Темы
T

спецпроект

10 удивительных экспонатов выставки «Дагеротип, автохром, полЯроид. 1/1»

Что было до современной цифровой фотографии и кто они — первые в истории фотографы.

Текст: Полина Крюкова

Комментарии: Ольга Аверьянова


В этом году исполнилось 180 лет со дня изобретения фотографии. В честь этого события 19 ноября в ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1». Что предшествовало современной цифровой технологии, что попадало в кадр фотографа и почему? Кто они – любители или художники? И как фотография стала искусством? Выставка поможет найти ответы на вопросы. В нашем материале куратор Ольга Аверьянова представляет десять работ выставки.

ДАГЕРОТИП

ДАГЕРОТИП

Изобретение фотографии, а точнее, черно-белого дагеротипа — заслуга французского ученого Луи Дагера. Вместо привычной сегодня фотобумаги он предложил использовать натертую войлоком до зеркального блеска металлическую пластину, на которой при помощи химической реакции от взаимодействия йодистого серебра и паров ртути появлялось на удивление точное изображение. Патент на это изобретение был куплен правительством Франции, а 19 августа 1839 года был опубликован доклад о дагеротипии. Эта дата и вошла в историю как день рождения фотографии. 

АВТОХРОМ



Антуан Клоде


БЕЗ НАЗВАНИЯ. 1852–1858

ПОЛЯРОИД

Антуан Клоде, продавец цветного стекла из Лондона, в 1850-х годах увлекся стереофотографией — это метод съемки, предполагающий наличие у камеры двух объективов вместо одного. Поначалу снимали два отдельных кадра. Важен был результат — пара одинаковых изображений с необходимым смещением от центральной оси. Стереофотография не создает в реальности объемное изображение, но позволяет произвести хитрую подмену, сконструировать трехмерную иллюзию, особым образом снятую и подготовленную для созерцания. Клоде сделал несколько усовершенствований в этой области, в частности, сконструировал складной стереоскоп. Его стереоскопические фотографии имели большой успех. 


Фредерик фон Мартенс был писателем и фотографом-любителем. Как и многие художники-граверы или рисовальщики того времени, Фредерик заинтересовался новой технологией — фотографией, освоив дагеротип. В 1845 году он разработал собственную камеру, чтобы делать панорамные снимки. На Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году Мартенс представил панорамный вид Монблана, изготовленный из четырнадцати фотографических пластин. В «Новой истории фотографии» Мишеля Фризо есть описание этой работы: «Своеобразная магия присуща панорамным дагеротипам Фредерик фон Мартенса… Благодаря предпринятой Дагером «рекламе» снимки великого города, ранее известного многим лишь по гравюрам (и потому во многом остававшегося воображаемым), расходятся по всей Европе, достигают королевских резиденций и публичных выставок. Отныне каждому предоставляется возможность увидеть подлинный Париж — в мельчайших деталях, с неслыханной доселе точностью».




Фредерик фон Мартенс


Панорама Парижа. Берега Сены, снятые с крыши Лувра. 1844



Сергей Левицкий


Русский рысак Лебедь. 1849–1855

Сергей Левицкий, один из известных портретистов XIX века, оставил в своем наследии в том числе дагеротип с изображением знаменитого русского рысака Лебедя. В XVIII веке повсеместно возникла острая потребность в легкоупряжной сильной лошади для использования в сельском хозяйстве и для перевозок. Вывести нужную породу в России удалось графу Алексею Григорьевичу Орлову. Именно он ввез в страну ценнейшего и очень красивого арабского жеребца Сметанку, который был приобретен у турецкого султана за огромную по тем временам сумму — 60 тысяч серебром. Свою кличку лошадь получила за светло-серую масть, почти белую, как сметана. У Сметанки было потомство. Рысак Лебедь был ее внуком — сухопарым, роскошным жеребцом на высокой, резвой рыси. Он дал большое потомство, от него появились жеребцы Лебедь II, III и IV. Возможно, один из них и представлен на этом дагеротипе.


АВТОХРОМ

Автохромный способ съемки был изобретен и запатентован братьями Люмьер (теми самыми, что 25 января 1896 года напугали всех пришедших в кинозал «Прибытием поезда»). «На стеклянную пластину наносился тонкий слой равномерно перемешанных гранул картофельного крахмала, окрашенных красным, синим и зеленым цветами», — объясняет куратор выставки. Автохром сразу завоевал популярность у любителей. Теперь создавать изображения могли не только ученые-изобретатели, но и фотографы-художники. 



Антонен Персонна


Без названия. 1907-1936

Лирический, атмосферный пейзаж Антонена Персонна чем-то напоминает зимние пейзажи Клода Моне или Камиля Писсарро. Автохромы появились в начале ХХ века, но большинство фотографов находили вдохновение именно в живописи импрессионистов. Эстетика любительских автохромов в конце концов привела фотографов к слишком популярным и тривиальным темам, чтобы их снимки можно было отнести к разряду произведений искусства. Но их трогательная сентиментальность, способность запечатлеть безмятежность окружающего мира не могла не привлекать интереса.


ПОЛЯРОИД

Моментальная фотография (или одноступенный фотопроцесс) был изобретен ученым и предпринимателем Эдвином Лэндом. В 1930-х годах у него была своя фирма по производству солнечных очков и светофильтров. Однажды к нему подошла дочка и спросила: «Папа, а почему нельзя увидеть картинку сразу?» Для того чтобы ответить на вопрос, а точнее, найти решение этой проблемы, Лэнду потребовалось около пяти лет, и к 1948 году уникальная технология моментальной фотографии была разработана. 

Американский фотограф Мюриэль Эрман-Мандель работала в том числе и с поляроидной фотографией. Особенность ее техники заключалась в том, что автор в течение нескольких часов работы с моделью создавала большое количество отдельных снимков, затем отбирала нужные и соединяла в большое, многослойное произведение. Весь процесс создания работы мог занимать от одного дня до нескольких недель. «Японка» — это модернистский «пазл», составленный из отдельных модулей — стандартных поляроидных карточек. 




Мюриэль Эрман-Мандель


ЯПОНКА. 1983

Вернер Павлок — всемирно известный художник и фотограф из Штутгарта. Лица и цветы являются наиболее характерными темами работ Павлока. В отпечатке «Сабина» автор не скрывает диалога с иконографией древнеримской богини Флоры, культ которой был распространен у сабинян, особенно в Средней Италии. В честь этой богини цветов, плодов и весны у сабинян был назван месяц, соответствующий современному апрелю или маю. 





Вернер Павлок


Сабина I. 1987

Пожалуй, в мировой истории фотографии нет более знаменитого пейзажиста, чем Энсел Адамс. Впервые Энсел посетил Йосемитский национальный парк в 1916 году вместе с семьей. Знаменитая долина попала под акт о защите природы 1864 года, подписанный Авраамом Линкольном. В 1917 году Энсел Адамс возвратился в Йосемити с большой профессиональной камерой и триподом. Фотограф писал о своей работе: «В такой сверхмощной по энергетике области, как долина Йосемити, трудно сделать снимок, который бы не казался повторением прошлых работ. Объекты определены и легко узнаваемы, точки, с которых можно фотографировать, ограничены. Поэтому самое важное — это стремление к индивидуальной и яркой визуализации каждого кадра».




Энсел Адамс


Йосемитский водопад. 1979

К началу 1970-х годов Уэгман получил широкое признание как живописец. Его работы были выставлены в музеях, международных галереях, а персональные выставки состоялись в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Дюссельдорфе. Все изменилось, когда в 1972 году в его доме появилась первая собака породы веймаранер по кличке Ман Рэй, которого он начал фотографировать. О нем Уэгман скажет много лет спустя: «Некоторые собаки не любят, когда на них смотрят. Ман Рэй в этом нуждался. Окруженный вспышками, стоящими по обе стороны большой камеры, он чувствовал себя в своей тарелке и не противился новым трюкам. После вспышек света Ман Рэй начинал буквально светиться. Он, казалось, становился больше и величественнее. Поначалу я не планировал его фотографировать долго, но иногда брал в студию, и он всегда попадал в кадр… Я наводил на него камеру, и он становился просто магически неподвижен».




Уильям Уэгман


Без названия. 1987

Концепция «фотографического» в искусстве постмодернизма ХХ века основана на том, что художники продумывают методы съемки, образы и события специально для камеры. Эта фотография Сэнди Фельман из серии «Японская татуировка», изданной в виде альбома в 1986 году. Тема связана не столько с эстетической составляющей татуировки, но в том числе и с определением инаковости человека в пространстве глобального мира. В то же самое время, не показывая полного изображения тела, декоративность здесь становится превалирующей, что позволяет поставить снимок в один ряд с традиционными цветочными композициями.




Сэнди Фельман


ЯПОНСКАЯ ТАТУИРОВКА. 1984

Продюсер — Светлана Павлова

Фотограф — Дмитрий Коньков

Дизайнер — Ксения Майданюк

Менеджер — Али Мураткали

{"width":1200,"column_width":100,"columns_n":12,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}