5 причин смотреть 3D-фильм «Каннингем»
6 февраля кинокомпания Beat Films выпускает в российский прокат документальную ленту об одном из главных хореографов XX века Мерсе Каннингеме. Историк танца и автор медиа о хореографии No Fixed Points Вита Хлопова посмотрела фильм и рассказывает, почему это стоит сделать всем.
В 2019 году танцевальный мир отмечал столетие со дня рождения Мерса Каннингема: показами его работ, лекциями, конференциями и выставками. В России культовый американский хореограф известен, увы, куда меньше, так что юбилей прошел почти незамеченным. И тем не менее неоценимый вклад в сохранение памяти о Каннингеме внесла наша соотечественница, режиссер Алла Ковган, запечатлевшая уникальную хореографию Мерса в формате 3-D.
Оригинальный состав танцевальной труппы Мерса Каннингема
Роберт Раушенберг, Trophy I (for Merce Cunningham), 1959
Удивительным образом Ковган удалось избежать как высокопарных банальностей, так и высоколобой академичности, понятной лишь исследователям современного танца. Этот фильм хочется показать всем, кто занимается или хочет заниматься хореографией, но и не только им. История Каннингема может послужить поддержкой и вдохновением любому из нас в минуты безнадежности. Классик американского искусства показан нам в том числе и в самое непростое и голодное время, когда он с труппой путешествовал по стране на стареньком фольксвагене, а питались артисты в полном смысле слова подножным кормом: доказательством служит ужин у костра грибами, собранными великим композитором Джоном Кейджем. Великий Мерс шел к триумфу долго и куда раньше славы узнал нужду. Возможно, молодым хореографам будет утешительно помнить об этом.
Фильм уже был показан два раза в рамках фестиваля современной хореографии Context.Diana Vishneva, но, конечно, работы такого масштаба требуют куда более широкого проката. Для этого есть как минимум пять причин.
читайте также
Хореограф новой «Жизели» Акрам Хан: «Классика для богов. Современность для людей»
Пример для подражания: Майя Плисецкая
1. 3D-формат
Вероятно, многие помнят невероятный успех фильма Вима Вендерса «Пина», посвященного Пине Бауш. Там был и легендарный город Вупперталь, ставший для хореографа родным, знаменитая подвесная железная дорога, много танцев на природе, но не было самой Пины. Незадолго до съемок она скоропостижно скончалась, и режиссер принял решение переписать сценарий и все-таки закончить оду великой Пине. Так, Вендерс поднял планку фильма о хореографии на почти недосягаемую высоту. Во многом еще и потому, что доказал необходимость сложного и дорогого формата 3D для съемок хореографии. И фильм Аллы Ковган, также снятый в 3D, дает возможность увидеть танец буквально изнутри.
2. Великий Мерс Каннингем
Алле Ковган удалось не только создать портрет одного из главных хореографов XX века, но и рассказать о жизни нью-йоркской богемы того времени. Калейдоскопом проносятся в фильме образы и живые голоса Энди Уорхола, Роберта Раушенберга, Джона Кейджа или Джаспера Джонса. Рассказ в формате «родился, сочинил, станцевал, умер» был бы интересен в рамках лекции, но гораздо важнее было показать внутренний мир хореографа на фоне мира окружающего: то, как он ставил и что его вдохновляло. Редкие записи, которые можно найти в интернете, демонстрируют хореографию Мерса как пыльный музейный экспонат. Современного человека эти записи не убедят в том, что Каннингем был величайшим новатором современного танца. А вот Алле Ковган удалось пробраться внутрь этой хореографии и счистить с нее потускневшие слои старой краски.
Джон Кейдж, Мерс Каннингем и Роберт Раушенберг. Кадр из фильма «Каннингем»
3. Безупречное исполнение
Хоть труппа Каннингема и была расформирована спустя два года после его смерти (по условиям его завещания, совершив прощальное мировое турне, Merce Cunningham Dance Company официально перестала существовать), в мире остались институции, имеющие право исполнять его хореографию. Французский центр современного танца CNDC — в их числе. Сложнейшая хореография Каннингема исполнена здесь настолько искусно, что отрывки из этого фильма стоило бы показывать на лекциях молодым хореографам. Второе, что бросается в глаза, — это нетривиальный выбор работ Каннингема. Здесь нет самых известных его работ, но из нескольких сотен постановок, им созданных, режиссеру удалось выбрать такие, что показывают талант Мерса со всех сторон.
читайте также
4. Алла Ковган
Российские знатоки современного танца хорошо помнят это имя. Алла — основатель легендарного в свое время фестиваля «Кинотанец», который она проводила в Петербурге вместе с директором фестиваля современного танца Open look Вадимом Каспаровым. «Кинотанец» просуществовал с 2001 по 2011 год и стал глотком свежего воздуха для всех, кто серьезно изучал современную хореографию в то время. То, что именно российский режиссер так тонко и изящно поняла и показала творчество великого американского хореографа, — отдельный повод для гордости (о том, как Алла Ковган переехала в Америку и взялась за жизнеописание Каннингема, читайте в ее интервью The Blueprint).
Кинестетическая эмпатия: Алла Ковган и ее документальный фильм о хореографе Мерсе Каннингеме
Кадр из фильма «Каннингем»
5. Понятно о сложном
Каннингем создавал свою хореографию по примеру Джона Кейджа, полагаясь на случайность. Порядок движений, используемых в танце, решали не логика и удобство исполнения, а игральные кости. Когда читаешь об этом методе в книгах и статьях, то и дело спотыкаешься о сложные философские описания. Но Мерс никогда не хотел быть умышленно сложным для зрителя. А самое простое, но емкое описание того, как строилась его работа над постановкой, звучит именно в этом фильме.