Стиль в сериале «Сестра Рэтчед»
На Netflix уже можно посмотреть первый сезон сериала «Сестра Рэтчед» — истории становления медсестры из романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», женщины, которую многие считают одним из самых коварных и одиозных персонажей в истории. Жизнь героини в конце 1940-х годов проходит в атмосфере жестокости, манипуляций и фальши. Впрочем, места сексу, любви и привязанности в этой истории тоже хватило. А в гардеробе молодой Рэтчед нашлось место для жакетов в стиле нью-лук, ярких перчаток, замысловатых шляп и шелковых халатов.
![](/upload/17789/vms/b5a7619c2a03fa5582c35badd4077173.jpg)
Старшая медсестра психиатрической лечебницы в Орегоне по фамилии Рэтчед, придуманная писателем Кеном Кизи в романе «Пролетая над гнездом кукушки», запросто войдет в любой хит-парад главных злодеев XX века. И тот факт, что она вымышленная, не делает ее ни менее зловещей — ни менее реалистичной. Хладнокровная, жестокая и способная идти в своей жестокости до конца — такой она предстала перед читателями романа в 1962 году. В книге, которую на родине неоднократно пытались запретить и которую журнал Time уже в наши дни включил в список ста лучших англоязычных произведений прошлого века, Рэтчед олицетворяет бездушную государственную систему: она одержима контролем, не терпит неповиновения и инаковости, лжет, манипулирует, а ради моральной победы готова пойти на крайнюю меру — отправить своего главного противника, пациента-бунтаря Макмерфи, на лоботомию.
Впрочем, в романе не все так однозначно, и два героя несомненно друг друга стоят — так что порой трудно понять, кто абьюзер, а кто жертва. У Макмерфи в личном деле изнасилование несовершеннолетней, а к Рэтчед он ближе к финалу не гнушается применять грубую физическую силу — в одном эпизоде так и вовсе насилие с явным сексуальным подтекстом. Возможно, поэтому уже после выхода на экраны знаменитой экранизации некоторые исследователи называли Рэтчед «худшим кошмаром американского мачизма — властной женщиной, которую подопечные мужчины сексуально не привлекают».
Экранизация Милоша Формана 1975 года, где Макмерфи сыграл Джек Николсон, а Рэтчед Луиза Флетчер, получила пять оскаровских статуэток (включая главную — за лучший фильм, а также за лучшие мужскую и женскую роли) и окончательно закрепила за медсестрой Кизи статус одной из главных злодеек в поп-культуре. Американский Институт кино, например, присвоил ей пятое место в рейтинге из пятидесяти самых отвратительных отрицательных персонажей всех времен — героиня обошла в том числе дона Корлеоне, Фредди Крюгера и Амона Гета, фашиста-психопата из «Списка Шиндлера».
![](/upload/17789/vms/44e0e24f2430e9c1eab21dee5719b554.jpg)
В 2020 году, почти полвека спустя после триумфа, мисс Рэтчед чеканной походкой вернулась в кино. Вернее, если уж совсем точно (а точность Рэтчед всегда любила), то на телевидение — главной героиней сериала Netflix ее сделал один из самых звездных шоураннеров современности Райан Мерфи. Это благодаря ему мы, например, следили за борьбой старшеклассника Пейтона Хобарда за кресло президента школы в «Политике», сопереживали королевам дрэга из «Позы» и начинающим кинодивам из «Голливуда» и дрожали от страха, следя за жизнью семьи, поселившейся в доме с призраками в «Американской истории ужасов». Во всех четырех проектах — как, собственно, и в «Сестре Рэтчед» — Мерфи выступил сценаристом, исполнительным продюсером и режиссером части эпизодов.
Идея снять приквел истории медсестры из «Пролетая над гнездом кукушки» показалась шоураннеру интересной хотя бы потому, что в книге и фильме Формана эта женщина практически «расчеловечена» — Макмерфи даже дает ей кличку Комбинат. Попытаться придать такой героине живые черты, наделить ее эмоциями и сложной внутренней жизнью — задача непростая, а потому вдохновляющая. «Имя Рэтчед, кажется, само по себе уже стало символом варварской жестокости, — говорит режиссер. — Ее образ приводят в пример, чтобы описать любое превышение полномочий, которое позволяет себе система. Мне было очень интересно придумать эмоционального персонажа, как бы рожденного из героини, всегда казавшейся чрезвычайно холодной».
![](/upload/17789/vms/0e3eb26f3d24975c7da69bc6f318b8d8.jpg)
Чтобы проследить становление Рэтчед, шоураннер отправил ее на пятнадцать лет назад — в 1947 год — и наконец наделил именем: Милдред. В книге медсестру называют исключительно по фамилии, то самое имя звучит лишь однажды, уже в фильме — так в одной из сцен называет медсестру герой Николсона, — считается, что придумала имя своей героине Луиза Флетчер, работая над ролью.
Вместе с именем у Рэтчед (ее сыграла одна из любимых актрис Мерфи Сара Полсон — она же помогала продюсировать проект) появляются чувства, и, как это обычно бывает у будущих злодеев, довольно глубокие: она болезненно привязана к брату, искренне верит в современную ей психиатрию, при этом пока еще горячо сочувствует пациентам, которых подвергают бесчеловечным «лечебным» процедурам с целью избавить от гомосексуальности. Вопросам сексуальности — и жизни ЛГБТ в отнюдь не самую демократичную в истории США эпоху — в сериале вообще уделено довольно много экранного времени. Саму Рэтчед мужчины, кажется, не особенно привлекают — она, скорее, использует их в своих целях, ведь коварства ей не занимать уже в конце 40-х. По ходу сюжета героиня начинает осознавать, что куда более нежные чувства испытывает к женщинам — и открытие не делает счастливой Милдред, привыкшую во всем быть безупречной и жить по правилам, продиктованным обществом. Главной антагонисткой — а также возлюбленной и искусительницей — для Рэтчед становится Гвендолин Бриггс (прекрасная роль Синтии Никсон, которую в последнее время нечасто можно видеть на экране), секретарша губернатора Калифорнии, давно осознавшая собственную гомосексуальность и, в отличие от Милдред, честная и живущая в мире с собой: устав от фальши и условностей, в самом начале истории Бриггс уходит от мужа-гея, с которым несколько лет прожила в фиктивном браке.
Впрочем, жестокости в сериале не меньше — а то и больше, — чем романтики. Создатель главного сериального хоррора, «Американской истории ужасов», со второстепенными персонажами так же безжалостен, как Рэтчед со своими врагами. Героям здесь делают лоботомию, отпиливают конечности, а некоторых заживо варят в кипятке. Все это в исполнении Мерфи мы уже видели — во втором сезоне «Ужасов», но тусклую палитру больницы Брайарклиф в этот раз сменили яркие конфетные цвета. Тут все как бы не всерьез — правда, менее жутко зрителю от этого не становится.
![](/upload/17789/vms/b407df69ec531252b73ee8d0ee27f593.jpg)
Героиня, придуманная Кизи, была внешне безупречной всегда: в фильме Формана она носит сложную укладку с практически забетонированными лаком завитками, а в книге автор упоминает яркий лак на ее ногтях — оранжевый, цвет «словно паяльник — не поймешь, холодный он или горячий, пока она до тебя не дотронется». В сериале художницы по костюмам Лу Эйрич (она работала с Мерфи над «Позой» и «Американской историей ужасов») и Ребекка Гуцци пошли еще дальше и одели Рэтчед в великолепные наряды по последней моде эпохи — то есть вдохновленные диоровским нью-луком, который прогремел на весь мир как раз в 1947 году. Она носит приталенные жакеты на пуговицах с юбками А-силуэта в тон, редко появляется в кадре без замысловатой шляпы (из-под которой, разумеется, видны те самые завитки в духе див старого Голливуда). Обожает темные очки, туфли-лодочки и ярко-красную помаду. Словом, одевается как типичная femme fatale из классического нуара.
Первое появление Рэтчед в кадре и вовсе очень эффектно: она выходит из авто цвета «тиффани» (чуть позже мы увидим, что медсестры в психиатрической клинике носят форму похожего оттенка — светло-изумрудный будет одним из главных цветов «Сестры Рэтчед», потому что Райан Мерфи считает зеленый и его оттенки символами похоти и зависти), на ней шляпа и бежевый плащ с приколотой к груди брошью в виде алой буквы R и такие же алые длинные перчатки — так что в голове у зрителя невольно возникают ассоциации с кровью, которой Милдред, несомненно, обагрит свои руки в ближайшее время. «Кажется, он [Райан Мерфи] задал нам самую строгую цветовую палитру из всех, с которыми мне приходилось работать, — говорит Ребекка Гуцци. — Он сказал: «Никакого красного, никакого оранжевого, никакого фиолетового. Красной должна быть только помада. И кровь».
![](/upload/17789/vms/c1d4cad8ccc3010dd1d1b8debb20cc59.jpg)
Создать образ Рэтчед художницам помогли не только фильмы 1940-х годов, но и, разумеется, модные журналы, которые они вдумчиво штудировали. Именно из старых съемок для Vogue Эйрич и Гуцци почерпнули идею о ярких контрастных аксессуарах. Рэтчед может одеваться в однотонные вещи — например, в темно-синий плащ-кейп, — но перчатки, сумка и украшения всегда будут разбавлять этот монохром — и будут алыми, бирюзовыми или коралловыми.
Безупречно продуманный модный образ — одна из многих черт, отличающих Милдред Рэтчед от окружающих. Небогатая медсестра, она выглядит словно главный редактор модного журнала — у нее есть и кейпы, и платья из джерси и бархата, и шелковый халат, и соблазнительная ночная рубашка с перьями. В самом начале мы видим флешбэк на несколько секунд, в котором героиня показана в дорогом бутике скупающей шикарные наряды — причем решение потратить деньги на жакеты и юбки явно дается ей непросто — все это говорит о том, насколько важен идеальный гардероб для самой героини. Рэтчед еще не стала повелительницей психиатрической лечебницы и вершительницей человеческих судеб — но уже умеет создать нужное впечатление, а по жизни движется царственной походкой человека, привыкшего ощущать свое превосходство. Как рассказывают художницы, существенный вклад в создание образа своей героини внесла сама Полсон: «Сара с большим энтузиазмом отнеслась к идее о том, что Милдред будет одеваться всегда по-разному, в зависимости от того, с кем ей предстоит вступить в диалог, — объясняет Ребекка Гуцци. — Ее наряд зависит от цели, которую она преследует: манипулировать, надавить или, наоборот, обольстить или утешить. Вот почему в гардеробе Рэтчед так много вещей разных цветов и силуэтов». Полсон безусловно было на кого равняться, в «психиатрическом» сезоне «Американской истории ужасов» она играла пациентку, оказавшуюся в полной власти другой властолюбивой медсестры, — монахиню с диктаторскими замашками и темным прошлым тогда играла безупречная Джессика Ланг.
Большинство других героев и героинь на контрасте с Милдред выглядят одетыми простовато и — по меркам продвинутых людей конца 40-х — недостаточно модно. В калифорнийском городке Лусия, куда приезжает Рэтчед, чтобы устроиться на работу в лечебницу, о Диоре, понятное дело, еще никто и слыхом не слыхивал. Женщины здесь носят привычный для начала и середины десятилетия Х-силуэт, мужчины — костюмы, шляпы и пальто как у Хамфри Богарта в «Касабланке». Роскошно выглядит разве что Ленор Осгуд (Шэрон Стоун), богатая наследница и заклятый враг босса Рэтчед, начальника психиатрической клиники. Она обожает меховые боа, манто и драгоценности — такие гигантские, что позавидовали бы героини «Татлера». Впрочем, в отличие от Рэтчед, Осгуд не назовешь продвинутой fashionista — она, скорее, из тех, кто просто носит все лучшее — самое дорогое — сразу.
А вот Гвендолин Бриггс, героиня Синтии Никсон, явная антагонистка Рэтчед — причем еще и на модном поле. Ее стиль — послевоенная вариация на тему женского power dressing. Она носит брючные костюмы и пиджаки в мелкую клетку с накладными плечами: смелая и прямая, Бриггс не стремится понравиться и произвести впечатление, не боится казаться «неженственной» и наслаждается тем, что периодически ей удается чувствовать себя равной мужчинам. Впрочем, за пределами офиса Гвендолин одевается чуть более расслабленно — носит пестрые шелковые шарфы и яркие брюки свободного кроя. Художницы рассказывают, что образ Бриггс отсылает к эстетике Кэтрин Хепберн, Кароль Ломбард и Розалинд Расселл. Актрисы, во многом определившие облик 1940-х — эпохи, воспоминания о которой скоро сотрут свободолюбивые 1960-е. Правда, некоторые предпочтут навсегда остаться в сумеречной эре нуара.