Blueprint
T

5 впечатляющих фактов о шоу Бьорк Cornucopia

Футуризм, 3D-проекции, Грета Тунберг и другие причины съездить на концерт Бьорк в Лондон, Дублин или Брюссель.

Весной 2019 года в Нью-Йорке с помпой открылся арт-центр The Shed. Одной из первых премьер центра стала новая концертная программа Бьорк Cornucopia (на латыни — «рог изобилия»), которую придумали специально под запуск The Shed. 100-минутное шоу о будущем Земли поставила одна из ведущих нынешних кинорежиссеров-авторов — аргентинка Лукреция Мартель, а костюмы придумала дизайнер-авангардистка Ирис ван Херпен. Фантасмагорическое зрелище, приуроченное к альбому певицы Utopia, показали в The Shed восемь раз. 17 августа шоу стартует в Мехико, где будет идти шесть вечеров. В ноябре Cornucopia доберется и до Европы: уже назначены концерты в Брюсселе, Лондоне, Глазго, Дублине и люксембургском Эш-сюр-Альзетте. Шоу называют лучшим творением Бьорк — и, похоже, его нельзя пропустить.

#1

Сцена


«Самый сложный постановочный концерт на сегодняшний день». С таким заголовком вышли афиши к мировой премьере Cornucopia в The Shed — в мае 2019-го. Если коротко, это психоделическая сказка-предостережение, показывающая суровое будущее окружающей среды. Название выбрано не случайно — оно напоминает о плодородии и богатстве Земли, которая сегодня страдает из-за действий человека. О современном состоянии планеты напоминают и декорации: светящиеся платформы в виде айсбергов и обрамляющие сцену разноцветные нити — волокна растений. Они же выполняют функцию импровизированного экрана, на котором портрет Бьорк растворяется на фоне цветов и горных пейзажей.

#2

Команда


В рецензиях на премьеру Cornucopia в Нью-Йорке часто мелькает слово «фантасмагория». Лучшего описания тому, что происходит на сцене, не найти: 53-летняя Бьорк скачет по светящимся платформам в золотой маске и футуристическом платье, а полсотни детей из хора Hamrahlíð в какой-то момент перемещаются прямо в толпу зрителей. И все это на фоне психоделических видеопроекций. На воплощение концепции шоу (и изготовление алуфона, органных труб и других необычных музыкальных инструментов) у режиссера Лукреции Мартель было чуть больше четырех месяцев — ничтожные сроки для такой грандиозной задумки.


К юбилейному, десятому концертному туру Бьорк подошла основательно и пригласила большую команду 3D-художников. Например, Тобиаса Греммлера, автора клипа на песню певицы Tabula Rasa. Звук Бьорк тоже вывела на новый уровень: над 360-градусной технологией музыкального погружения трудились сразу две аудиокомпании. В интервью Dazed Бьорк отметила, что было очень важно использовать в шоу digital-элементы: «Я хотела, чтобы это [представление] было очень цифровым и очень акустическим, неэлектронным. Типа: „Давайте начнем все сначала в новом мире, но у нас будет высокотехнологичное оборудование на солнечной энергии“. Это научно-фантастический подход».

#3

Костюмы


Для человека, называющего моду «фашизмом», главным критерием выбора костюма является оригинальность. Причем чем более странным и запоминающимся будет наряд, тем лучше. Над костюмами для шоу работали дизайнер Ирис ван Херпен (с любительницей сложного кроя и космических форм Бьорк работает уже несколько лет) и креативный директор Balmain Оливье Рустен. К последнему Бьорк обратилась под впечатлением от показа haute couture весна—лето 2019. Оно и понятно — первую кутюрную коллекцию Рустена можно описать тремя словами: «футуризм», «асимметрия» и «гротеск». В платья Balmain одеты участницы септета Viibra. Сама Бьорк появляется на сцене в трех нарядах бренда, включая белое платье с рукавами в виде гигантских шаров, которые повторяют ее прическу. Не обошлось и без традиционного маскарада — Бьорк появляется в золотой маске, по форме напоминающей крылья (в похожих певица выступает с 2003 года). Такие же маски носят и аккомпанирующие певице исландские флейтистки Viibra; а вот хористы Hamrahlíð, наоборот, одеты в традиционные исландские костюмы.



#4

Музыка


Всего в шоу вошли 25 композиций, и все — от Venus as a Boy (1993) до Utopia (2017) — в новых аранжировках. Их Бьорк исполняет на пару с полусотней детей из исландского хора Hamrahlíð, с которого когда-то начиналась и ее музыкальная карьера. Треки дополняют (а иногда и вовсе перекрывают) звуки насекомых и поющих птиц. И да, микрофоны приделаны даже к аквариумам, куда барабанщик Ману Дельгадо выливает воду в такт мелодии. А в одном из самых впечатляющих моментов шоу участницы Viibra играют на одной гигантской арфе, спущенной прямо с потолка. По словам Бьорк, этот номер демонстрирует еще одну важную идею Cornucopia — силу женской поддержки.





#5

Экология


Эта тема волновала Бьорк задолго до того, как об устойчивом развитии заговорили модные бренды и крупные мировые компании. В 2011-м исландка выпустила альбом Biophilia, посвященный связи науки и окружающей среды, а в 2013-м Бьорк на пару с натуралистом Дэвидом Аттенборо вела программу о влиянии природы на музыку. Тема экологии лежит и в основе шоу Cornucopia — в нем Бьорк стремилась показать альтернативную реальность, где человек создает, а не разрушает. Ближе к финалу концерта все это говорят прямым текстом: на экране транслируют видеообращение 16-летней экоактивистки Греты Тунберг, которая призывает бороться за будущее планеты. «В 2078 году я буду отмечать 75-летие. Если у меня будут дети, возможно, они спросят, почему я ничего не сделала, когда еще можно было что-то изменить, — говорит Тунберг. — У них [политиков] закончились оправдания, а у нас заканчивается время. Но я здесь, чтобы сказать вам, что грядут перемены, нравится им это или нет. Реальная власть принадлежит народу».



{"width":1200,"column_width":111,"columns_n":10,"gutter":10,"line":30}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}