Blueprint
T

Да здравствует неосоцреализм!

Алиса Литвинова

На этой неделе Министерство культуры отправило на доработку проект указа президента «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», грозившего нам введением новой государственной цензуры. На паузу инициативу поставили после шквала критики из профессиональных сообществ — первыми выступили театральные деятели, которых на этой неделе поддержали и кинематографисты. Театральный критик Алиса Литвинова рассказывает о проекте и какими традиционными ценностями он грозит нам всем.

ля начала обозначим, в чем, согласно составителям проекта, заключается угроза для «традиционных ценностей». Это, среди прочего, — «деятельность экстремистских и террористических организаций, действия США и их союзников, транснациональных корпораций, иностранных некоммерческих организаций». К ценностям в документе предлагают отнести патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, высокие нравственные идеалы, крепкую семью, созидательный труд и приоритет духовного над материальным.


Не обсуждая содержательную составляющую проекта, надо сказать про жанр. Этот проект — конечно, утопия. Непросто поверить, что, если проповедовать «высокие нравственные идеалы» и «приоритет духовного над материальным», коллективизм и патриотизм, то страна быстро и навсегда достигнет «высокого уровня развития человеческого потенциала» и устоит «перед лицом глобального ценностного кризиса».


Некоторых даже может посетить страшное подозрение, что государство обещает прекрасное, гармоничное будущее, чтобы создать себе законодательно закрепленный институт цензуры в информационном пространстве, культуре, науке и образовании.


За обещанным светлым образом мерещится призрак СССР. По крайней мере, в виде возможности возвращения государственной цензуры. Именно об этом говорил председатель Союза театральных деятелей Российской Федерации Александр Калягин и поддержавшие его художественные руководители театров (от директора Большого театра Владимира Урина до художественного руководителя Театра на Малой Бронной Константина Богомолова).


Разделение ценностей на свои и чужие, на позитивную идеологию и деструктивную, рифмуется с социалистическим и капиталистическим лагерями, противостояние которых, как известно, закончилось не обещанным согласием, а холодной войной. Создание единой системы традиционных ценностей для разных народов и конфессий, чтобы сформировалась общероссийская аутентичность? Тоже звучит подозрительно знакомо. Не говоря уже о том, что до сих пор не все страны постсоветского пространства успели восстановить язык и культуру, покалеченную советским колониализмом.


Не вызывает радости и пункт об «организации экспертизы ценностей». Здесь можно только напомнить о «смерти автора», чьи похороны прошли больше пятидесяти лет назад. Начиная с программного эссе Ролана Барта публика вроде бы усвоила, что произведение не равняется автору и после создания приобретает или теряет смыслы в зависимости от контекста, эпохи, образования и бэкграунда смотрящего. Так и эксперты увидят в спектакле ровно те ценности, какие захотят или смогут увидеть. Разве что совершенно прямое и буквальное высказывание не вызовет сомнений, но будет ли оно иметь отношение к искусству?


Поскольку культурная традиция — явление гибкое и саморефлексирующее, то и ценности переосмысляются: многое из того, что было корректным раньше, сегодня стало социально неприемлемым, и наоборот. Закрепление в законодательстве даже тех позиций, которые сейчас кажутся базовыми и безусловными, может привести к искусственной стагнации.


Самое грустное, что аппарат цензуры может даже и не потребоваться — из-за уровня страха и самоцензуры, который возникнет при принятии этого законопроекта. В «Основах государственной политики» есть пункт о том, что федеральные и региональные органы исполнительной власти будут нести ответственность ‎за финансирование мероприятий, противоречащих целям и задачам государственной политики. Только вот очень трудно сказать заранее, каким получится спектакль да и любое другое произведение искусства.


Резко сократится пространство для поиска и эксперимента, результат которых всегда неизвестен. Искусственным отбором будет сокращаться любая форма, в которой есть что-то неоднозначное, что, не дай бог, можно неверно интерпретировать. Важно ведь не само соответствие традиционным ценностям, а его очевидность и видимость, чтобы государственная экспертиза не смогла придраться. Те, кого эксперты смогут заподозрить в свободомыслии, ждет «анализ деятельности структур и лиц, наносящих ущерб национальным интересам Российской Федерации в сфере традиционных ценностей».


Поскольку большая часть театров сегодня — государственные, и многие из независимых существуют на гранты, распределяемые СТД, то есть тоже на деньги страны, то внешний контроль и самоцензура в театральной среде будут повсеместными. Как, впрочем, и в других областях искусства. Едва ли можно всерьез надеяться на то, что в индустрии останется какое-то разнообразие. В общем — да здравствует неосоцреализм! Но, как мы знаем, не сегодня.


Д

Алиса Литвинова • есть тема

Алиса Литвинова • есть тема

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}