Рождественский плейлист Владимира Мартынова
24 декабря фестиваль SOUND UP проведет на подземной парковке «Зарядья» вечер новой вокальной музыки. В программе будут как композиции мировых (уже) классиков вроде Стива Райха, так и специально написанные произведения российских композиторов — героинь прошлогоднего The Blueprint 100 Настасьи Хрущевой и Алины Подзоровой, постклассика Игоря Яковенко и мэтра отечественной композиторской школы Владимира Мартынова. Специально по такому поводу мы попросили Мартынова признаться, а что он сам любит слушать под Рождество, — и объяснить, почему.
Владимир Мартынов
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ — РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ОРАТОРИЯ
В церковь, к православию я шел долгими путями, через буддизм и через протестантизм, благодаря Баху. Бах для меня был проповедником христианства долгое время, когда я еще не был церковным. Поэтому каждое католическое Рождество, 25 декабря, мы собирались компанией и обязательно слушали Рождественскую ораторию. Все эти воспоминания юношества и Рождества, и особенно эта симфония — практически явление ангела к пастухам. В этом хорале содержится квинтэссенция рождественской сдержанной и вместе с тем глубочайшей радости.
The Beatles — The Fool on the Hill
The Beatles перевернули всю мою жизнь, изменили меня как человека — и эта песня одна из знаковых для меня. Она олицетворяет глубочайшую, всеобъемлющую радость, она крутилась постоянно, просто как гимн моей жизни. Потому что я в принципе сам считаю себя дураком на холме. И это как бы «моя» песня.
The Beatles — Eleanor Rigby
Этот трек мы часто ставили после прослушивания Рождественской оратории Баха. И слушали по несколько раз.
The Rolling Stones — Lady Jane
То же самое было и с Lady Jane. В этом треке есть какая-то меланхоличная англосаксонская радужная меланхолия, радость романтическая. И он у меня пожизненно будет связан с Рождеством.
Роберт Шуман — «Грезы»
Шуман — один из моих любимейших. Особенно его «Детские сцены», которые я много играл. Эта вещь совершенно особенная. Она написана для фортепиано и должна звучать на фортепиано. Но эта хоровая аранжировка потрясающая. Для меня эти «Грезы» — грезы под мерцающую елку в темноте.
Людвиг ван Бетховен — Соната для фортепиано № 28
Соната для фортепиано № 28 для меня в принципе повторяет вот это шумановское состояние. Только если «Грезы» Шумана — это абсолютно «для всех», то здесь те же самые грезы очень интеллектуальные и очень эзотерические. Но это та же радость. Просто Шуман — экзотерическая, Бетховен — эзотерическая.
Сезар Франк — Симфония ре минор
Это тоже одна из красивейших тем XIX века. Есть мнение, что это произведение посвящено шествию волхвов к кресту. То есть это тот самый караван, который идет. Это непосредственно связано с Рождеством, и для меня эта музыка и есть рождественское состояние.
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина — Месса папы Марчелло
Это одна из красивейших ренессансных вещей, XVI век, поздний Ренессанс. Ничего более красивого нет: это квинтэссенция католической мистической радости. Без нее мне сложно представить Рождество.
Владимир Мартынов — come in! 1 movement
Это практически попытка сделать то же самое, что и Палестрина, только уже в какой-то степени со следствиями XX века.
22 ДЕКАБРЯ 2021
0