Стиль в фильме «Привычка жениться»
ТЕКСТ: Анна Баштовая
8 декабря исполняется 65 лет Ким Бейсингер, секс-символу, девушке Бонда и одной из самых красивых блондинок за всю историю кинематографа. В честь дня рождения актрисы вспоминаем комедию 1991 года «Привычка жениться» и разбираем, как художнику по костюмам удалось объединить в одном фильме моду 40-х и 90-х.
1948 год. Миллионер и наследник империи по производству зубной пасты Чарльз Пирл (Алек Болдуин) планирует жениться на дочери голливудского киномагната, благовоспитанной Адели. Однако за неделю до свадьбы по дороге на мальчишник в Лас-Вегасе встречает девушку своей мечты — яркую и соблазнительную певицу Викки Андерсон (Ким Бейсингер). Следующие восемь лет и полтора часа экранного времени Чарльз и Викки с песнями и драками то вступают в брак, то снова разводятся.
По признанию сценариста Нила Саймона, фильм был основан на реальных событиях. Прототипом героини Бейсингер стала звезда 40-х, актриса и певица Мари Макдональд, семь раз выходившая замуж, два из которых за обувного миллионера Гарри Карла. К тому же картина стала пророческой и для самих Бейсингер и Болдуина. Именно с этой комедии начался роман — экранный и реальный — самой горячей пары Америки начала 90-х. Он продолжился в 1993 году свадьбой, в 1994-м — совместной картиной «Побег», а в 1995-м — рождением дочери Айрленд.
С одной стороны, «Привычка жениться» была крайне негативно встречена критиками, а Бейсингер даже получила номинацию на «Золотую малину» как худшая актриса. С другой — картина полюбилась простым зрителям, а о Ким заговорили как об эталонной блондинке Голливуда, сравнивая ее с актрисами золотой эры. И не последнюю роль здесь, конечно же, сыграли костюмы.
Художник по костюмам Рут Майерс («Семейка Аддамс», «Золотой компас») при работе над фильмом мастерски совместила тренды 1948 года, когда разворачивается действие картины, и тенденции 1991-го, года, когда картина вышла на экраны. Здесь есть всё присущее концу 40-х: широкие плечи и узкие юбки, однотонные ткани и крупный горошек, массивные броши и цветастые шляпки, но при этом, как это часто бывает в комедийном жанре, сохранилась некая условность — чувствуется, что это лишь игра в стилизацию. Такой подход позволил Майерс использовать современные ткани трендовых на момент создания фильма расцветок. Например, оттенки сиреневого были нетипичны для конца 40-х, но были на пике моды в начале 90-х, поэтому Бейсингер несколько раз за фильм появляется в вещах различных оттенков этого цвета.
Кроме того, некоторые образы героини вторят коллекциям 1991 года. Так, траурный костюм с юбкой-карандаш и черным беретом в различных вариациях можно увидеть в коллекции Azzedine Alaïa осень–зима 1991, а черное платье для выступлений — в коллекции Versace, опять же осень–зима 1991.
При этом, учитывая активное возвращение в моду 90-х, многие костюмы — а именно цвета и силуэты — актуальны и сейчас. Жакеты с массивными плечами присутствуют в текущих коллекциях Alexander McQueen, Dior, Chloé, Saint Laurent; платья приталенных силуэтов и юбки-карандаш есть у Jacquemus, Lanvin, Dries Van Noten. Черное бархатное платье можно найти у Tadashi Shoji, красные платья — у Giambattista Valli, Dolce & Gabbana и Alexander McQueen, оттенки мятного (одного из главных цветов будущего сезона) — в коллекциях весна–лето 2019 у Marc Jacobs, Carolina Herrera, Christopher Kane, Victoria Beckham и Valentino. Принт polka dot есть у Creatures of Comfort и Oscar de la Renta. Ну и самый главный цвет сезона — сиреневый во всех своих вариациях от нежно-лилового до насыщенного фиолетового — есть как в текущих коллекциях осень–зима 2018 у Lacoste, Isabel Marant, Giambattista Valli, так и в коллекциях будущего года весна–лето 2019 у Victoria Beckham, Joseph, Michael Kors, Max Mara, Rochas, Valentino, Stela McCartney, Zadig & Voltaire, Peter Pilotto, Versace, Moschino и Gucci.
Особое внимание в картине уделено всевозможным головным уборам. В разноцветных шляпках щеголяет не только главная героиня, но и фактически все актрисы эпизодических ролей. Как говорит закадровый голос: «Бесконечные приемы, новые туалеты, шляпки. Количество шляпок ее особенно поражало». Здесь, безусловно, снова перекликаются тенденции конца 40-х, когда шляпка предполагалась практически к каждому наряду, с трендами начала 90-х, когда крупные дома моды вывели на подиумы моделей в шляпках. Так, например, в коллекции Comme des Garçons весна–лето 1991 головы большинства моделей украшены шляпками-цветами в стиле 40-х. В текущих коллекциях Matty Bovan, Marc Jacobs, Celine, Erdem, Ann Demeulemeester, Chanel, Gareth Pugh, Acne Studios и Calvin Klein опять же присутствует немало головных уборов.
Что касается мужских образов, то здесь безусловно прослеживается отсылка к знаменитым актерам конца 40-х. У Алека Болдуина и его друзей волосы зализаны на манер Хамфри Богарта (в 1948 году как раз вышла одна из самых успешных его картин «Ки-Ларго») и Грегори Пека (получившего все в том же 1948 году номинацию на «Оскар» за «Джентльменское соглашение»). А в одной из сцен Болдуин и вовсе появляется в шляпе и пальто а-ля Богарт и практически цитирует сцену из «Касабланки». К тому же, как и в случае с женскими образами, костюмы героев объединяют в себе моду конца 40-х, тренды начала 90-х и тенденции текущего сезона. Здесь и прямые неприталенные рубашки с мелким принтом и флоральным рисунком, и брюки на завышенной талии, и разнообразные очки в округлой оправе.