиссер Джонатан Ливайн
Маленький английский шедевр. «„Ла-Ла Ленд“ плюс „28 дней“ Дэнни Бойла», по меткому замечанию The Variety. Мюзикл про английское захолустье, в котором в канун Рождества случился зомби-апокалипсис. Группа школьников, которые, как быстро станет понятно, оказываются единственными вменяемыми людьми в округе, вступает на тропу войны. На месте все составные успеха: действительно отличные музыкальные номера в духе «Шоу ужасов Рокки Хоррора», черный английский юмор, невыхолощенные, похожие на реальных подростков, герои и какая-то, несмотря на сюжет, общая правдоподобность ситуации. Кажется, многие из нас так и встретят конец света — не замечая, что сосед по улице уже сожрал свою маму. Отдельно хочется отметить исполнительницу главной роли Эллу Хант, на момент премьеры фильма ей было 19, — у человека большое будущее.
Не ужасный, а в чем-то даже вполне великий образец мужицкого buddy movie — жанра в нынешнем климате не то чтобы отмененного, но признанного вредным пережитком. Доказывать, что на трех мужиков-идиотов все еще можно смотреть с интересом, берутся инди-иконы американских нулевых — Сет Роген, Джонатан Гордон Левитт и Энтони Маки. Сюжет из анекдота: трое друзей, разной степени неприкаянности, в канун Рождества пытаются попасть на вечеринку. За еврейство, неготовность к отцовству и наркотики отвечает традиционно Роген, за романтическую линию — Гордон Левитт, а Маки, еще не вступивший в ряды Marvel, — за любовь к мамам. В эпизодической, но очень важной роли появляется не кто-нибудь, а Майкл Шэннон, также отметим Майли Сайрус в роли себя и использование прекрасного глагола onehomealoned.
«Магазинчик за углом», 1940
режиссер Эрнст Любич
«Мандарин», 2015
режиссер Шон Бэйкер
Заход в рождественское кино от американского инди. В канун Рождества из тюрьмы выходит трансгендерная секс-работница и тут же узнает, что ее сутенер и по совместительству возлюбленный предательски ей изменяет. Блестящий фильм в стиле раннего Скорсезе, чья премьера проходила на «Сандэнсе», был сенсационно снят на несколько айфонов и сделал из молодого режиссера Бэйкера вполне себе звезду: следующий его фильм «Проект Флорида» сразу был номинирован на все «Оскары». «Мандарин», действие которого разворачивается в солнечной Калифорнии, традиционному рождественскому духу соответствует не вполне. Однако суть праздника передает точно — чудеса возможны, и они в данном случае кинематографического толка.
Проверенная классика и заодно довольно редкий фильм в карьере язвы Эрнста Любича — стопроцентная, что называется, романтическая комедия о тиндере до тиндера. «Магазинчик», предок всех фильмов с Мэг Райан, где влюбляются по переписке, — история о том, что от ненависти до любви один шаг, а к коллегам по работе надо присматриваться повнимательнее. Сам Любич говорил, что снимал «Магазинчик» в память о довоенной юности в Берлине, когда он подрабатывал продавцом в отцовском магазине одежды и знакомился с девушками по объявлениям в газетах. Режиссер, в фильмографии которого, напомним, есть и «Ниночка», и «Небеса могут подождать», называл «Магазинчик», снятый за крошечные по тем временам пятьсот тысяч долларов и 28 дней, своей лучшей работой.
«Рождественская сказка», 2008
режиссер Арно Деплешен
«Тихая ночь», 2020
режиссер Камилль Гриффин
С Катрин Денев из рождественской классики всегда есть великие «Восемь женщин» Франсуа Озона, но из менее очевидного — маленькая и очень французская трагикомедия «Рождественская сказка». Большая и сложноустроенная семья встречается за праздничным столом, чтобы разобраться со старыми обидами и узнать, что у матриарха в исполнении Денев — лейкемия, которую есть шанс победить с помощью пересадки костного мозга от кого-то из родственников. В режиссерском кресле золотой мальчик французского кино 1990-х Арно Деплешен, прославившийся фильмом с говорящим названием «Как я обсуждал... (мою сексуальную жизнь)». Имеется и американский вариант «Сказки» — «Привет семье!», где вместо Катрин Денев — любимая соратница Вуди Аллена Дайан Китон.
Апокалиптическая драма в сегменте рождественских фильмов — даже удивительно, что жанр так долго оставался неосвоенным. Идеальная со стороны семья, состоящая из Киры Найтли, Мэттью Гуда и их троих сыновей, принимает на Рождество друзей в своем загородном доме в Ирландии. Идиллическую обстановку несколько портит тот факт, что все присутствующие в курсе — скоро придет конец света. Рождественский аналог «Меланхолии» Ларса фон Триера поставила Камиль Гриффин, женщина интересной и очень современной судьбы. Жена одного из лучших операторов в современном кино Бэна Дэвиса (постоянный соавтор Мартина МакДоны) и мать главной звезды «Кролика ДжоДжо» Романа Гриффина Дэвиса, после пятидесяти решила, что с ролью домохозяйки надо завязывать и написала сценарий «Ночи» — где убила вообще всех.
«Встретимся в Сент-Луисе», 1944
Режиссер Винсент Миннелли
«Поцелуй навылет», 2005
Режиссер Шейн Блэк
Тоже must — особенно если хочется дистиллированного оптимизма в лучших традициях Голливуда образца Золотой эпохи. Мюзикл отца Лайзы Минелли Винсента с ее матерью Джуди Гарленд в главной роли — как раз такой (к слову, на съемках «Сент-Луиса» они и познакомились). Портрет идиллической и, разумеется, никогда не существовавшей Америки начала ХХ века делался практически по госзаказу. Уже шла Вторая мировая и американской публике требовались бронейбоные развлечения. Удивительное дело: фильм, сделанный с очевидным расчетом — причем не художественного толка, — спустя годы работает как часы. Британский институт кинематографии в конце 1990-х писал о нем — «прилизанная ретро-панорама американской семейной жизни, несмотря на очевидную фальшь, неодолимо манит в наше время ядерного оружия, СПИДа и городской преступности, когда родителям следует тщательно подумать, прежде чем выпустить ребенка поиграть во двор».
Фильм, по-пижонски названный по книге великого кинокритика Полин Кейл (в оригинале Kiss Kiss, Bang Bang — именно то, что по Кейл привлекает большинство зрителей в кино), — дебют сценариста Шейна Блейка. Благодаря его чувству юмора и знанию кино у нас есть и «Смертельное оружие», и «Последний бойскаут», и «Последний киногерой». «Поцелуй навылет», придурцочный псевдодетектив и классический two-hander для Роберта Дауни-младшего и Вэла Килмера (первый играет грабителя-неудачника, второй — гея-детектива), — это его очередное упражнение в любимом жанре юмористического боевика и история рождественского чуда — то есть, рождения дружбы. О сезоне уродливых свитеров напоминает героиня Мишель Монахэн — пародия на нуарную femme fatale, она впервые появляется на экране в костюме секси помощницы Санта Клауса.