Blueprint
T

ТАКИЕ 
ТАНЦЫ

8 августа после долгой борьбы с раком груди умерла Оливия Ньютон-Джон — актрисы, певицы и четырехкратной обладательницы «Грэмми», которая танцевала с Траволтой в «Бриолине». Вспоминаем забавные факты о фильме, чье влияние на моду переоценить, что называется, невозможно. Особое внимание — знаменитому номеру You’re the one I want.


Вместо Траволты и Джон в «Бриолине» могли сыграть Элвис Пресли и Энн-Маргрет Ульссон


История незамысловатого мюзикла о любви школьной тихони и задиры, ставшего одним из самых успешных проектов и в истории Бродвея, и в истории кино (жанр молодежного музыкального фильма до сих пор примерно полностью состоит из украденных из «Бриолина» приемов), начиналась в лучших голливудских традициях. Либретто «Бриолина» в 1971 году написали безработный актер Джим Джейкобс и продавец женского белья Уоррен Кейси. Музыку сочинили сами на гитаре. И сами же поставили его в Чикаго, на сцене любительского театра. Планировалось всего два показа — на один из них зашли продюсеры Кен Вайсман и Максин Фокс, и понеслась. Дальше — 3388 представлений на Бродвее, 50 млн долларов сборов к 1980 году и старт карьеры не только Траволты, но и Ричарда Гира и Патрика Суэйзи, которые в разное время начинали с главной мужской роли в «Бриолине».


А в экранизации вполне мог сыграть Элвис Пресли — по крайней мере, продюсер Алан Карр, чьим клиентом был Пресли, на это рассчитывал и даже отправлял королю первые варианты сценария. Как предполагалось упаковать уже не совсем здорового 40-летнего кумира в роль бодрого школьника, мы не узнаем — Элвис от роли отказался сам, а заодно отсоветовал проект Энн-Маргрет Ульссон, которая играла с ним в «Да здравствует Лас-Вегас!». О возможном касте в фильме напоминает только прическа Траволты — актер сказал, что в дань уважения к Элвису (король умер за год до премьеры), будет сниматься с его знаменитым коком.




Оливия Ньютон-Джон считала, что не подходит для главной роли


Сейчас это сложно представить, но да — 28-летняя Оливия Ньютон-Джон, которая к 1977 году уже получила две «Грэмми» и была гораздо известнее своего будущего партнера 23-летнего Джона Траволты, считала, что она слишком стара для главной роли. Уговаривали ее буквально всем миром. Она настояла на полноценных пробах, которые блестяще прошла, и успокоилась только после того, как в сценарий внесли правки, которые сделали персонаж Сэнди более похожим на нее.



Волнение Ньютон-Джон было понятно: ее предыдущий опыт в кино окончился, мягко говоря, плачевно. В 1970 году она снялась в главной роли в мюзикле «Завтра» о группе школьников, которые организовывают поп-группу. Из-за суда с продюсерами, которые не заплатили съемочной группе ни цента, фильм сняли с проката спустя неделю, а потом он отправился на полку. С «Бриолином», впрочем, никаких проблем не возникло. Он стал самым кассово успешным фильмом года, а Траволта и Ньютон-Джон получили номинации на «Золотой глобус».


В «те самые» черные штаны Джон буквально вшивали

Кожаная куртка, топ с открытыми плечами, черные брюки из спандекса — тот самый наряд, благодаря которому застенчивая Сэнди в исполнении Ньютон-Джон стала роковой красоткой и спела You’re the one I want. Чтобы подчеркнуть эволюцию персонажа, художник по костюмам Альберт Вольский хотел создать контраст: Сэнди, на протяжении всего фильма одетая в пастельные тона, в финале появляется в total black. Вообще в максимально красочных, почти мультяшных 50-х «Бриолина» всего две темные фигуры — собственно Ньютон-Джон и Траволта.


Актриса с нетерпением ждала перевоплощения своего персонажа из классической старлетки в независимую женщину, но, когда выяснилось, за счет чего эта метаморфоза будет происходить, радость Джон поутихла. Брюки из спандекса с высокой талией были такими узкими, что она едва могла двигаться. Для пущей аутентичности Вольский решил использовать винтажные вещи. Сначала разговор вообще шел о кожаных штанах, но от этой идеи отказались. Брюкам, которые художник в итоге одобрил, было уже лет десять, и трогать их лишний раз было нельзя, костюмеры боялись, что ткань просто посыпется. Вместо того чтобы починить испорченную молнию, штаны на Ньютон-Джон каждый день — а финальную сцену снимали неделю — просто зашивали.


В 2019 году актриса устроила благотворительный аукцион в пользу своего Центра здоровья и борьбы с раком, на котором в том числе были проданы костюмы из «Бриолина». Те самые штаны за $162 500 купил создатель компании Spanx, а кожаную куртку за $243 200 — пожелавший остаться неизвестным «предприниматель в сфере медиатехнологий». Он, впрочем, через несколько месяцев вернул ее Ньютон-Джон со словами «Эта куртка заслуживает возвращения к своему „законному владельцу“, она не должна пылиться в шкафу какого-то миллиардера, чтобы он хвастался ею в загородном клубе».


«Бриолин» полностью поменял карьеру Джон и американское кино заодно


После премьеры «Бриолина» Траволта, закрепив успех «Лихорадки субботнего вечера», проснулся главной молодой звездой Голливуда, а Ньютон-Джон — его главным секс-символом и ролевой моделью. Меж тем фильм вышел в 1978 году — в не самый радужный период в жизни США. Четыре года назад отгремел Уотергейт, три года назад закончилась война во Вьетнаме, только что был застрелен один из главных в истории страны ЛГБТК-активистов Харви Милк — в общем, всем было не до плясок. По крайней мере, в жизни, а вот в кино, как выяснилось, — очень даже. Голливуд ненадолго вернулся к своим истокам — как во время Великой депрессии, он развлекал и отвлекал.


Конец 1970-х в американском кино стал расцветом эскапизма — чего стоит хотя бы успех «Звездных войн», — и «Бриолин» с его жизнерадостной философией этим настроениям соответствовал как нельзя лучше. В некотором смысле он стал их квинтэссенцией. А также первым образцом нового жанра — «летнего блокбастера». Это сейчас у всех студий подобные премьеры расписаны в плане на много лет вперед — без них современное кинопроизводство просто не работает, а в конце 1970-х это было новым концептом. Никакого «Классного мюзикла», «Дрянных девчонок» или «Блондинки в законе» без «Бриолина» не было бы.


С влиянием на модную индустрию та же история. Цитаты из «Бриолина» в разные годы появлялись у Saint Laurent, Louis Vuitton, Rochas и Oscar de la Renta. В 2014 году Жан-Поль Готье закончил свое весеннее шоу, выпустив на подиум Коко Роша в костюме Траволты под все ту же You’re the one I want.

*Минздрав предупреждает: курение вредит вашему здоровью

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}