Blueprint
T

Астрал утренней свежести

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

В российском прокате все больше фильмов из Азиатского региона, но первым на рынок пришло массовое кино из Южной Кореи, и его поток не иссякает. В 2025 году на отечественных больших экранах уже появилось пять южнокорейских картин, самая свежая — спортивная комедия «Мы победим!». Имена авторов этих фильмов вряд ли на слуху даже у киноманов, а прокатчики пытаются продать их зрителям под названиями популярных франшиз типа «Астрала». Эксперт по кинематографу Южной Кореи Владимир Захаров рассказывает, как разобраться в киноимпорте из этой страны и выбрать фильмы, достойные внимания.

В российский прокат еще совсем недавно южнокорейские фильмы выходили единично и по праздникам, то есть когда картина получала приз какого-нибудь международного фестиваля. Премьеры из Канн и Венеции, новые фильмы Пак Чхан Ука, Пон Джун Хо и Ким Ки Дука, иногда очередной фильм Хон Сан Су — и 20, и 10 лет назад российские прокатчики почти всегда полагались на косвенную помощь отборщиков европейских кинофестивалей в тех редких случаях, когда закупали фильмы, производимые корейской киноиндустрией. Например, в 2019 году, до пандемии ковида и всего остального, в России в прокат вышло всего три корейских фильма, включая «Паразитов» Пон Джун Хо. Но сейчас игровых фильмов из Южной Кореи в российских кинотеатрах показывают в несколько раз больше. В 2023 году выходило в среднем по два фильма в месяц, а за 2024-й их выпустили 23. Для сравнения, за шестнадцать лет с 2004 по 2019 год включительно, то есть от выпуска «Олдбоя» Пак Чхан Ука до «Паразитов», в российских прокат попал только 21 фильм, если не считать анимацию, копродукции и k-pop-концерты.

«ПАРАЗИТЫ», 2019

«ОЛДБОЙ», 2003

Будет преувеличением сказать, что среди прошлогодних релизов были картины, сравнимые с «Олдбоем» или «Паразитами». Да и прибыли они к нам не после каннских показов. Также повышенный интерес к азиатскому кино у российских прокатчиков вряд ли целиком продиктован силой культурного влияния фильмов Пон Джун Хо и Пак Чхан Ука. Скорее всего, дистрибьюторы вынуждены были обратить внимание на азиатский жанровый контент, столкнувшись с ограничениями в закупке европейских и американских фильмов. Среди азиатских киноимпортеров Корея лидирует не только по количеству, но и по разнообразию продукции. Например, из Японии к нам, как и раньше, попадает в основном аниме, из стран Юго-Восточной Азии везут обычно однообразную кровяную колбасу экзотических хорроров, а из Кореи попадаются иногда такие неожиданные фильмы, как спортивная комедия «Мы победим» режиссера Син Ён Сика, которая вышла в России 10 апреля.

Что везут

Большинство корейских фильмов, которые показывают у нас, — это хорроры и триллеры, и причина, почему так происходит, понятна. Они больше всего соответствуют кровавому стереотипу, сложившемуся у российского зрителя о корейском кино в частности и об азиатском вообще. В этом есть заслуга самих прокатчиков, которые много лет закупали и показывали именно такие фильмы. Очевидно, что среди продукции одной киноиндустрии невозможно отбирать каждый год по 15-20 одинаково качественных фильмов двух близких жанров. Поэтому к нам везут все подряд: хиты и провалы корейского проката, обладателей локальных кинопремий, старые и новые работы современных классиков (помимо Пон Джун Хо и Пак Чхан Ука это еще Рю Сын Ван и Ким Чжи Ун), а также фильмы совсем другого сорта: сборники жанровых короткометражек («Мой парень — маньяк», «Вкус страха») и малобюджетные хорроры с участием бывших k-pop-айдолов (тот же «Мой парень — маньяк», «Сплит. Звезда на грани», «Зомби: Из Пусана в Каннам»). Эти картины обычно рассчитаны на экспорт в страны Юго-Восточной Азии, в самой Корее фильмы с айдолами за редким исключением проваливаются. В России весь этот набор выпускают одни и те же дистрибьюторы и с одинаковым маркетингом, поэтому зрителям, возможно, сложно отличить одну категорию фильмов от другой, особенно если им доступна только та информация, которая появляется на русском языке по воле прокатчика.

«Зомби из Пусана в Гангнам», 2023

«Мой парень – маньяк», 2023

«Сплит. Звезда на грани», 2024

Как продают

Российский киномаркетинг с характерными для него особенностями запутывает потенциальных зрителей еще больше. Старая практика творческого переосмысления оригинальных названий фильмов постоянно расширяет границы допустимого, и нынешние прокатчики в этом деле уже превзошли видеосалоны и видеопиратов 1980-х годов. Например, фильмы могут вписать в существующие франшизы, к которым они отношения не имеют. Это касается не только азиатского кино, но с ним обходятся особенно бесцеремонно. Например, в апреле прошлого года в России вышел индонезийский хоррор «Астрал. Шепот мертвых», а в августе появился «Астрал. Шепот мертвых 2». И это был уже южнокорейский фильм! Причем шестая часть прославленной серии школьных хорроров «Шепот стен». И с оригинальным американским «Астралом» Джеймса Вана, как вы понимаете, ни тот ни другой никак не связаны. Тут вообще никто никому не приходится сиквелом или приквелом, разве что индонезийская лента — официальный ремейк самого первого корейского «Шепота стен». Но эти мелочи не помешали слепить их вместе. Астрал, кстати, вообще важная концепция или, скорее, желанный пункт назначения для российских прокатчиков — в 2024 году разные дистрибьюторы выпустили 10 не связанных между собой хорроров со словом «Астрал» в начале названия, причем это были не только ленты из Южной Кореи или Индонезии, но и европейское, и американское кино.

«Астрал. Шёпот мёртвых 2», 2021

«Шёпот стен», 1998

Иногда прокатчик действует аккуратнее и добавляет в начало названия как бы случайное слово для атмосферы. Так, одна и та же компания выпустила у нас корейские фильмы «Сплит. Звезда на грани» и «Выжившие. Бетонная утопия». «Сплит» намекает на работу Шьямалана 2017 года, но логика добавления «Выживших» не так ясна. Дистрибьютор надеялся, что зритель, покупая билет, примет фильм за полнометражный спин-офф российского сериала? Эти два релиза также хороший пример того, как в наших кинотеатрах все корейское кино, независимо от качества, свалено в одну кучу одинаковым подходом к продвижению. «Звезда на грани» — это собранный тяп-ляп малобюджетный триллер, сделанный в расчете на продажу стриминговым сервисам, а «Бетонная утопия» — престижная постапокалиптическая аллегория о власти и актуальном не только для Южной Кореи правом повороте в обществе. У первого фильма на родине были позорные рецензии с оценкой в одну звезду, а второй стал хитом проката и получил несколько премий; корейский журнал о кино cine21 назвал его одним из лучших фильмов 2023 года. Прокат «Бетонной утопии» в России был шире, чем у «Звезды на грани», и собрал фильм в 8 раз больше, но его 22 тысячи проданных билетов — это сравнимо с российскими сборами копеечного корейского хоррор-омнибуса «Вкус страха» и в несколько раз меньше, чем у нас сейчас зарабатывает случайный средний «Астрал».

«Выжившие. Бетонная утопия», 2023

А как дела в Корее?

Конечно, на количество и особенно на качество фильмов, выпускаемых у нас, влияет и состояние корейской киноиндустрии. Там уже несколько лет продолжается постковидный кризис. Всеобщих локдаунов в Южной Корее не было, но пандемия привела к оттоку зрителей и, как следствие, к закрытию залов. Когда же пандемия закончилась, кинотеатры как минимум в полтора раза повысили цены на билеты, чтобы компенсировать потери. Поэтому зрители не спешат возвращаться.

«Корабль в Пусан», 2022

«Поезд в Пусан», 2016

Другая проблема: многие ленты, снятые в 2020-2022 годы, не выпускали в кинотеатры сразу. Их отложили до лучших времен — так в индустрии появилось понятие «фильмы со склада». Сам термин говорит, что отношение к таким картинам у публики часто пренебрежительное — нельзя сказать, что это «новое кино».

«Армия мертвых в Пусане», 2021

Но есть еще один фактор, который, в отличие от оттока аудитории и устаревших «новых» фильмов, кажется, не разрешится сам собой со временем. Это изменение зрительских привычек за время пандемии и глобальное влияние стриминговых сервисов. После успеха выпущенной Netflix «Игры в кальмара» по всему миру закономерно вырос спрос на корейский сериальный контент. Телевидение и производство сериалов — отдельная отрасль в Южной Корее, и раньше такой бум мог сказаться разве что на занятости актеров, которые востребованы на экранах любого размера. Но теперь сериальная индустрия рекрутирует из кино и других профессионалов. Это обычная практика во всем мире, но в Южной Корее до «Игры в кальмара» подобное случалось довольно редко. Автор этого сериала Хван Дон Хёк — не телевизионный шоураннер, а прежде всего кинорежиссер, другие корейские хиты Netflix «Зов ада» и «Паразит: Серый» написал и снял автор «Поезда в Пусан» Ён Сан Хо. Или, например, легендарная корейская художница-постановщица Рю Сон Хи, которая отвечала за визуальное решение практически всей корейской современной классики, начиная с «Воспоминаний об убийстве» Пон Джун Хо, «Олдбоя» Пак Чхан Ука и «Горечи и сладости» Ким Джи Уна. Теперь она тоже там, в ящике с красной буквой N — работала над многосерийным триллером «Девушка в маске» и над новой ретромелодрамой «Когда жизнь дает тебе мандарины».

«ВКУС СТРАХА», 2023

А что же все-таки смотреть?

В России можно увидеть практически все более-менее интересные новые корейские мейнстримовые фильмы. В широкий прокат у нас выходил главный корейский хит прошлого года «Проклятье “Зов могилы”» режиссера Чан Чэ Хёна — автора, который десять лет назад в фильме «Черные священники» кореизировал жанр оккультного хоррора и ввел киномоду на экзорцизм. В «Зове могилы» призраки, демоны, шаманизм и другие стандартные атрибуты хоррора вплетены в сложный политический и исторический подтекст, что резко выделяет картину из общего жанрового ряда. Еще один хит, политический блокбастер 2023 года «Переворот 12.12» о захвате власти диктатором Чон Ду Хваном, в наших кинотеатрах не выходил, но его можно увидеть на российских стриминговых сервисах — как и другие исторические и политические боевики, например, фильмы из франшизы про морские сражения адмирала Ли Сун Сина в XVI веке («Хансан» и «Норян»).


Жаль, что незамеченным прошел камерный хоррор «Спи» о трудностях совместной жизни лунатиков. Режиссерский дебют Джейсона Ю в Южной Корее стал событием, Пон Джун Хо назвал фильм «самым умным хоррором за последние 10 лет». Но в России ленту ждал прокат на 54 экранах и всего 1800 проданных билетов — худший результат из всех корейских жанровых фильмов, вышедших в прошлом году.

«Переворот 12.12», 2023

«Проклятье “Зов могилы”», 2024

На прошлой неделе вышла картина «Мы победим!» — любопытная спортивная комедия режиссера Син Ён Сика, в прошлом известного фестивальными работами «Русский роман», «Из пернатого рода» и сделанной по сценарию Ким Ки Дука «Грубой игрой». Корейский спортивный фильм — сам по себе интересный жанр. В других странах, например, в Китае или в России, кино о спорте часто повествует о национальном величии или противостоянии с Западом и тем самым служит еще и пропагандой. Но в Корее такая картина будет скорее житейской мелодрамой или комедией об обычных людях, которые идут на нечеловеческие усилия и жертвы, чтобы занять второе или третье место на каких-нибудь соревнованиях. Или добиться любого, даже самого незначительного положительного результата, как в случае с фильмом «Мы победим!», где профессиональная женская волейбольная команда со дна турнирной таблицы с помощью непутевого тренера пытается выиграть хотя бы одну игру в сезоне. Этот фильм попал в наш прокат, потому что к нам возят практически все новые проекты актеров из «Паразитов», хотя Сон Кан Хо (в «Мы победим!» играет тренера) знаменит не только фильмом Пон Джун Хо.

«Спи», 2023

«Мы победим!», 2023

Еще один фильм этой зимы, который в спокойные времена заработал бы, возможно, гораздо больше, — хоррор «Черные монахини» — выйдет в России осенью. Но на 1 мая назначена премьера первого фильма этой франшизы — «Черные священники» режиссера Чан Чэ Хёна. Той самой картины, с которой 10 лет назад в Корее началась буквально одержимость жанром оккультных ужасов. Благодаря ей экзорцизм теперь почти такая же популярная тема на корейском ТВ и в кино, как месть и маньяки.


Также в мае в России выйдет прошлогодний полицейский боевик «Мститель: игра на выживание» мастера жанра Рю Сын Вана. А новый фильм Пак Чхан Ука «Так получилось», съемки которого закончились в январе, вряд ли появится в кинотеатрах до европейской фестивальной премьеры. И можно ждать несколько блокбастеров: например, новый фантастический триллер На Хонджина «Надежда» или фэнтези-боевик Ким Бён У «Всеведущий читатель» с популярными сериальными актерами. Главное, не потерять все эти фильмы из виду среди «Астралов», без которых в нашем прокате тоже, скорее всего, не обойдется.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}