ФОТО:
ЛЕОНИД СОРОКИН

В этом году The Blueprint решил возродить давнюю традицию и красиво завершить год (а на этот раз — еще и спецвыпуск про время) короткометражным фильмом. Помочь нам с этим согласились продакшн-студии Dago и Bakehouse, а также Сергей Рамз — режиссер, участник фестивалей «Кинотавр», «Короче», «Маяк» и ММКФ, чья коротко- метражка «6.21» стала самой просматриваемой в истории проекта о молодом кино BlueScreen. О том, как встретиться с собой из прошлого, неслучайных случайностях и маленьких чудесах, — в праздничной новелле «Сентиментальное путешествие» и собственном рассказе режиссера.

Кардиган
LF MARKEY
Футболка
Lime
Брюки
Luisa Spagnoli
Кольцо
Katya Shupenya
Юбка
Chaurel
Джемпер
Lime
Лоферы
Pantanetti
Дубленка
Mango
Серьги
SKYE
Идея и сюжет

Тема «Время», с которой ко мне обратился The Blueprint, всеобъятная. Каждый фильм в той или иной степени про время. Но когда мы начали это разгонять, Саша Перепелкин рассказал про эссе французского философа Анри Бергсона «Время и свобода воли», в котором он рассуждает о том, что время существует как непрерывный поток, а отношения между прошлым и настоящим — это сосуществование. Я стал об этом размышлять — думать, как столкнуть разных героев из разных времен. Это мог бы быть разговор с самим собой в разных возрастах или встреча героев разных поколений, и магический реализм здесь помог бы. Из этих размышлений и родилась наша история.
Приехавшая в гости внучка пытается разговорить замкнувшуюся в себе бабушку и подначивает ее разобрать старый гардероб. Перебирая вещи, бабушка вдруг вспоминает связанные с ними истории, а внучка неожиданно обнаруживает, что платья, куртки, шарфы хранят в себе куда больше, чем семейные фотоархивы. Примеряя прошлое, бабушка на глазах у внучки начинает неуловимо меняться, шаг за шагом возвращаясь в собственную юность.
Жакет
MVST
Юбка
Luisa Spagnoli
Платок
Mango
Брошь
Fiore di Firenze
Туфли
Vintage Voyage
Кастинг
В ходе кастинга у нас было сразу два челленджа. С одной стороны, нам необходимо было найти актрис, которые смогли бы разыграть эту историю на кончиках пальцев. С другой — и этот момент всегда возникает с актерами постарше — отличные актрисы это почти всегда уже хорошо известные люди с неизбежным шлейфом сыгранных ролей и риском превратить фильм в собственный бенефис. Я ужасно рад, что на роль Ольги, той самой замкнувшейся в себе бабушки, мы вместе с кастинг-директором Лизой Шмаковой нашли Елену Цагину — совершенно удивительную, красивую и невероятно талантливую даже в такой небольшой, камерной роли. Плюс Елена выглядит так, как и должна выглядеть героиня фильма The Blueprint. И глядя на нее, действительно легко поверить, что у нее была насыщенная жизнь, полная красивых вещей, в которых теперь интересно покопаться.
Вторая героиня, внучка, определилась на пробах. С Машей Мацель — участницей списка The Blueprint 100, с которой я уже работал, — у Елены сразу же возникла химия, которую всегда ищешь в дуэте. Это одна из важнейших вещей, и я за это сразу же ухватился. Наблюдать в фильме за тем, как Маша подначивает и провоцирует Елену, чистое удовольствие.


Туфли
Chanel
Жакет
Saint Laurent
и туфли Chanel
Пиджак
Saint Laurent
Конечно, нам хотелось сделать эту историю не просто красивой по форме, как я всегда стараюсь во всех своих фильмах, но и подчеркнуть, что The Blueprint — издание о моде, насытить фильм красивой одеждой. Тем более что одежда в нашем фильме — это, по сути, повествовательный движок, она не может быть формальной. С этой задачей прекрасно справились художники по костюмам Саша Нгуен, Полина Лелейкина, Диана Шабанова — они проделали колоссальную работу, раздобыли огромное количество прекрасной одежды. Как классических брендов — Saint Laurent, Chanel, Dries Van Noten, — так и современных российских. Например, главное платье — бутылочное, в горошек — это Ellyme. В финальном кадре в этом платье появляются все актрисы, так что нам важно было заполучить с десяток таких разных размеров. Мне нравится, какое в итоге платье собрало все итерации героинь в одном кадре: в таком легко представить и 20-летнюю девушку, и пожилую женщину.
Винтажных вещей мы старались избегать, потому что в кадре они часто выглядят красиво, но... уставше. Поэтому решили пренебречь правдоподобностью, чтобы вещи выглядели достаточно ново, ведь наша героиня в кадре молодеет, и хотелось, чтобы вещи в этом смысле от нее не отставали.

Платье
Ellyme
Истории, которые рассказывают вещи

Все истории, которая наша героиня вспоминает при разборе гардероба, — всамделишные. Вместе с моим соавтором, сценаристкой Леной Ваниной, мы выуживали их по крупицам из самих себя и наших близких. А уже актрисам предстояло сделать эти истории своими. На съемочной площадке мы обсуждали какие-то дополнительные детали и нюансы — и вместе пробовали нащупать подлинность существования в кадре, нащупать интонацию, которая позволила историям раскрыться. Хочется верить, что в итоге нам удалось добиться ощущения, что все это пережила одна героиня.
Моя любимая история — про неслучившуюся свадьбу. Это история, собственно, самой юной героини. Она ехала на поезде через всю страну, из Владивостока в Москву, чтобы выйти замуж, но в поезде познакомилась со странноватым и смешным, но при этом по-своему очаровательным парнем. И так и не доехала до жениха, а сошла с поезда с этим чудаком, чтобы чуть позже выйти за него замуж и прожить с ним всю жизнь. Это была главная любовь ее жизни. Меня завораживают такие случайности, которые ставят жизнь с ног на голову, — можно прийти на случайный концерт, встретиться взглядом с кем-то и встретить вот так любовь всей своей жизни.
Гардеробная на кухне

В доме, в котором мы снимали эту историю — достаточно стильном и уютном, сделанном людьми со вкусом, — я когда-то снимал рекламу (как раз со студией Dago, которая теперь помогала нам сделать этот фильм). Тогда я заприметил его и, собственно, сейчас, для фильма, вспомнил, а наша локейшн-менеджер смогла договориться о съемках там. Локация — это вообще суперважно. Точная и стильная, она всегда помогает фильму своей обжитостью: причудливыми деталями, сочетанием цветов, фактур. Но вот гардеробную нам пришлось строить с нуля, на кухне этого дома — силами художника-постановщика Саши Шерман.
По российским меркам получилась довольно просторная гардеробная, но все же это не то место, где удобно снимать. Поэтому вместе с оператором Тимом Лобовым мы придумали сделать в ее стенах такие амбразуры — чтобы можно было снимать наших героинь буквально из-под рейлов с одеждой, из укромных уголков, сохраняя интимность происходящих там преображений.
вещи из гардеробной
Драма-платье
Dries Van Noten
Платье
Lesyanebo
В шкафу
BarbourBon Appartement vintage, UMMAYA, Solove, Inshade, Alena Akhmadullina, Ellassay, MVST
Юбки
Etro
Шарф
Vintage Voyage
Куртка
Barbour

Маленькое чудо
Мы снимали в начале декабря, и стояла абсолютно европейская зима: плюс пять, дождь. Никакого снега. А наша история предновогодняя, снег для нас был важен. Делать искусственный — это всегда довольно затратно, особенно с учетом весьма скромных возможностей на короткометражных картинах. Тем удивительнее, что в первый съемочный день, когда мы снимали на улице приезд внучки, снег пошел крупными хлопьями. Причем ровно для нужных нам кадров: снег прошел, растаял, и после этого снова на несколько недель установилась та самая европейская зима. Когда на твоей площадке случаются такие маленькие чудеса, это хороший знак: значит, все происходит правильно.
Еще один трогательный факт — на съемках одна из актрис, Татьяна Жежель, встретила свой юбилей, узнали мы об этом в конце смены. Меня всегда восхищает, когда человек отдает всего себя и делится праздником со съемочной командой, но день рождения, еще и юбилей, — это бывает не часто. Хотя я и сам не раз проводил дни рождения на площадке — по мне, это абсолютно лучший праздник. Тем более что для этого проекта собрались совершенно потрясающие специалисты, потрясающие люди, которые проделали колоссальную работу в невообразимые сроки, фильм появился буквально за неделю, прежде всего стараниями продюсера студии Dago Лены Дорошенко, которая вынесла все производство на своих хрупких плечах. А уж какую прекрасную музыку написал для фильма композитор Гера Химорода и какую тонкую работу со звуком проделал саунд-дизайн Никита Ганькин, и все это — на чистом энтузиазме и большой любви. Так, как и должно быть в маленьком очаровательном новогоднем фильме.

Магазины
Москва, Большая Дмитровка 32с1
ЦУМ (MVST,
Dries Van Noten, Saint Laurent)
Москва, ул. Петровка, д. 2