T

Главные фильмы героев Cannes 2020 selection

Каннский фестиваль в этом году не состоялся — в мае провести его не представлялось возможным, а после августа международный фестивальный календарь распланирован так плотно, что Канны, требующие размаха и исключительного зрительского внимания, встроиться в график уже не могли. Поэтому программу объявили как бы вслепую: многие фильмы согласились не отдавать премьеры на прочие фестивали в обмен на право поставить в свои пресс-релизы веточку с маркой Cannes 2020 selection. В этой слегка абсурдной ситуации, вместо того чтобы обсуждать в деталях премьеры, мы смотрим в прошлое и рассказываем о работах нынешних конкурсантов, попавших в каннскую программу и получивших призы в предыдущие годы. Конечно, прошлые фильмы Франсуа Озона или Уэса Андерсона многие знают и видели, но далеко не все участники смотра так популярны. Так что, пользуясь случаем, рассказываем.

(1.)

Наоми Кавасэ

«Судзаку», 1997

«Сияние», 2017

Фильм 2020: Asa Ga Kuru (True mothers)


Кавасэ в свои 51 уже давно признанный классик японского кино и завсегдатай Канн. В 1997-м она получила приз для дебютантов «Золотая камера» за свой первый полнометражный фильм «Судзаку», рассказывающий мрачную историю жизни одной семьи в обедневшей деревне префектуры Нара, куда никак не проведут железную дорогу. Уже тогда стало ясно, что ее главный талант — это умение укутывать зрителя пеленой тягучей вдумчивой печали, за которой тем не менее всегда маячит свет. Одна из картин, где ей это удалось особенно проникновенно, — «Сияние», премьера которого тоже состоялась в Каннах. В этой истории девушка, озвучивающая для слабовидящих фильмы, встречает фотографа, постепенно теряющего зрение, и, несмотря на его скверный характер, двое становятся постепенно все ближе, давая друг другу возможность по-новому взглянуть на жизнь.

(2.)

Стив Маккуин

«Голод», 2008

Фильм 2020: Lovers Rock; Mangrove


Еще одна «Золотая камера» — душераздирающий портрет ирландского сепаратиста в заключении, поставленный Стивом Маккуином, к которому в тот момент в рецензиях приписывали уточнение — «художник». Крупный план героя в одиночной камере, в которой Майкл Фассбендер, участвующий в политической тюремной забастовке, не моется, не стрижется, пачкает стены и смертельно худеет, объявив голодовку. Брутальный по интонации, строгий по форме и требовательный по содержанию, этот фильм — красивое, но достаточно сложное испытание. Не только для своих героев, но и для зрителя.

(3.)

Томас Винтерберг

«Охота», 2012

Фильм 2020: DRUK (Another Round)


Подробный, внимательный и беспощадный портрет того, как зарождается и расцветает на полупустом месте массовая истерия. Фильм Винтерберга про добряка-воспитателя Мадса Миккельсона, которого оклеветала маленькая дошкольница, за прошедшие с его премьеры семь лет не просто не потерял актуальности, наоборот, он оказывается поучительным для каждого любителя сдать свои пять копеек в кассу безличной борьбы за абстрактную справедливость. И сегодня особенно отчетливо видно, что он не столько про то, как легко из одной искры рождается пожар всеобщего гнева. А гораздо больше про то, что случается, когда честные люди молчат о том, что они вообще-то правы.

(4.)

Им Сан Су

«Служанка», 2010

Фильм 2020: Heaven: to the Land of Happiness


В оригинальной «Служанке» 1960 года корейского классика Ким Ки Ена горничная, устроившись в богатое семейство, беременеет от хозяина, сходится в небанальном сговоре с его женой и, обретая власть над ними обоими, постепенно превращает их жизнь в кромешный ад. Драма первоисточника, вглядывающегося в природу человеческих желаний обладать и принадлежать, в ремейке поворачивается к нам немного другой стороной. Перетасовав сюжетные ходы и роли героев, Им Сан Су превращает эту историю скорее в классовый конфликт, разыгранный в душновато-красивых декорациях роскошного быта. Иррационального ужаса в нем гораздо меньше, красоты и красивости — больше.

(6.)

Майвенн Ле Беско

«Полис», 2011

Фильм 2020: ADN (DNA)


Фильм французской красавицы Майвенн о буднях отряда полиции по защите несовершеннолетних. Неблагополучные семьи, спасение детей от педофилов, перевоспитание карманников, а также масса личных тревог, рабочих стычек и нервных срывов попадают в объектив фотокорреспондентки (в этой роли, логичным образом, сама Майвенн), приехавшей делать про отдел репортаж для Министерства внутренних дел. Совсем не тяжелый, скорее, слегка экзальтированный (в духе французской романтической комедии) фильм получил в Каннах 2011 Приз жюри.

(5.)

Кодзи Фукада

«Гостеприимство», 2010

Фильм 2020: The Real Thing


В короткой фильмографии Кодзи Фукады интереса точно достойно многое — например, фильм «Прощай», в котором главные роли сыграли женщина-человек и женщина-андроид, или семейная драма «Фисгармония», получившая приз в каннском конкурсе «Особый взгляд». Но начать стоит с дебюта, тоже попавшего в Канны, — «Гостеприимства», вышедшего в 2010 году. Завязка у него та же, что у «Фисгармонии»: в дом приходит чужак и начинает вживаться в семью. Только тон совсем другой — это комедия абсурда, построенная вокруг незнакомца, который представляется сыном банкира, когда-то давно оказавшего помощь семье, и рассчитывает на радушный прием.

(7.)

Брюно Подалидес

«Прощай, Берта, или 

Похороны бабушки», 2012

Фильм 2020: Les Deux Alfreds


Автор многочисленных легких французских романтических комедий (самостоятельный отдельный жанр, довольно тяжелый, кстати, к просмотру в таких количествах, в каких его производят) участвовал в каннской программе один раз и был номинирован на награду CICAE. На странице каннского списка 2020 он фигурирует в разделе «Пять комедий». С еще одной, как несложно догадаться, романтической комедией, в которой есть все: муж, жена, любовница, маги и фокусники, запрятанные драгоценности. Нет только бабушки, она недавно умерла. Но даже тут все не так просто.

(8.)

Ен Сан-хо

«Король свиней», 2011

Фильм 2020: Peninsula


Жестокий анимационный «Король свиней», получивший приз фестиваля в Пусане, в Каннах в 2011-м был только номинирован, но шуму наделать успел. Двое друзей встречаются и начинают вспоминать годы своего взросления. На зрителя обрушивается лавина жестоких сцен противостояния между школьными бандами, где дела обстоят почти как во взрослой жизни: богатые третируют бедных, — только у подростков все становится вопросом жизни и смерти. Фильм вам понравится, если вы любитель «Синей весны» Тосиаки Тоеды — гораздо более жесткая, история Ен Сан-хо пронизана схожей пацанской тоской по честному светлому будущему. Редкий случай, когда анимация, тем более азиатская, попадала в программу фестиваля.

(9.)

Шарунас Бартас

«Дом», 1997

Фильм 2020: In the Dusk (Au crepuscule)


Один из самых вдумчивых и тихих европейских режиссеров, полюбившихся синефилам на рубеже между двадцатым и двадцать первым веками, российскому зрителю Бартас также отдельно знаком как режиссер, творческий соратник и какое-то время — муж актрисы Екатерины Голубевой. Голубева сыграла главную роль в фильме «Нас мало», с которым Бартас попал в каннскую программу 1996 года. Спустя год он вернулся в конкурс «Особый взгляд» с картиной «Дом». В этом фильме в основном люди молчат в комнатах. Это совсем разные люди, мы мало что про них знаем, и каждый занят чем-то своим, хоть вокруг и разлита какая-то явно общая на всех одна тревожная печаль. Это очень красивый фильм и очень неспешный, похожий на слайд-шоу живых картин. Особенно подходящий для возвращения из долгой строгой самоизоляции в более привычную реальность.

(10.)

Люка Бельво

«Довод самого слабого»,

2006

Фильм 2020: Des Hommes (Home Front)


Компания молодых друзей из бельгийской провинции каждый день, попивая в баре пиво, ищет чем заняться: градообразующий металлургический комбинат заглох, работы нет, денег — тоже, а если бы и были, развлечений вокруг почти никаких. В эту стоячую воду выплывает с деловыми предложениями их приятель, недавно освободившийся из тюрьмы. Пресытившись разговорами об отсутствии жизненных перспектив, друзья решают попытать счастья по ту сторону закона. Этот фильм Бельво — скорее романтичный, чем социальный, как многие криминальные триллеры начала двухтысячных, — участвовал в конкурсной программе Канн, но наград не получил.

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":38,"columns_n":25,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}