Blueprint

«Личная жизнь»

Кодзи Фукада

Каннский кинофестиваль

Венецианский кинофестиваль

T

Жизнь после смерти 

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Сегодня на экраны выходит «Личная жизнь» — новый фильм японского режиссера Кодзи Фукады, участника и призера Каннского, Венецианского и других мировых кинофестивалей, — кино о чувстве потери и опыте переживания смерти близкого человека. Специально для The Blueprint Иван Афанасьев изучил, как устроен фильм, а также побеседовал с режиссером и попросил его прокомментировать некоторые аспекты картины и рассказать об отношении к смерти в Японии и собственном вдохновении музыкой.

Жизнь

Молодая девушка Таэко живет с мужем Хиро и 6-летним сыном от первого брака Кейтой, малолетним гением игры в реверси. Однажды, во время семейного праздника, мальчик ударяется головой о дно ванны и умирает. Трагедия затрагивает не только мать ребенка: на похороны приходит Пак, отец Кейты и первый муж Таэко, приехавший в Японию из Южной Кореи. Без денег, без дома, глухонемой.


Несмотря на тяжелую тему, фильм не производит гнетущего впечатления — это достигается за счет выбранной режиссером Кодзи Фукадой интонации — он занимает слегка отстраненную позицию внимательного наблюдателя:


«Конечно, в этой истории есть трагедия, но мне хотелось сделать акцент не на этом, а на амбивалентности самого устройства жизни. Что бы с нами ни происходило, если мы меняем точку зрения, то меняются и наши чувства. И происходящие в фильмы события я предпочитаю рассматривать как-то более ровно».

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Фильм вдохновлен одноименной композицией джазовой певицы Акико Яно — в ней девушка обращается к возлюбленному, по-видимому, пережившему утрату, и просит его «жить, даже если она больше никогда не увидит его улыбку». Редкий случай, когда идея фильма родилась из одной-единственной песни: сам Фукада признается, что формировал ее постепенно, «напитываясь» впечатлениями в течение двадцати с лишним лет:

«Мне было лет 20 с небольшим, когда я услышал песню Love life Акико Яно. Она сразу врезалась мне в память, но я все равно продолжал ее слушать. Те впечатления, которые у меня были, и стали основой для сюжета этого фильма».

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Смерть

Несмотря на завязку, истинное обострение конфликта возникает, когда в кадре появляется первый муж Таэко, глухонемой Пак. Его буквально не может понять никто, кроме бывшей супруги, владеющей языком жестов. Плюс ко всему Пак — кореец, и это важно в контексте событий прошлого, связывающих две страны. Как известно, войска императора в 1910 году захватили Корею, и она на 35 лет, до поражения Японии во Второй мировой войне, стала колонией. Из-за этого долгое время соседняя страна воспринималась корейцами, как государство-оккупант (к сожалению, по сей день знакомая, а для современной России и очень актуальная история).


Как результат, довольно долго в корейской и японской культуре существовал своеобразный антагонизм: люди соответстветствующих национальностей часто становились или воспринимались в произведениях искусства как «злодеи». Но в «Личной жизни» Пак — обычный человек, которого терзают горе и нужда, а главная героиня, Таэко, становится его проводником в незнакомую страну. Позже ей и самой придется навестить родину бывшего мужа — там ее ждет неожиданное открытие, которое изменит ее представления и о мире, и о собственном жизненном опыте.


«Я считаю, что Южная Корея — это наиболее близкая к Японии страна, во всех смыслах: у нас живет много корейцев, и, наоборот. С помощью этого фильма я хотел в том числе показать, что когда в сюжете появляются корейцы, то ничего особенного в этом нет. Это, скорее, для европейцев может быть удивительно. Я даже считаю, что в японских фильмах было слишком мало корейцев (и это надо исправлять)».

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Любовь

Не менее важна роль второго мужа Таэко, Хиро: для него это трагедия не меньшая, чем для жены, — он привязался к пасынку и стал для него полноценным отцом. Тем удивительнее, что он не просто нормально воспринимает приезд Пака, но и позволяет супруге помочь ему с обустройством и провести с ним необходимое количество времени.

«Супруги, которые развелись, в Японии чаще всего не контактируют друг с другом. Это действительно довольно редкое явление. В фильме героиня, общаясь со своим прошлым мужем, понемногу меняет свое отношение к нему. Наверное, если бы он был обычным японцем, то ее новый муж не признал бы его. То, что он считается с этой ситуацией, говорит о том, что сам он хочет, так сказать, духовно быть выше. В этом тоже есть некоторое напряжение этой истории».

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Опыт

Переживая смерть мальчика, все трое героев учатся терпению, спокойствию и человеколюбию. Символом этого перерождения становится реверси, популярная в Японии настольная игра наподобие шахмат и шашек, в которой участники стараются занять как можно больше клеток фигурами своего цвета. В этой игре особенно важно сделать правильно первые 5-6 ходов, чтобы не проиграть, а дальше в дело идет опыт — чем дольше ты играешь, тем больше узнаешь позиций, которые могут привести тебя к выигрышу.


Для Таэко, которая считает, что виновата в смерти сына, становится крайне важным в самом начале сделать верные шаги и не погрязнуть в своем горе, ведь от нее теперь зависит и второй «игрок», бывший муж Пак, а также третий, Хиро, своего рода наблюдатель, судья в этой истории. В этом почти философском отношении к смерти как к явлению, нуждающемся в понимании и принятии, есть что-то чисто японское (теги: восточная сдержанность и выдержка, буддизм, синтоизм, цикл перерождения душ). С этим согласен и режиссер:


«У нас, японцев, более холодное, что ли, спокойное, рациональное отношение к этому в сравнении с той же Европой. Я чувствую смерть очень близко, как продолжение повседневной жизни. Возможно, в этом есть некоторые элементы именно традиционного японского подхода. Для меня в кино важнее всего мелодика, мотив одиночества, присущего человеку. И я сознательно повторяюсь, затрагивая именно эту тему в своих фильмах».

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}