Blueprint
T

Итоги

Берлинале 2023

ТЕКСТ:

ИРИНА КАРПОВА

По просьбе The Blueprint Ирина Карпова подводит итоги завершившегося Берлинского кинофестиваля — почему конкурс выиграл документальный фильм и как в программе обстоят дела у русскоязычного кино.

Завершился 73-й Берлинский кинофестиваль, жюри различных программ назвали победителей. «Золотого медведя» получил французский документальный фильм «На Адаманте» Николя Филибера — о парижском центре помощи людям с ментальными расстройствами. Документальные фильмы и фильмы-гибриды художественного и документального жанра присутствовали на фестивале во всех его секциях в большом количестве, и это не удивительно, ведь Берлинале считается самым политически ангажированным из крупнейших мировых кинофестивалей, а нон-фикшен как нельзя лучше подходит для политического жеста. Решение жюри во главе с Кристен Стюарт является жестом в поддержку документального кино: это настоящее, это важно, это происходит сейчас.


«НА АДАМАНТЕ», РЕЖ. НИКОЛЯ ФИЛИБЕР

Украина и Иран остаются болевыми точками, и руководство кинофестиваля выразило с ними солидарность: фильмы, снятые об этих странах или созданные украинскими и иранскими кинематографистами, присутствуют во всех программах фестиваля, кроме самого конкурса. России, то есть фильмов на русском языке, снятых при поддержке Министерства культуры, на Берлинале нет, и это еще один сознательный жест организаторов. Пока на территории Украины ведутся военные действия, Россия не может участвовать в Берлинале. Вообще присутствие российских фильмов в программах крупных кинофестивалей на протяжении всей 30-летней истории российского кино было весьма скромным, и их непопадание на очередной смотр в Берлине не было бы чем-то удивительным, Россия не является киногигантом, как США или Франция, и не создала свою «новую волну», как Румыния. Но впервые за российскую историю отсутствие кино, снятого на российские деньги, имеющего логотип Минкульта или Фонда кино, — это ответ на внешнюю политику российского государства. (Важно отметить, что пока это касается только организаторов Берлинале, — на недавнем кинофестивале в Роттердаме показали новый фильм Натальи Мещаниновой, снятый при поддержке Министерства культуры РФ. Показ фильма вызвал возмущение со стороны украинских кинематографистов.) При этом и российские режиссеры, и фильмы, снятые в России, но без денег госинституций, на Берлинале были.





«ВОСТОЧНЫЙ ФРОНТ», РЕЖ. ВИТАЛИЙ МАНСКИЙ

Премьера дока «Восточный фронт» уроженца Львова Виталия Манского, создателя ArtDoc Fest, который на протяжении многих лет подвергался давлению со стороны Российского государства, и одессита Евгения Титаренко прошла в рамках программы Encounters. Титаренко, одновременно оператор картины, снял фильм о своих коллегах — мужчинах и женщинах из отряда медиков «Госпитальеры», забирающих раненых с поля боя и отвозящих их в ближайшую больницу. У Титаренко в группе было прозвище «Режик» — режиссер. На премьере участники съемочной группы развернули украинский флаг, расписанный воюющими под Бахмутом. Виталий Манский отвечал на вопросы модератора на украинском. Русский язык звучал с экрана, многие герои фильма родом из Харькова, русскоязычного города на востоке Украины. О том, как произошло, что Харьков стал русскоязычным, а села и деревни вокруг него говорили на украинском, рассказал один из героев — по его словам, русский язык намеренно насаждался в крупных городах, много людей переехало в Киев, Харьков, Житомир, Днепр из разных регионов СССP, русский стал языком общения в городах, когда деревня продолжала говорить на украинском.



«Супердержава», реж. ШОН ПЕНН 

Титаренко и Манский с любовью смотрят на своих героев — медиков, солдат, их семьи. Россия присутствует в фильме как разорвавшийся снаряд, как сгоревший танк, как угроза, не имеющая лица. Это характерно и для безнарративного фильма польских документалистов Петра Павлюса и Томаша Вольски «В Украине», показывающего разрозненные кадры жизни в Украине с февраля 2022 года, и даже для самой громкой премьеры фестиваля фильма Шона Пенна «Супердержава» — о Владимире Зеленском.


«В УКРАИНЕ»,РЕЖ. ПЕТР ПАВЛЮС

И ТОМАШ ВОЛЬСКИ


КЛЕТКА ИЩЕТ ПТИЦУ

Россия присутствует и в кадре фильма Малики Мусаевой, ученицы Александра Сокурова из его мастерской в Нальчике, откуда вышли Кантемир Балагов, Кира Коваленко и Владимир Битоков. «Клетка ищет птицу» — так называется ее картина — первый фильм на чеченском языке, показанный в программе Берлинского кинофестиваля. Малика Мусаева живет в Германии с 2016 года, она училась в Гамбургской киношколе, свободно говорит по-немецки и именно на нем отвечает на вопросы зрителей после премьеры фильма в кинозале берлинской Академии искусств. Несколько раз она сделает исключение и на заданные по-русски вопросы ответит по-русски. На сцене вместе с Мусаевой присутствует продюсер фильма Илья Стюарт из Hype Studios, известный сотрудничеством с Кириллом Серебренниковым. Hype Studios продюсирует в том числе новый проект Серебренникова об Эдуарде Лимонове.

Фильм Мусаевой был очень тепло принят, это сильный и очень неспешный дебютный фильм о женщинах, живущих в небольшой чеченской деревне. В картине чувствуется сильное влияние Сокурова, в ней есть свойственное ему и часто наблюдаемое у его учеников безвременье — в фильме Мусаевой молодые девушки катаются с горки по траве и кричат в холмы, как будто не существует ни тиктока, ни инстаграма.


Снятый в теплой зелено-коричневой гамме фильм рассказывает о старшекласснице Яхе, ее подруга Мадина думает о мальчиках и замужестве, а она не хочет прощаться с детством и уходить во взрослую жизнь. Мусаева показывает, какое небольшое пространство для себя — выражения себя, нахождения себя — имеется у чеченской женщины. Мать героини советует ее сестре, желающей развода, потерпеть — ведь терпела она. Ради детей, конечно.


Фильм снимался на территории Ингушетии, в селе, где живут преимущественно чеченцы и где говорят на чеченском. Мусаева рассказывает, что в Чечне снять такой фильм было бы невозможно, она вместе с оператором Дмитрием Наговским отсмотрела почти все деревни в регионе, прежде чем найти ту, что показана в фильме. Героев играют непрофессиональные актеры, так жизнь встраивается в придуманную режиссеркой конструкцию — подруг играют настоящие подруги, брата героини — ее собственный брат. На вопрос, что она планирует снимать дальше, Мусаева отвечает, что ее интересуют чеченские истории, в Германии, где она училась и живет, большая чеченская диаспора, возможно, она обратится к этим героям.


МАЛИКА МУСАЕВА

Россия в фильме Мусаевой появляется в виде обычного автовокзала, откуда Яха пытается сбежать от навязываемого замужества в большой город. Режиссерку интересуют лица ее героев и то, как они взаимодействуют друг с другом и с пейзажем. Якоря общей для всего мира реальности — вещи, бренды, мемы — в ее фильме отсутствуют. Это не достоинство или недостаток, но выбор — также она не показывает ни мужей или отцов героинь, ни центральную Россию, которая могла бы стать для них домом.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}