Дурной пример
3 августа в Госдуме прошло первое заседание Группы по расследованию антироссийской деятельности в сфере культуры, которую немедленно сравнили с Комиссией по антиамериканской деятельности сенатора Джозефа Маккарти. В 1950-х, на фоне «красной паники» в США он искал врагов государства среди членов коммунистической партии — и начал с либеральной интеллигенции. Рассказываем, что такое «маккартизм» и какую политическую повестку формируют правые реакционные взгляды, популистская риторика и насаждаемая паранойя.
На первом совещании, как написано на сайте Группы по расследованию антироссийской деятельности в сфере культуры (ГРАД), встретились председатель партии «Справедливая Россия — За Правду» Сергей Миронов, сопредседатель той же партии писатель Захар Прилепин, председатель Комитета ГД по делам национальностей Геннадий Семигин, депутат Дмитрий Кузнецов, сенатор Сергей Безденежных, а также «представители партий, общественные деятели и деятели культуры» — например, писатель и блогер Роман Антоновский и художник Алексей Гинтовт.
Джозеф Маккарти
заседание града
Цель группы, по словам Дмитрия Кузнецова, — это «реализация государственной культурной политики, «отмена прозападной цензуры» и, согласно манифесту организации, «создание открытого реестра деятелей культуры, которым не рекомендуется занимать управляющие государственные должности из-за их антигосударственной позиции». На сайте ГРАДа уже есть форма «сообщить об агенте» и составлены первые списки, в которых уже включили генерального директора Первого канала Константина Эрнста, участников группы «Би-2», директора Большого театра Владимира Урина и телеведущего Ивана Урганта.
Одной из первых инициатив ГРАДа станет обращение к руководству Большого театра и Первого канала с просьбой «оказать влияние» (что бы это ни значило) на фигурантов первого списка — режиссера Александра Молочникова и телеведущего Ивана Урганта. Об этом сказал на заседании группы депутат Дмитрий Кузнецов, руководящий штабом Захара Прилепина. Причиной для этого заявления, уточнил депутат, стала позиция режиссера и телеведущего по боевым действиям на Украине.
Александра Молочникова члены группы предлагают отправить на «экскурсию в Донбасс», а Ивана Урганта настоятельно просят «поддержать наших ребят». В случае, если ни первое, ни второе не случится, ГРАДовцы предлагают театру и каналу пересмотреть контракты с Молочниковым и Ургантом. Не забыли участники собрания и об отказе «Би-2» провести концерт в Омске на фоне баннера «За президента».
«Мы проанализировали, кто из экспертов Фонда кино как реагировал на происходящее — никто не поддержал государство и военную спецоперацию. Проанализировали жюри крупнейшей российской литературной премии — там тоже из 100 человек никто не поддержал спецоперацию. Это свидетельство эффективности прозападной пропаганды, профессионализма „пятой колонны“», — говорил 3 августа Кузнецов.
«В рамках развития и поддержки вашей идеи „русского маккартизма“ предлагается изъять из свободной продажи все альбомы Пола Маккартни, за исключением альбома Back in USSR», — парировал 5 августа в своем канале в Telegram ознакомившийся с полуторачасовой записью заседания Иван Ургант.
Редкий случай в современной истории, когда опыт западных коллег пришелся к нашему государственному двору. В связи с этим составили краткую
историю маккартизма.
Константин Эрнст
Александр Молочников
Иван Ургант
«БИ-2»
Владимир Урин
1.
Предыстория
Голливуд полег первым
Вообще-то «эпоха маккартизма» началась в Америке за несколько лет до 1950 года, в котором вся страна узнала имя сенатора из Висконсина. В 1947 году президент США Гарри Трумэн подписал закон, согласно которому все федеральные государственные служащие были обязаны проходить проверку на «лояльность». Признаком «нелояльности» было названо членство в «тоталитарных, фашистских, коммунистических или подрывных группах» и симпатия к ним.
Джозеф Маккарти
Коммунистическая партия США уже давно раздражала власти — с начала 1920-х, когда в Америке после русской революции 1917 года начало развиваться анархистское и профсоюзное движение. Во время Великой депрессии и укрепления фашизма в Европе (коммунисты занимали антифашистскую позицию) компартия росла на глазах, в начале 1940-х это была уже серьезная политическая сила. Во время Второй мировой войны США и СССР сражались против Германии, поэтому проблеме «красной угрозы» американцы уделяли меньше внимания. Но это было временно. В обращении к Конгрессу в марте 1947 года Трумэн провозгласил новую доктрину внешней политики страны, согласно которой Соединенные Штаты брали на себя задачу противостоять советской геополитической экспансии. Эта доктрина стала известна как Доктрина Трумэна — США обязались поддерживать антикоммунистические движения в Греции, Китае и других странах, которые могли представлять интерес для СССР.
В том же 1947 году на патриотическую арену с ноги зашел Голливуд, в котором придумали, как успешно бороться с профсоюзным движением. Киностудии в тот момент переживали серьезный экономический кризис, сокращали штаты, урезали зарплаты — а профсоюзы своими забастовками очень мешали оптимизации бюджета. Созданная еще в 1930-х годах Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности при Конгрессе США очень кстати возобновила свою работу — теперь все работники индустрии, требовавшие достойной оплаты труда, просто приравнивались к подрывным элементам. Чтобы сломать солидарность трудящихся, их поставили перед выбором: или сдаешься сам, или сдаешь товарищей. Но некоторые выбрали третий вариант. Самым громким делом того времени стал случай «голливудской десятки», когда десять кинематографистов, которых подозревали в связи с коммунистической партией, отказались давать показания Комиссии. В эту десятку вошли: Алва Бесси, Герберт Биберман, Эдвард Дмитрык, Лестер Коул, Ринг Ларднер-младший, Джон Хоуард Лоусон, Альберт Мальц, Сэмюэл Орниц, Адриан Скотт и Далтон Трамбо. Все они получили один год тюремного заключения и на долгое время лишились работы — любой.
Президент Американской ассоциации кинокомпаний Эрик Джонстон тогда заявил, что ни один коммунист не получит у него работы. Уолт Дисней, не очень большой поклонник трудового права, социалистов и заодно евреев, был счастлив. Глава Гильдии киноактеров США Рональд Рейган — тоже (профсоюзное движение имеет свойство иногда вставать на точку зрения работодателя, водится за ним такой грех). Хамфри Богарт, Джин Келли и Джон Хьюстон, рискуя карьерой, публично призывали прекратить преследование коллег, но это не помогало — паранойя, доносы и бесконечное составление списков продолжались еще несколько лет.
Апофеоз наступил в июне 1950 года, когда еженедельник Counterattack напечатал памфлет Red Channel, включавший список из 151 человека, названных «красными фашистами и их симпатизантами». За год до этого в Китае пришел к власти Мао и такое в США уже стерпеть не могли. Тут и настал звездный час сенатора Джозефа Маккарти.
2.
С чего все началось?
Речь Маккарти 1950 года
9 февраля 1950 года на празднованиях в честь дня рождения Авраама Линкольна в в Западной Вирджинии сенатор-республиканец от штата Висконсин Джозеф Маккарти сказал следующее: «Прошло пять лет с тех пор, как была выиграна мировая война, и сердца людей ждут мира, а разум — покоя и избавления от тяжелых воспоминаний. Но сейчас не то время — не время мира. Это время, когда мир расколот на два огромных, все более и более враждебных друг другу лагеря, время великой гонки вооружений. Сегодня мы уже слышим рокот и громыхание крепнущего бога войны. Обнадеживает только то, что час икс еще не наступил, что не раздается еще ружейная стрельба и взрывы бомб, которые приведут человечество к последней точке — самоуничтожению. Надежда еще остается, если мы наконец осознаем, что рискованно закрывать глаза на очевидные факты, что грозящая нам война — не столкновение двух народов за земли или материальную выгоду, а конфликт двух по-настоящему враждебных идеологий. Глубочайшее противоречие между демократическим, христианским миром и атеистическим, коммунистическим не в политике, господа, а в морали». С этой речи принято отсчитывать один из самых тяжелых периодов американской истории.
3.
Как это работало?
Доносы и публичные слушания
Массовые увольнения с государственных должностей и из университетов, публичные сжигания книг «писателей-коммунистов» и изъятие их из библиотек, разгон профсоюзов и в плюс к этому агрессивная гомофобная кампания, которая должна была затронуть в первую очередь представителей либеральной интеллигенции, — вот методы, которыми действовал Маккарти.
За два года он, при негласной поддержке будущего президента США республиканца Дуайта Эйзенхауэра (Эйзенхауэр вступил в должность в 1953 году, с 1945-го по 1953-й президентом был демократ Гарри Трумэн, с которым у Комиссии большой дружбы не было — несмотря на Доктрину Трумэна) стал одним из самых влиятельных людей в стране. Эйзенхауэр, конечно, Маккарти пользовался — в политике часто выпускают сначала на сцену агрессивного радикала для разогрева и проверки настроений публики.
заседания комиссии по антиамериканской деятельности
В 1952 году Джозеф Маккарти стал главой сенатской Комиссии по правительственным операциям и Постоянного подкомитета по расследованиям. Его сторонники получили контроль над Подкомиссией Сената по внутренней безопасности и Комиссией Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности. В течение следующих двух лет Маккарти постоянно был в центре внимания, изводя различные правительственные ведомства и допрашивая бесчисленных свидетелей об их предполагаемой принадлежности к коммунистической партии. Сколько-нибудь правдоподобных обвинений ему выдвинуть не удавалось, но жизнь фигурантов его дел быстро превращалась в ад — коммунистов теперь боялись как чумы. Борьба с «врагами народа» в США не носила настолько жестокий характер, как в СССР, но паранойя внутри общества по масштабам была вполне сравнима. Доносы, часто с абсолютно абсурдными обвинениями, стали обычным делом, и подвергнуться общественному осуждению или потерять работу можно было из-за ссоры с соседом.
В 1954 году Маккарти не рассчитал силы и пошел искать подрывные элементы в американской армии. Голливудских сценаристов стране было не очень жалко, но покушение на героев недавней войны в сознание американцев уже не укладывалось. Дикое 36-дневное слушание «Армия—Маккарти» закончилось тем, что юрист, консультант армии США Джозеф Уэлч на всю страну спросил, «есть ли у сенатора еще хоть капля совести». На следующий день Маккарти проснулся не трибуном, а изгоем.
4.
Кто еще был против?
Журналисты и сочувствующие
1954 год — великий момент в истории американской журналистики. Ее герой — Эдвард Марроу, ветеран политической журналистики, чьи прямые репортажи из Европы во время войны на радио CBS слушала вся Америка. В 1950-х он со старой командой работал уже на телевидении — по его же словам, «пытался освоить новую профессию» (Тут надо понимать, что как раз во время маккартизма американское телевидение стало мощным пропагандистским инструментом, до того оно было в основном развлекательным). 9 марта 1954 года, за три месяца до исторического выступления Уэлча от лица армии, Марроу на собрании коллег-журналистов сказал: «Никто не может запугать весь народ, только если сам народ не будет в этом помогать».
Эдвард Марроу
Вечером того же дня в эфир вышел специальный выпуск его программы See It Now, в которой он и так регулярно критиковал Маккарти. Но в этот раз выпуск был целиком посвящен фигуре сенатора и противоречиям в его заявлениях. Рекламу передачи Марроу оплатил сам, CBS запретило ему использовать свой логотип. В офис медиакомпании стали приходить сотни писем от благодарных телезрителей, Марроу стал звездой: на улицах ему сигналили водители, прохожие кричали: «Отличное шоу!» Именем Марроу с тех пор разве что не крестили начинающих журналистов. В 2005 году о противостоянии журналиста Марроу и сенатора Маккарти Джордж Клуни снял фильм «Доброй ночи и удачи».
«Доброй ночи и удачи», 2005
Президенту Эйзенхауэру, несмотря на дружбу с Маккарти, пришлось публично осудить политическую инициативу сенатора. Против него выступил и председатель Республиканской партии Леонард Холл. Представители американских вооруженных сил обвинили сенатора в подтасовке фактов, и расследование этих обвинений было поручено — вот неожиданность — специальной комиссии. Процесс не транслировался по радио и телевидению с целью исключить фигуру Маккарти из поля зрения общественности.
Спустя два года Маккарти скончался от цирроза печени в больнице города Бетесда в возрасте всего 48 лет. Его дело, впрочем, с энтузиазмом продолжал директор ФБР Эдгар Гувер, который находился в должности до 1972 года. Однако такой рекламы их дело не получало больше никогда.
Некоторые жертвы
«охоты на ведьм» в США:
Чарли Чаплин
В сентябре 1952 года Чарли Чаплин отправился в Лондон на мировую премьеру своего фильма «Огни рампы» — Эдгар Гувер воспользовался ситуацией и добился от иммиграционных властей запрета на обратный въезд актера и режиссера в США. По причине того что имя Чаплина фигурировало в списке «сочувствующих коммунистической идеологии», который подготовил писатель Джордж Оруэлл. До своей смерти в 1977 году Чаплин жил в Швейцарии.
Роберт Оппенгеймер
Американский физик, «отец атомной бомбы» в 1949 году дал показания перед Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности и признал, что имел связи с Коммунистической партией в 1930-х годах. В 1954 году, после расследования дела Комитетом безопасности, Оппенгеймера, который после войны был главным советником Комиссии США по атомной энергии и выступал в поддержку международного контроля над ядерной энергией, лишили допуска к секретной работе.
Артур Миллер
Ближайший друг Миллера (это он познакомил драматурга с будущей женой Мэрилин Монро) режиссер Элиа Казан назвал Комиссии по антиамериканской деятельности имена коллег, «сочувствующих коммунистам». После этого Миллер не разговаривал с ним десять лет. Сам он давать показания отказался и был в 1957-м на год сделан невыездным, но его приговор удалось отменить после апелляции. По мотивам происходившей в стране истерики Миллер написал пьесу «Суровое испытание» о судебных процессах над ведьмами в Салеме в 1692 году.
Далтон Трамбо
Великий американский сценарист и режиссер был в знаменитой «десятке», отказавшейся давать показания против «коммунистов». После 11 месяцев тюрьмы Трамбо вместе с семьей уехал в Мексику. Там он продолжил писать — уже под псевдонимами. В 1956 году фильм «Отважный» получил премию «Оскар» за лучший сценарий, который был им написан под псевдонимом «Роберт Рич». В титрах «Римских каникул» с Одри Хепберн, которые вышли в 1953-м, имени Трамбо тоже не было.